Конспект урока для 2 класса на тему «Наша дружная семья»
Автор: Земляная Наталья Васильевна
Место работы: МБОУ СОШ №8 г. Конаково, Тверской обл.
Должность: учитель начальных классов.
Дополнительные сведения: Окружающий мир. 2 класс. УМК «Школа России», А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс
Тема: «Наша дружная семья»
Цель: обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи.
Развивающие: развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме, творческие способности ребят (инсценировки), навыки работы в творческих группах, обще-учебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала).
Воспитательные: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, патриотизм учащихся.
Оборудование: учебник - А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс, презентации учащихся по данной теме, мини сочинения по теме «Моя дружная семья, составленные генеалогические древа, фотографии прадедушек и прабабушек, участников ВОВ.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.
Мы с вами заранее разбились на группы. Вы в группах выбрали для себя интересующее вас задание и проводили мини-исследования, составляли свои проекты, писали мини-сочинения, искали факты из истории. Все приобретённые вами знания пригодятся нам сегодня на уроке.
2.Постановка проблемы (возможно подготовленный ученик).
Я расскажу вам историю, которая произошла с одним мальчиком.
Цель. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.
«Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался!
Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.
(Ваши ответы д.б. доказательными, а речь красивой и понятной)
Как же менялось настроение мальчика?
Почему Миша вначале был доволен, что он стал невидимкой?
Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо?
Вывод. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)
Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми.
4. Изучение нового материала.
С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)
С кем чаще? (родителями)
Где это происходит? (В школе, на улице, дома)
Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.
а) откройте учебники по закладке
А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)
б) конкретизация темы урока - на этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.
Прочитать тему: « Наша дружная семья».
Как вы понимаете слово «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе)
Слово предоставляем З.И. (ученице), изучавшей эту проблему.
1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)
Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.
2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7.
Старинная семья
Но и в наше время есть очень большие семьи, например
Испанская семья
Американская семья
Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем
Б.С. (ученику)
в) культура общения
К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассмотрите картинку на странице 46, что вы видите?
Мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку, разыграв ситуацию…
Итак, покажет сценку наша первая творческая группа.
К дедушке и бабушке
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,
На столе без соли?»
Насте бабушка в ответ:
- Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов!
Я во всем помочь им».
- Да и мне не по себе,
Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!
Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)
Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
- Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….)
Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.
Чтец 1: Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Чтец 2:Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.
Чтец 3: И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
Чтец 4: “Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?
Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (…)
г) взаимопомощь в семье
Вторая творческая группа тоже подготовила сценку.
Цель. Будьте внимательны, вы должны понять без чего ещё, нельзя жить в семье.
Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком:
- Я вам вовсе не девчонка -
Не пойду за молоком!
Мама смотрит без улыбки:
- Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он:
- Ну давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной:
Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Дядя с длинными усами,
Высоченный как отец,
Улыбнулся: «Видно маме
Помогаешь - молодец».
И уже не стороной -
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал
Молоко не расплескал.
- Мама, что ещё купить?
Я могу ещё сходить!
Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
г) вместе выполнять работу по дому
Пришло время выслушать третью творческую группу.
3 группа
Папа с мамой на заводе,
Варит бабушка обед,
А у Лиды и Володи
Никакого дела нет.
Ходят скучные с утра
И братишка и сестра.
Дед стучит, ведёрко чинит,
Подозвал к себе внучат.
«По какой такой причине
Малыши мои молчат?
Я вот стар, а мне не скучно»,-
Говорит сурово дед, -
«Объяснить могу научно
В чём тут кроется секрет».
Помолчал старик немного,
А потом добавил строго.
- Вы сюда взгляните внуки,
Вот на эти руки…
На мозолистые руки.
Молча смотрят внуки
А на внуков смотрит дед:
- Ну, понятно в чём секрет?
Все:
Знают взрослые и дети
Жить невесело на свете
Если в жизни дела нет.
О чем нам рассказали ребята?
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.
Работа с учебником.
Рассмотрите картинку на странице 47. Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в твоей семье.
Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.
5. Физкультминутка.
д) вместе отдыхать
Цель. Как ваша семья проводит свободное время?
Некоторые ребята выбрали именно эту тему для своих проектов, послушаем их.
К. Д. (презентация)
К. К. (презентация)
В. П. (презентация)
е) история и традиции семьи
Цель. Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей)
А может вам поможет загадка.
При рождении тебе дано, а люди им пользуются (имя)
А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого)
Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными.
- А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)
- Как различают таких детей? ( По фамилиям.)
Итак, имя вам дали родители.
Отчество – от отца.
А фамилия – ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому.
К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.
Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад)
Некоторые ребята пытались вместе со своими родителями установить интересные факты из истории своей семьи, даём им слово.
К. А. (презентация)
К. К. (презентация)
Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи - своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную.
Посмотрите, какие генеалогические древа получились у некоторых ребят из нашего класса (показываю на доску).
Ш. Р. расскажет нам о своём генеалогическом древе.
Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбом)
Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.
6. Итог
- В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? «понимание».
- Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит?
Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения.
7. Домашнее задание.
1. Раб.тетр.с.21 №1, №2
2. Уч.с.48-49, пересказ
3. Тест «Семья»
6. Рефлексия.
- А вам понравился урок?
- Что запомнилось?
- О чём захотелось узнать больше?
Вот это большое солнце - тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю эти солнышки. А вы подарите его тому человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ