Конспект урока на тему «Загадочная посылка»
МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»
Конспект урока на тему
«Загадочная посылка»
Воспитатель
первой квалификационной категории
Аманжулова Г.К.
Локомотивный городской округ, 2011г.
ЦЕЛЬ: Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
учить понимать смысл русских традиций;
активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др.;
обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта.
Развивающие:
развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;
развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать интерес к истории своего народа;
воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;
воспитывать аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
выставка детских работ;
выставка работ мастера резьбы по дереву;
слайды с изображением предметов быта;
шаблоны туесов по количеству детей;
трафареты с изображением элементов орнамента по количеству детей;
сундук – загадка;
предметы русского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, лапти, короб;
посылка;
аудиозапись русских народных песен;
палитра с различными красками по количеству детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;
рассматривание экспонатов народного быта;
чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;
посещение местного краеведческого музея;
знакомство с мастерами народного творчества: «Декоративно – прикладное искусство. Резьба по дереву»;
прослушивание грамзаписей русских народных хороводов;
разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок и т.д.;
составление рассказов о предметах народно – прикладного искусства;
художественно – творческая деятельность детей;
проведение цикла занятий: «Как возникла Россия», «Культура и традиции русского народа», «История нашего городка», «Литературная викторина по русским народным сказкам».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
М. Зацепина, Т.Антонова «Народные праздники в детском саду»
М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба…….»
Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»
С. Баруздин «Страна, где мы живем»
Г. Федорова «На золотом крыльце сидели…»
ХОД ЗАНЯТИЯ
(дети входят в зал, садятся на стульчики, раздается стук в дверь и вносится посылка)
Воспитатель: Ребята в наш детский сад пришла загадочная посылка, давайте прочитаем, что на ней написано!? «Прибыла загадочная посылка тчк Адресата нет тчк Что делать? Помогите!!! Почтальон Печкин»
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что нужно помочь Почтальону Печкину, как вы думаете? (высказывания детей)
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы помочь Почтальону Печкину (высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, а это не простая посылка, в ней сундук загадок (достаю сундук). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот так сундук загадок, не сундук, а диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.
Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)
Воспитатель: Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, почему наш сундук называется «сундук – загадок»? (высказывания детей)
Воспитатель: Правильно, в нем спрятаны интересные загадки, и если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то сундук откроется, и мы узнаем, кому предназначалась эта посылка.
Хотите открыть сундук, тогда отгадайте первую загадку:
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.
(слайд 1)
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?
Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.
Воспитатель: Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (ответы детей)
(во время ответов идет демонстрация слайдов со 2 по 7)
Воспитатель: Города и села окружали огромные леса, дерево стоило дешево, поэтому было основным материалом для строительства различных построек, домашней утвари и многого другого.
А сейчас послушайте следующую загадку:
«На пожаре был,
Домой пришел,
Все семью накормил» (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на вторую загадку.
(слайд 8)
Воспитатель: Верно, ребята, кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и крынки?
Ребенок 2-й: Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.
Воспитатель: Ребята, из глины делали не только горшки и крынки, но и другие предметы, например игрушки - свистульки.
(слайд 9)
Воспитатель: А сейчас следующая загадка:
«Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет» (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на третью загадку.
(слайд 10)
Воспитатель: Ребята, скажите, из чего плели лапти?
Ребенок 3-й: Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. А еще из корней деревьев и лыка плели корзины.
(слайд 11 )
Воспитатель: И последняя загадка, она сказочная:
«В чем нес медведь Машеньку в сказке «Маша и медведь» (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на четвертую загадку.
(показ отрывка из мультфильма «Машенька и Медведь»)
Воспитатель: Верно, а какой материал использовали мастера для изготовления короба?
Ребенок 4-й: Мастера использовали верхний слой коры сломанной березы – бересту.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, для чего был предназначен берестяной короб?
Ребенок 5-й: Берестяной короб или туес предмет быта с плотно прилегающей крышкой, люди использовали его для хранения овощей. А еще на бересте рисовали картины.
(слайды с 12 по 14)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы – отгадки, и попробуем открыть сундук - загадок. (высказывания детей)
Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами. И их нужно отправить в какой музей? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в музей русского быта.
Ребята, а вы не забыли, что на посылке нет адреса, а без него отправить посылку невозможно. Давайте посмотрим внутри посылки….
(смотрим в посылке и находим листочек с адресом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это листок с адресом, по которому нужно доставить посылку просто он попал под сундук – загадок. Прочтем адрес?
(высказывания детей)
Воспитатель: п. Локомотивный, улица Школьная, дом 34. Вам знаком этот адрес? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно это адрес нашего детского сада. Ребята, а у нас в детском саду есть музей русского быта? (ответы детей)
Воспитатель: Да, в нашем детском саду такой музей есть, и мы с вами много раз в нем бывали: читали сказки, рисовали, я рассказывала вам о праздниках и знаменательных датах.
(слайды с 15 по 17)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, экспонаты из сундука могут храниться в нашем музее? (ответы детей)
Воспитатель: Да, конечно, мы можем не только хранить их у себя в музее, но и рассказывать другим детям об этих интересных предметах. И сегодня я хочу предложить вам, пополнить экспозицию музея не только предметами из посылки, а также нашими творческими работами. Вы согласны, подарить музею свои работы? (ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем начнем работу, давайте, исполним хоровод.
(дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла»)
Воспитатель: (выставляю на доску образец расписной прялки) Издавна русские люди украшали свои жилища, одежду, предметы быта: сундуки, прялки, посуду….. невиданными цветами, ягодами. Узоры уральских мастеров всегда можно отличить их по их красочности и праздничности. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть, как украшена прялка. Посмотрите, и скажите, как расположен узор, какие элементы можно использовать при украшении. (ответы детей)
(практическая деятельность детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Почтальону Печкину узнать, кому адресована была посылка? (ответы детей)
Воспитатель: В заключение нашего занятия, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции (достаю хлеб-соль)
Воспитатель: Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.
(вручаем хлеб-соль)
Воспитатель: Спасибо вам всем за занятие. До свидания!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ