Конспект открытого урока-праздника во 2 классе по курсу «Мир вокруг нас» Тема урока: Дом
Конспект открытого урока-праздника во 2 классе
по курсу «Мир вокруг нас».
Тема урока: Дом.
Цели урока:
** Воспитывать чувство привязанности к родному дому и ответственности за его судьбу.
** Подвести детей к осознанию необходимости личного участия в благоустройстве родного дома, поддержанию семейных традиций и уклада.
** Познакомить детей с содержанием статьи 12 Всеобщей декларации прав человека, помочь понять её смысл.
Оборудование урока: Стенд «Мой дом, моя семья» (семейные фотографии учащихся класса).
Семейные реликвии.
Запись песни В. Шаинского на слова М Рябинина «Родительский дом» и
песни из кинофильма «Щит и меч» на слова М. Матусовского
«С чего начинается Родина?»
Книги «Ваши права».
Оформление доски: на доске надпись: Дом. Родительский дом – начало начал. (Картинки города, села); под шторкой слова: неприкосновенность, посягательство, вмешательство, репутация; на наборном полотне: изба, яранга, иглу, сакля, курень, юрта, кош.
Ход урока.
Оргмомент.
Сообщение учителем темы урока.
- На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что наш Азов и посёлок Новополтавский – это наша с вами Родина. А сегодня мы поговорим о родном, отчем доме. У каждого человека есть родной дом, в котором живёт его семья. У кого-то это квартира в многоэтажном доме, у кого-то отдельный дом.
- Откройте учебник на стр.94. Прочитайте, какие бывают дома у разных народов, найдите их названия.(Изба – в русской деревне, яранга – жилище чукчей, иглу – снежный домик канадских эскимосов, сакля – в грузинском, дагестанском ауле, курень – в казацкой станице, юрта – У жителей пустыни, в кишлаках, кош – круглая киргизская палатка).
По-разному устроены эти жилища-дома. О некоторых из них вы прочитаете дома подробнее.
А сегодня мы будем говорить о вашем родном доме.
- Запись песни В. Шаинского на слова М. Рябинина «Родительский дом».
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом.
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет!
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
- Ребята, в песне вы услышали такие слова: «Родительский дом – начало начал».
- Как вы их понимаете? ( ответы учащихся).
Учитель обобщает ответы детей:
В доме родителей началась и продолжается ваша жизнь. Именно с него началось ваше знакомство с большим миром: миром людей, животных, вещей. Здесь вы произнесли своё первое слово, впервые встали на ножки и сделали первый самостоятельный шаг, прочитали первую книжку, впервые ощутили мамину ласку, пережили первую радость и первую обиду. Всё впервые происходит с человеком в родительском доме. Вот поэтому так и говорится: «Родительский дом – начало начал».
- Давайте все вместе сейчас представим в памяти свой родной дом, любимый уголок в нём.
- Закройте глаза… Что вы видите, слышите, чувствуете? ( Рассказы детей).
Вот мы как будто побывали в гостях друг у друга, прониклись добрыми чувствами друг друга, вспомнили родной дом.
Знаете, ребята, а мне кажется, что родной дом живой. Он, как и мы, когда-то родился, его построили, украсили. Он дышит, смотрит глазами-окнами на улицу; звуки, которые мы в нём слышим, это разговор дома с нами. Ему не безразлично, как люди, живущие в нём, относятся друг к другу.
- Как вы думаете, что не нравится нашему дому? А что его радует? (Ответы детей).
А знаете ли вы, как в старые времена строили дом наши предки? Как место выбирали? Как новоселье справляли?
Некоторые обычаи сохранились до наших дней.
Дом старались построить на чистом возвышенном месте – на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними же потом праздновали новоселье. А первыми в новый дом впускали петуха или кошку, из людей первыми заходили старики. Из печи старого дома приносили угольки для растопки печки в новом доме, а иногда даже кашу начинали варить в старом доме, а доваривали уже в новом. Так из дома в дом, от поколения к поколению переходили традиции домашнего уюта, порядок и правила.
- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
- Как ваш дом к ним готовится?
- А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам? (Рассказы детей).
Праздник тем и радостен, что бывает нечасто. Его ждут, готовятся, о нём мечтают.
- Давайте-ка и мы в нашем доме-классе немножечко попразднуем.
Физминутка. Хоровод под музыку с движениями.
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
С капустой пирог
И с картошкой пирог,
А который без начинки,
Самый вкусный пирог.
Чашку чая нальём,
Хоровод заведём.
А прощаться мы не будем,
Сами в гости пойдём.
Праздник – это замечательно, но все мы знаем пословицу «Делу время, а потехе – час».
- Как вы её понимаете?
Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом.
Наш дом – это не просто здание, в котором мы живём. Это наша семья, близкие и родные люди, привычные и любимые вещи, игрушки, домашние любимцы – кошка, собака, попугайчик или хомячок, рыбки или черепашка. Вон как много всего!
А мы уже говорили, что дом любит порядок и чистоту. Все вещи в нём имеют свои места. Чтобы поддерживать порядок и уют в доме, все члены семьи должны потрудиться. У старших обязанностей больше, у младших – меньше, но домашние трудовые обязанности есть у всех.
- Кто и какие дела выполняет в вашем доме?
- А какие обязанности есть у вас?
А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в прошлое. Практически все домашние вещи, окружающие нас, имеют свою историю. Во многих семьях хранятся старинные вещи, оставшиеся от прабабушек и прадедушек. Наверняка с этими вещами связаны какие-то интересные истории, воспоминания о различных событиях. Такими вещами могут быть красивая чашка или вазочка, фотографии, ордена и медали, старинные монеты или украшения, икона или крестик, шкатулка и ли прялка, детская игрушка или что-то ещё. В этих вещах – история вашей семьи и вашего дома. Эти вещи называются реликвиями.
- Дети показывают и рассказывают о своих реликвиях.
Есть в народе такие пословицы: «Дома и стены помогают», «Мой дом – моя крепость».
- Как вы понимаете их смысл?
Но не только дом защищает и бережёт человека. Человек тоже защищае и бережёт свой дом, своё жилище. Во Всеобщей декларации прав человека есть статья, которая защищает наш дом, наши права на него. Это 12-я статья.
- Откройте книгу «Ваши права» на стр. 26.
- Чтение статьи.
Словарная работа.
Неприкосновенность – никто не может тронуть, коснуться, отнять что-либо.
Посягательство – попытка отнять что-либо, лишить чего-либо – покушение.
Вмешательство – непрошено вступать в чьи-либо дела, занятия, отношения.
Репутация – создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо.
Лучше понять и вникнуть в суть этой статьи нам снова поможет сказка.
- Инсценировка сказки.
Перед вами поросята –
Очень славные ребята.
Двое пляшут, веселятся,
Непогоды не боятся.
Третий брат – трудяга славный,
Он в семействе самый главный.
Строит он кирпичный дом,
Чтоб жилось спокойно в нём.
Ну а те, что плясуны,
Что? Дома им не нужны?
Спохватились шалунишки,
Бросили свои делишки,
Из того, что под рукой,
Быстро сляпали домишки.
Этот домик из соломы,
Этот домик из ветвей.
Соревнуются друг с другом,
Кто построит дом быстрей.
Вот и всё… Дома готовы!
Веселиться можно снова.
Поросятинку почуяв,
На охоту вышел волк.
Он уж в жирном поросёнке
Лет 15 знает толк.
- Этот домик из соломы
Стукну лапой – упадёт.
И весёлый поросёнок
Быстро в пасть мне попадёт.
Ах, негодник! Ах, нахал!
Полюбуйтесь-ка, удрал.
Убежал к другому брату,
Где избёнка из ветвей.
Побегу во весь я дух
Да поймаю сразу двух.
Волк с разбегу стукнул дом.
Дом затрясся, а потом
Развалился…, еле-еле
Братья убежать успели.
Говорят родному брату:
-Мы ни в чём не виноваты.
Волк дома разрушил наши.
Но твой дом теплей и краше.
Ты пусти нас, брат, в свой дом,
Рассчитаемся потом.
- Что ж, лентяи, заходите.
Места хватит всем, живите.
-Больше мы плясать не будем,
Будем помогать тебе.
Никогда мы не забудем,
Что не бросил нас в беде.
- Чьи права нарушены в этой сказке?
- Кто нарушил права и какие?
- Как был наказан нарушитель?
Наши с вами права на неприкосновенность нашего родного дома никто не нарушает, и мы можем жить спокойно.
И наш город, и наше родное село, и родительский дом – всё это наша Родина.
С чего начинается Родина?
Наверно с отчего дома,
Где тонкой рябинки гроздья
Склонились к окну родному.
-- Звучит песня из кинофильма «Щит и меч» на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А, может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс
С чего начинается Родина?
Она начинается с солнца,
С людей, не умеющих лгать,
И просто с твоей готовности
Жизнь за неё отдать.
Вот и закончился наш урок-праздник, наше путешествие в прошлое и настоящее отчего дома. Любите, берегите его. Помогайте вашим родителям делать его тёплым и уютным.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ