Конспект урока обучения грамоте "ЗВУКИ [в], [в’], БУКВА в" 1 класс













Карамышева

Ольга Владимировна

Учитель начальных классов МБОУ " Марицкая СОШ "

















Образовательная система «Школа России»



Конспект урока обучения грамоте (чтение)

(Урок с позиции системно-деятельностного подхода)



1 класс

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [в], [в’],  БУКВА в.


Цель урока: знакомство со звуками [в], [в’], буквой в.


  Формирование универсальных учебных действий:

1.      Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

2.      Регулятивные УУД

Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

3.      Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

4.      Коммуникативные УУД

Формирование умения слышать и слушать , вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.


5. Предметные УУД

Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие ,не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

  • набор букв на магнитах, лента букв,

  • сигнальные карточки (кружки зелёного, жёлтого и красного цветов )

  • смайлики, зеркала

  • карточки для дифференцированной работы,

пластилин

картинка с изображением Винни-Пуха.







Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Самоопределение к деятельности (1-2 мин).

Организацион-ный момент. Психологический настрой

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку.


Подготовленный ученик читает стихотворение перед классом

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем и читать и отвечать?

Не судите очень строго.

Ведь учились мы не много!

-Прозвенел звонок. начинается урок. Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки. поприветствуйте их,. Аня прочитает стихотворение. А теперь можно тихо сесть.

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.

Покажите смайликом , а с каким настроением вы начинаете урок.

Я очень рада , что у всех сегодня хорошее настроение.

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.




2

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)


Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций.















Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.




Дети отвечают:

1.(гласные и согласные)
2. (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
3.(ударные и безударные)

4. (звук и – обозначает мягкость)








Дети отвечают: лишняя буква А, так как она гласная, буква с, так как она прописная.



а) Наш урок начнём с разминки

- Вспомним изученный материал:

-Скажите , чем звуки отличаются от букв?                                                             
- На какие 2 группы делятся звуки?
 

-По каким признакам вы определяете ,что звуки гласные?

- Назовите гласные звуки.




- А какой гласный звук отличается от других и чем?

  - Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
- На какие большие группы делятся все согласные звуки?
- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

б) Развиваем внимание

А сейчас посмотрим какие вы внимательные.

-Обратите внимание на буквы и скажите какая буква лишняя и почему? ВАПРЛДсТ (Магнитные буквы)

Молодцы! Вы были очень внимательны.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Ведение проблемного диалога


Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление;

3

Мобилизирую-щий этап

Дети слушают музыку из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

-А сейчас я предлагаю вам прослушать песенку. Если вы, прослушав,  догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
( картинка с изображением В.П.)

- Конечно, это добродушный медвежонок Винни-Пух. Он не случайно пришел сегодня к нам на урок. А почему , вы мне сами скажите чуть позже.

Личностные УУД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.




4

Постановка учебной задачи (3-4 мин)


Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения.






Детям предоставляется возможность выбора










Отгадывание загадок























Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.


- Мы познакомимся со звуками [в], [в’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [в], [в’] и букву в от других звуков и букв.

 -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

А сейчас пришло время узнать тему нашего урока. Предлагаю несколько вариантов, как можно узнать с какой буквой будем знакомиться.

1.Я вам сама называю букву.

2.Можно просто открыть учебник и посмотреть

3. Я вам предложу загадки и по отгадкам вы узнаете о какой букве будем говорить.

Конечно, догадаться самому всегда интереснее.





Слушаем первую загадку:

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
(Волк) (выставляю картинку)

Слушаем вторую загадку:

Салат, макароны, котлеты, картошку
Их можно, конечно, покушать и ложкой,
Но мною удобней - 
у меня есть зубчики
Правда, невозможно 
мною кушать супчики.

(Вилка) (выставляю картинку)

Какой первый звук в слове волк?

Правильно звук [в].

Какой первый звук в слове вилка?

Звук[в*].

Правильно.

Кто уже догадался какая тема нашего урока?

(Звуки [в], [в*] и буква В.)

 Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

        Познакомимся –

        Учиться отличать –

        Учиться читать -  




Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.

Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.



























Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.


5

Открытие» детьми нового знания (5-6 мин)




Цель: наблюдение за звуками, осознание темы урока



Наблюдают за звуками и делают вывод.





Нет.

(так как при произнесении звука воздух встречает преграду; )

Во рту есть преграда – (работа с зеркалами) нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно.

Ученик ставит на наборное полотно нужный знак.





Ладони звенят, слышится голос - значит звонкий;

Вывод: согласный, звонкий, может быть твёрдый и мягкий

Итак, новые звуки мы выделили, Цели поставили .Будем знакомиться с новыми звуками.

Исследуем звук [В] и дадим его характеристику.


Для этого проведём эксперименты.

Первый эксперимент — поем песенку со звуком [В].



Получилась ли песня?

Почему?

Возьмите зеркальца. Следим за губами, зубами и языком.

Какую преграду встретил воздух?

Значит какой это звук?

Первый вывод мы сделали. Он - согласный.

Выберем условный знак, которым мы обозначаем согласный.

А мы знаем, что согласные могут быть звонкими и глухими.


Второй эксперимент- кладём ладонь на горлышко и произносим звук.

Что заметили?( ладошки звенят)

Крикнем звук. Что услышали голос или шум?

Ладони звенят. Слышится голос. Значит какой он?

Второй вывод мы сделали- он звонкий.

Поставим условный знак, обозначающий звонкость.


Вспомним как звучал звук [В] в слове волк?

( твёрдо)

Как в слове вилка?( Мягко)

Какой вывод можем сделать?

( звук [в] может быть твёрдым и мягким).

Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? Можно опираться на знаки - помощники.

Новые звуки мы охарактеризовали .Теперь составим схемы к словам волк , вилка.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных УУД.

Деятельностный подход на уроке


5

Первичное закрепление (7-9 мин)


Цель: развитие фонематического слуха.

умения выделять звуки

Физминутка

Цель: создание условий для улучшения общего состояния детей и смены их деятельности





































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в классе (4-5 мин)

Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи


Физминутка

(Для восстановения работоспособности, снятия мышечного и умственного напряжения)




















Работа по иллюстрации учебника.

Тема нашего урока буква В и имя Винни- пуха тоже начинается на букву В.


























Дети конструируют букву.


Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля,) называют количество найденных букв в,





Самостоятельная работа(лепка буквы В из пластилина)













3) Работа в парах. Вспоминают правила работы в парах.


(тык-ва, ва-та, со-ва, вил-ка, во-рона, вос-ток, ва-за, во-лосы)







Дети отвечают:поменьше есть, меньше есть сладкого, больше есть фруктов, заниматься спортом.



Вспоминают алгоритм звуко-буквенного разбора Выкладывают на столе схемы слова при помощи кружков, проверяют себя.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану


Мы совсем забыли про нашего гостя Винни- пуха. Догадались почему он пришёл к нам на урок?

Винни- пух предлагает нам немножко отдохнуть и поиграть в игру «мягкий – твёрдый».

Винни- Пух большой обжора, он очень любит покушать, а особенно любит сладкое. Он мне передал конверт, где написаны его любимые лакомства.

Если в названии продукта услышите твёрдый звук - приседайте. Если мягкий - подпрыгните и хлопните в ладоши. А если в слове нет новых звуков- стойте спокойно.( варенье, виноград, вафли, мёд, ежевика, вишня, слива, халва, малина, повидло, ватрушка).

Знакомство с буквой В, в.    

- Звуки [в], [в'] обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ. Винни-Пух очень хочет, чтоб вы запомнили букву В и приготовил для вас картинки с буквой В.На что она похожа?

(Выставляю картинки)


К единице три подставим

Букву В с тобой составим.


Буква В плывёт ко мне

как кораблик по волне.

Давайте сделаем приятное для Винни-Пуха и вылепим букву В из пластилина.

Пора поселить новую букву в наш Азбукоград. В какое окошко мы её поставим?

Букву В мы заселили и с новосельем её поздравлять прибежали жители из красных окошек.

Чтение слогов

  • Прибежал веселый А, почитали дети – ва.
    Прибежал задорный 
    О, прочитали дети – во.
    Прибежал пузатый 
    Ы, прочитали дети – вы.
    Прибежал игривый 
    И, прочитали дети – ви.
    Прибежал упрямый 
    У, прочитали дети – ву.


громко (хором)

  • радостно (девочки)

  • вопросительно (мальчики)

1)Работа в парах

Винни- Пух вёз нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем  в парах. (составить слова из слогов, соединив их стрелочкой)

2)Проверка.

-Какие слова вы составили? Прочитайте.

А сейчас отдохнём, проведём физминутку под песенку Винни-Пуха.

Винни-Пух поёт в своей песенке о том, что не станет худеть. А вы как думаете нужно ли ему немножко похудеть?

А, что с ним случилось в гостях у кролика? (он так объелся, что не смог пролезть в дверь).

Какие же советы вы дадите Винни-пуху, чтобы похудеть?

( сесть на диету)

А как вы думаете Винни-Пух правильно питался?(нет, ел много сладкого).

Значит, что мы ему посоветуем?

(поменьше есть сладкого, а побольше фруктов)

А чем нужно заняться Винни-Пуху?

Конечно, нужно заниматься спортом. больше бегать.

Ребята, наш Рома несмотря на то, что он всего лишь первоклассник уже серьёзно занимается спортом. недавно он ездил в город Орёл на соревнования по бегу и занял там второе место. Так что Винни-Пуху можно брать пример с нашего Ромы.

А какие спортивные игры вы знаете?

5. Работа по учебнику

В какую спортивную игру играют звери?

Вместе с Винни-Пухом отправляемся на футбольное поле.

- Назовите кто играет в футбол.
- Кто забивает мяч?
- Кто стоит в воротах и ловит мяч?
-А как в футболе называют игрока, который стоит в воротах? Есть ли в слове вратарь наш новый звук? Где он стоит?

Давайте составим предложение со словом вратарь.

Как называют тех, кто болеет за своих игроков?

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

УУД.




























Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

















Коммуникативные УУД


Умение работать в парах,

договариваться. Умение учитывать позицию партнёра






Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.





ЛичностныеУУД:

Формирование эмоционального отношения к спорту и здоровому образу жизни.


6


Включение в систему знаний и повторение (10-12 мин)

Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения Работа с текстом учебника.









Чтение слов.
На доске слова в столбиках:
Вова                 вот                 ловит         ворота
Слава               твои               лови

- Прочитайте слова. Найдите слова, где буква «В» стоит в начале слова, в середине.
- Почему слова Вова, Слава напечатаны с большой буквы?
Работа над текстом.
1. Прочитайте предложения цепочкой.

Кто из мальчиков принимал участие в игре? Какую роль они выполняли в команде игроков?

Найдите это предложение.

Вова и Слава играли в одной команде? откуда это видно?

Кто кричит последние слова в тексте?

- Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?
Надеемся, что Винни-Пуху понравилось играть в футбол. 
- Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
- Ребята, в нашей школе есть футбольная и много других спортивных секций, где вы можете провести своё свободное время и укрепить своё здоровье..

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.






Формирование личностных, ком-

муникативных, познавательных УУД.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.




7

Проверка знаний.




- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и приготовил вам игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки).
1. Буква «В» обозначает согласный звук.
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».
5. В нашей Марицкой школе нет ни одной спортивной секции.

Молодцы!



8

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

 Проверьте себя.



Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

Я – Вспомнил изученные буквы.

Узнал новые звуки и букву Ф.

Научился читать слоги и слова с новой буквой.


Оценивают работу, высказывают своё мнение







- Наш урок подходит к концу. - Оцените свою работу на уроке, покажите смайлик:-Если вы довольны своей работой, вам было интересно -поднимите(весёлый смайлик)- Если вы затруднялись в выполнении задания, что-то осталось не понятным, вы не очень довольны собой- (задумчивый смайлик)

-Задания оказались трудными, на уроке было скучно, вам не было интересно (грустный смайлик)

В память о сегодняшним уроке вам раскраска "Винни-Пух и его друзья"

- Спасибо за урок! Урок окончен!

Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков










ва ка

со та

вил ва

ва лосы

во за

вос ва

тык ток

сли рона

во ва

сло ва













ва

во

ву

вы

ви вы





СхемаСхема

Схема

D:\Desktop\19111_1.jpegD:\Desktop\158277_1.jpg

D:\Desktop\23321_48096420.jpg



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ