Конспект урока для 1 класса по теме: "О чём шепчут деревья"
Муниципальное автономное образовательное оздоровительное учреждение
« Ленинская санаторная школа-интернат»
Тема занятия:
«О чём шепчут деревья»
для 1 класса
Составитель: Попова Татьяна Григорьевна
Задачи:
- формировать представление о пользе деревьев;
- создавать условия для овладения детьми различными видами деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Планируемые результаты: обучающиеся должны закрепить представления о деревьях, должны учиться уметь делать выводы о бесценности красоты и пользы природы, о необходимости беречь деревья и природу; уметь грамотно отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
Оборудование: мультимедиа, проектор, ноутбук, тетради, раздаточный материал (листочки зелёного цвета, карточки с элементами хвойных и лиственных деревьев), ножницы, клей, картины художников и иллюстрации с изображением леса, одноразовые ложки и стаканчики, природный материал,
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, я очень рада видеть вас.
И для меня уже награда -
Вниманье умных ваших глаз!
Упражнение «Подари улыбку»
Постановка проблемы. Начну занятие с загадки. Я думаю, вы легко отгадаете, что это и правильно определите тему сегодняшнего занятия.
. Определение темы занятия.
Загадка.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
- Что это? (Дерево)
- Как вы думаете, о чём будем говорить?
Сегодня мы поговорим о деревьях, которые нас окружают. Тема занятия «О чём шепчут деревья».
Закрепление изученного материала
Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех нас подарками, а взамен ничего не требуют. Давайте попробуем разобраться, какую же пользу приносят деревья человеку и всему живому, что нас окружает. Путеводителем занятия будет иллюстрация….( слайд 1)
- На какое дерево похоже изображение? Ответы обучающихся.
Я вам хочу открыть маленький секрет: приготовьте ушки, чтоб нас никто не подслушал, приготовили…
Проговорить шёпотом. Кружочки, если мы хорошо справимся с заданиями на занятии, превратятся в плоды этого дерева.
- Как называются плоды яблони? Яблоки.
Инструкция. В тетрадях у вас тоже есть деревья, но они без листочков. За активное участие, правильные и полные ответы вы получите «листочки» и ваши деревья к концу занятия зазеленеют (листочки по ходу занятия приклеиваем в тетради на дерево). Посмотрели.
Давайте подумаем!
- О чём же шепчут нам деревья и какую пользу они приносят человечеству?
Основная часть занятия
Первое яблоко «Дерево накормит» ( слайд 2)
- Как деревья могут накормить? Ответы детей.
Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды, каких деревьев нашего края вы пробовали?
- А какие ещё плоды попробовали?
- Они как называются? (фрукты)
Не только человек питается их плодами, но и птицы и звери. Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.
Второе яблоко «Чистый воздух»(4слайд )
Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево – можжевельник ( показ ветки можжевельника). Можжевельник очень хорошо очищает воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашей школы.
- Как по-вашему мнению, где воздух чище: в лесу или в городе?
- Почему? Ответы детей.
В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому чаще среди лесов устраивают детские лагеря, лесные школы для больных детей, дома отдыха и санатории.
Третье яблоко «Тень» ( слайд6) Высказывания обучающихся.
В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Деревья служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.
Дидактическое упражнение «Найди тень от дерева»
Задание: соедините линией дерево с его тенью.
Самостоятельная работа в тетрадях: Дети карандашом проводят линии от дерева к его тени.
Четвертое яблоко «Красота» ( слайд 8) Высказывания детей
Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а затем желтый наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин.
Показ репродукций: Исаак Левитан «Весна. Большая вода», Иван Шишкин «Золотая осень», Игорь Грабарь «Февральская лазурь»
Красота красотой, но я хочу проверить, как вы знаете деревья.
Игра «Найди пару»
( На столе природный материал(веточки деревьев, шишки, плоды) каждый берёт по одному предмету и ищет себе пару( берёзовый листок- береста, еловая шишка- еловая веточка).
Физминутка: «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся за столы)
Пятое яблоко «Лечение» ( слайд 10 )
Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этими дарами деревьев.
- Какие вы знаете лечебные свойства деревьев?
Цветки липы излечат больное горло при ангине.
Плоды рябины умеют заживлять раны.
Масло из грецкого ореха заживит ожог.
Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу.
Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней, не заболеть.
Еловые шишки обладают поистине уникальными лечебными свойствами. Чем больше будет их в вашем доме, тем здоровее и чище станет воздухом, которым вы дышите. Хорошо заготовить их на зиму, подбирая с земли.
Если подержать еловую шишку между ладонями буквально несколько минут, вы быстро избавитесь от отрицательной энергии, накопившейся в организме
Использование приёма релаксации: берём в ладошку шишку, закрываем глаза и подержим между ладошками несколько секунд, тихонько считаем до 10
Сегодня мы с вами попробуем липовый чай - чай из цветков дерева липы. Этот чай поможет нам защититься от простуды.
Шестое яблоко «Жилище» ( слайд 12)
Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку.
-Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы.-
- А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы.
-А кто устраивает себе дом среди корней дерева?
Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.
Под корой дерева живут различные насекомые.
Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям.
- А как мы можем выразить свою благодарность деревьям?
- Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает».
- Как вы думаете, что необходимо деревьям для жизни? Ответы .
Так ли это на самом деле проверим, внимание на слайд.
Помни: дереву, как и людям для жизни важно (слайд 14)
Солнце. Это источник света и тепла. Дерево не может жить без света.
От количества тепла зависит и начало появления листьев.
Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды.
Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух.
Насекомые: пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).
Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится "пищи" для деревьев.
- Как вы думаете, деревья живые или нет?
- Они чем-то похожи на нас? Деревья тоже дышат и пьют воду. Так же, как и мы, рождаются, растут, болеют и чахнут. Может, они и вправду живые?
Домашнее задание: выяснить, живые ли деревья?
Пойми живой язык природы, ( слайд 15)
И скажешь ты прекрасен мир!
Заключительная часть. Подведение итогов
Посмотрим ваши тетради: появились ли на ваших деревьях зелёные листочки? А теперь прислушайтесь к ним (склоните ушко к тетради). О чём они нашептали вам? (дети рассказывают о том, что они узнали в ходе занятия о деревьях)
Рефлексия.
- Что показалось наиболее интересным?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала занятия дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные рассуждения прозвучали у следующих ребят……..
На доске крона дерева. Оформляем дерево при помощи ладошек.
Занятие понравилось – светлые тона.
Занятие было скучным, неинтересным – тёмные тона.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ