Конспект урока для 1 класса на тему "Как оценить свое внимание"
Как оценить свое внимание
Цель занятия: исследование собственных способностей к запоминанию, определение параметров и психологических особенностей внимания.
Задание 1. Определите особенности колебания своего внимания ( периодические произвольные изменения напряжения внимания). Слайд№1, раздаточный
материал.
Для этого в течение одной минуты смотрите на приведенный здесь рисунок и отмечайте те моменты, когда восприятие изображения рисунка у вас будет изменяться: усеченная пирамида будет тот приближаться к вам, то удаляться.
Отмечать надо не глядя, на листок с записью.
Условные обозначения для отметок: - пирамида приближается;
пирамида удаляется.
Посчитайте, сколько раз в течение одной минуты у вас изменилось восприятие рисунка.
Задание 2.Определите устойчивость своего внимания (длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость внимания утомляемости и отвлечению).
С этой целью попросите соседа по парте засечь время, в течение которого вы сможете с помощью волевого усилия удержать восприятие рассмотренного выше рисунка только в одном положении: видеть только усеченную пирамиду, приближающую к вам или только уходящую внутрь.
Задание 3. Определите объем своего внимания – наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать). Слайд№2
Посмотрите на рисунок в течение 3 секунд. Постарайтесь запомнить все, что вы увидели на нем. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры вписаны в каждую фигуру.
Проверьте свои записи и посчитайте:
сколько фигур вы правильно запомнили;
сколько цифр вы правильно восприняли;
сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.
Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Слайд №3.
Задание 4. Определите особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел).
Попросите соседа по парте засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносите 1, пишите 20; произносите 2, пишите 19 и т.д. Посчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания.
Распределение внимания – формируемое качество.
Задание 5. Определите особенности переключаемости своего внимания
( перестройка внимания с одного объекта на другой). Слайд № 4, раздаточный
материал.
7
IV
10
VI
22
24
XII
II
XIII
19
8
11
XVI
XIX
IX
I
20
XV
21
XXIII
3
17
6
XVII
VIII
18
12
XXIV
XIV
25
13
X
XX
1
VII
XXI
III
23
V
15
14
5
16
XVIII
XI
2
XXII
4
9
Используя таблицу, определите, за какое время вы сумеете:
а) показать на таблице карандашом арабские цифры в возрастающем порядке;
б) показать на таблице карандашом римские цифры в убывающем порядке;
в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские – в убывающем.
Переключаемость внимания определите по формуле:b- (a+б)/48
А, б, в – время ответов на соответствующие задания.
Чем меньше результат, тем лучше у вас развита переключаемость внимания.
Задание 6. Начертите в тетради 25 фигур в том порядке, как они изображены на рисунке (слайд № 5)
У вас есть возможность проверить можете ли вы быстро и внимательно работать. Обратите внимание на рисунок с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур эти цифры. Учтите, что вписывать нужно во все фигуры подряд, а не в разбивку. Зафиксируйте время выполнения задания.
Если вы справились с заданием безошибочно и быстрее, чем за 30 секунд, это отличный результат.
30 -35 – хороший
36 – 40 – средний
Если на выполнение задание ушло более 40 секунд, то это считается низким результатом.
Внимание, о определению психологов, - это направленность вашего сознания( психики) на определённый объект.
Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в очень важную способность- внимательность.
Быть внимательным -значит следить за какими-нибудь движениями;
развивать внимательность- значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, природе, науки, людях.
Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого, человеку надо заставить себя быть внимательным, а в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать, и т.д.
Для многих видах деятельности очень важно произвольное внимание.
Как развивать внимание
1.Пручайте себя работать в самых разнообразных условиях, даже в шумной и отвлекающей обстановке, надо стараться не замечать того, что мешает в работе.
2. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.
3. Тренируйтесь в переключении внимания. Эти тренировки должны проходить по трём направлениям:
-Быстро переключайте внимание с объекта на объект;
- Выделяйте наиболее важные объекты, за счёт второстепенных;
- Изменять порядок переключения- образно это называют выработкой «маршрута восприятия»
4. Развивайте у себя волевые качества. Заставляйте себя сосредоточиваться, когда этого не хочется делать. Почаще следуйте принципу «надо», а не «хочу». Начинайте работу с трудного и неинтересного, старайтесь выполнять те дела, которые хочется отложить напотом.
5. Просто тренируйте свою способность к сосредоточению, концентрации внимания. В одном из индейских племён детей учат сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда всё вокруг тихо. Но это считается очень тяжёлым испытанием.
6. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать её с душой, с радостью, настраивайте себя на это.
7. Лучший способ развить внимание- научить себя быть внимательным к людям.
8. Вечером, перед тем как заснуть попытайтесь вспомнить все события минувшего дня- одно за другим. Начинать следует припоминать с небольших отрезков времени, но пытаться припомнить события во всех подробностях.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ