Конспект урока для 1 класса по теме: "О чём шепчут деревья"

Муниципальное автономное образовательное оздоровительное учреждение

« Ленинская санаторная школа-интернат»





















Тема занятия:

«О чём шепчут деревья»

для 1 класса



































Составитель: Попова Татьяна Григорьевна

Задачи:

- формировать представление о пользе деревьев;

- создавать условия для овладения детьми различными видами деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты: обучающиеся должны закрепить представления о деревьях, должны учиться уметь делать выводы о бесценности красоты и пользы природы, о необходимости беречь деревья и природу; уметь грамотно отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

Оборудование: мультимедиа, проектор, ноутбук, тетради, раздаточный материал (листочки зелёного цвета, карточки с элементами хвойных и лиственных деревьев), ножницы, клей, картины художников и иллюстрации с изображением леса, одноразовые ложки и стаканчики, природный материал,

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, я очень рада видеть вас.

И для меня уже награда -

Вниманье умных ваших глаз!

Упражнение «Подари улыбку»

Постановка проблемы. Начну занятие с загадки. Я думаю, вы легко отгадаете, что это и правильно определите тему сегодняшнего занятия.

. Определение темы занятия.

Загадка.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

- Что это? (Дерево)

- Как вы думаете, о чём будем говорить?

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые нас окружают. Тема занятия «О чём шепчут деревья».



Закрепление изученного материала

 Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех нас подарками, а взамен ничего не требуют. Давайте попробуем разобраться, какую же пользу приносят деревья человеку и всему живому, что нас окружает. Путеводителем занятия будет иллюстрация….( слайд 1)

- На какое дерево похоже изображение? Ответы обучающихся.

Я вам хочу открыть маленький секрет: приготовьте ушки, чтоб нас никто не подслушал, приготовили…

Проговорить шёпотом. Кружочки, если мы хорошо справимся с заданиями на занятии, превратятся в плоды этого дерева.

- Как называются плоды яблони? Яблоки.

Инструкция. В тетрадях у вас тоже есть деревья, но они без листочков. За активное участие, правильные и полные ответы вы получите «листочки» и ваши деревья к концу занятия зазеленеют (листочки по ходу занятия приклеиваем в тетради на дерево). Посмотрели.

Давайте подумаем!

- О чём же шепчут нам деревья и какую пользу они приносят человечеству?

Основная часть занятия

 Первое яблоко «Дерево накормит» ( слайд 2)

- Как деревья могут накормить? Ответы детей.

Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды, каких деревьев нашего края вы пробовали?

- А какие ещё плоды попробовали?

- Они как называются? (фрукты)

Не только человек питается их плодами, но и птицы и звери. Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.

Второе яблоко «Чистый воздух»(4слайд )

Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево – можжевельник ( показ ветки можжевельника). Можжевельник очень хорошо очищает воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашей школы.

- Как по-вашему мнению, где воздух чище: в лесу или в городе?

- Почему? Ответы детей.

В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому чаще среди лесов устраивают детские лагеря, лесные школы для больных детей, дома отдыха и санатории.

Третье яблоко «Тень» ( слайд6) Высказывания обучающихся.

В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Деревья служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.

Дидактическое упражнение «Найди тень от дерева»

Задание: соедините линией дерево с его тенью.

Самостоятельная работа в тетрадях: Дети карандашом проводят линии от дерева к его тени.

Четвертое яблоко «Красота» ( слайд 8) Высказывания детей

Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а затем желтый наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин.

Показ репродукций: Исаак Левитан «Весна. Большая вода», Иван Шишкин «Золотая осень», Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Красота красотой, но я хочу проверить, как вы знаете деревья.


Игра «Найди пару»

( На столе природный материал(веточки деревьев, шишки, плоды) каждый берёт по одному предмету и ищет себе пару( берёзовый листок- береста, еловая шишка- еловая веточка).

Физминутка: «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся за столы)

Пятое яблоко «Лечение» ( слайд 10 )

Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этими дарами деревьев.

- Какие вы знаете лечебные свойства деревьев?

  • Цветки липы излечат больное горло при ангине.

  • Плоды рябины умеют заживлять раны.

  • Масло из грецкого ореха заживит ожог.

  • Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу.

  • Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней, не заболеть.

  • Еловые шишки обладают поистине уникальными лечебными свойствами. Чем больше будет их в вашем доме, тем здоровее и чище станет воздухом, которым вы дышите. Хорошо заготовить их на зиму, подбирая с земли.

Если подержать еловую шишку между ладонями буквально несколько минут, вы быстро избавитесь от отрицательной энергии, накопившейся в организме

Использование приёма релаксации: берём в ладошку шишку, закрываем глаза и подержим между ладошками несколько секунд, тихонько считаем до 10

Сегодня мы с вами попробуем липовый чай - чай из цветков дерева липы. Этот чай поможет нам защититься от простуды.

Шестое яблоко «Жилище» ( слайд 12)

Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку.

-Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы.-

- А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы.

-А кто устраивает себе дом среди корней дерева?

Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.

Под корой дерева живут различные насекомые.


Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям.

- А как мы можем выразить свою благодарность деревьям?

- Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает».


- Как вы думаете, что необходимо деревьям для жизни? Ответы .

Так ли это на самом деле проверим, внимание на слайд.

Помни: дереву, как и людям для жизни важно (слайд 14)


Солнце. Это источник света и тепла. Дерево не может жить без света.

От количества тепла зависит и начало появления листьев.

Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды.

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух.

Насекомые: пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится "пищи" для деревьев.


- Как вы думаете, деревья живые или нет?

- Они чем-то похожи на нас? Деревья тоже дышат и пьют воду. Так же, как и мы, рождаются, растут, болеют и чахнут. Может, они и вправду живые?


Домашнее задание: выяснить, живые ли деревья?


Пойми живой язык природы, ( слайд 15)

И скажешь ты прекрасен мир!


Заключительная часть. Подведение итогов

Посмотрим ваши тетради: появились ли на ваших деревьях зелёные листочки? А теперь прислушайтесь к ним (склоните ушко к тетради). О чём они нашептали вам? (дети рассказывают о том, что они узнали в ходе занятия о деревьях)


Рефлексия.

- Что показалось наиболее интересным?

-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала занятия дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные рассуждения прозвучали у следующих ребят……..


На доске крона дерева. Оформляем дерево при помощи ладошек.

Занятие понравилось – светлые тона.

Занятие было скучным, неинтересным – тёмные тона.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ