Урок обучения грамоте в 1 классе "Сопоставление звуков [ д] [ т] по звонкости – глухости. Дифференциация букв Д,д – Т,т"
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Сопоставление звуков [ д] [ т] по звонкости – глухости. Дифференциация букв Д,д – Т,т »
Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [д] и [т] буквами; закрепить понятие «парные согласные»; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, д – Т, т.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.
Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 862 :Дюньдяева Л.Н.
Деятельность учителя
Планируемая деятельность ученика
УУД
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте свою готовность к уроку.
2 Систематизация и обобщение знаний.
- -Как вы думаете, может ли учёный открыть что-то новое, не имея никаких знаний?
- Вот и я хочу убедиться в том, что вы тоже много знаете и готовы к открытиям.
- Составьте звуковую модель к слову «колос»(рисунок)
- Какой звук нужно изменить, чтобы получилось новое слово?
- Какие парные звуки нам встретились?
- А можно я тоже построю звуковую модель? Например, слова : коза
- Какие парные звуки нам встретились?
- Я вижу, вы знатоки русского языка.
- Молодцы!
- О каких звуках и буквах сегодня пойдёт речь, я думаю ,вы догадаетесь сами.
Я предлагаю вам выполнить задание Мудрой совы.
3 Решение частных задач.
Задача работы группы:
- Ваша задача: составить звуковую модель слов, обозначить звуки буквами. Доказать свою точку зрения. Это задание я вам предлагаю выполнить в группе.
Проверка работы групп
-Посмотрите внимательно на слова, с которыми работали группы. Определите тему урока.
- Какие цели поставим перед собой?
- Я предоставляю слово … группе.
Решение проблемы
-Что интересного вы заметили в этих словах?
- Произнесите каждый своё имя. Выйдите к доске те, кто услышал в своём имени звуки, которые обозначены буквами Дд и Тт. Докажите своё мнение.
- Встаньте парами по звонкости- глухости. Докажите.
Физминутка
- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], встаньте и хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], присядьте и закройте слегка ушки ладошками.
Дом, торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, монтёр, плоды, доска, рот, котёнок.
Работа по учебнику
-Прочитайте слова первого столбика. Чем они отличаются?
- Игра «Живые звуки» ( со словами 2 и 3 столбика)
- Подойдите ко мне парные звуки по звонкости и глухости.
- Составьте звуковые модели слов (4 столбик)
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.
– Прочитайте имена.
– Назовите полные имена.
Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.
– Прочитайте слова по стрелочкам.
– Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?
– Прочитайте слова соседу.
– Послушайте чтение соседа.
- Назовите слова, в которых есть парный согласный по звонкости и глухости.
- Назовите слова, в которых нет парных согласных по звонкости и глухости.
Работа по учебнику.
– Прочитайте первую пару слов.
– Сравните слова.
– Что изменилось?
- Найдите пару, в которой слова начинаются с парных д и т.
Работа в прописи
- Определите слова по его модели.
- Что обозначает звоночек над буквой?
- Какие слова получились?
- Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.
Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?
Деление слов на группы.
– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
- Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие.
– Прочитайте слово, в котором один слог.
- Сколько слогов в слове «утята»?
- Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)
4 Рефлексия
-Чему научились на уроке?
- Что узнали?
-– Назовите парные согласные.
– С какой парой мы познакомились сегодня?
Мама с точками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил дочку (точку).
- Спасибо за урок!
Резерв
Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.
Карточка 1.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Назовем мы книжку «том»;
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка. Это – тачка;
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях… (плоды).
Карточка 2.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка… (Даня).
Город называем «Тверь»;
В доме открываем… (дверь).
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою… (дочку).
Карточка 3.
Задание: закончите предложение словом с буквой д.
Нитку сматывай с катушки;
Воду черпай из... (кадушки).
Соловей выводит трель;
Слесарь в сеть включает… (дрель).
Архитекторы-творцы
Строят чудные…(дворцы).
Дети в парах составляют модель слова.( Результат работы одна из пар выносит на доску) Обозначают буквами, доказывают.
Нужно изменить звук [ к] на его парный звук по звонкости и глухости [г]
Задание с ловушкой. Вы не правы, у вас получилось слово лиса. Доказывают. Обозначают звуки буквами.
дом-том(Том) – 1 группа
плоды-плоты – 2 группа
доска-тоска – 3 группа
Дима-Тима – 4 группа
Правила групповой работы:
Распределение ролей.
Работать нужно спокойно, договариваясь во всём.
Выслушай мнение каждого.
Придите к общему мнению.
Выберите представителя от группы.
Буквы Дд и Тт.
Сравнить звуки.Понять в чём их особенность.
От каждой группы выходит представитель. Он доказывает мнение своей группы.
-В одном слове звук [д ] в другом[ т] - эти звуки парные по звонкости и глухости;
- Если изменяется звук, то изменяется значение слова.
Дети называют своё имя, дают характеристику нужного звука.
Первые звуки в этих словах разные. Дают характеристику звуков.
Дети берут модель звука, дают характеристику звуку.
Дети работают сам-но
(Дмитрий, Тимофей.)
(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – терка.)
лад
клад
(В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)
Дети записывают слова к каждой модели.
(Дом, Дима, люди.)
(Туман, Таня, трактор, утята.)
Познавательные
Дано конкретное задание, направленное на актуализацию знаний. Данное задание побуждает учащихся к активной деятельности.
Регулятивные
Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.
Личностные
Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.
Коммуникативные
Дети внимательно выслушивают ответы одноклассников, корректно исправляют недочеты других.
Проблемная ситуация
Познавательные
Проблемная ситуация: сравнение звуков по звонкости и глухости. В процессе выполнения задания в группах учащиеся анализируют, осуществляют поиск, строят логическую цепь рассуждения, доказывают.
Групповая работа
Коммуникативные
В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. При этом у них формируются следующие умения: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.
Личностные
Обсуждение в группе проблемы способствует развитию интереса к новому учебному материалу; эмпатии- пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения.
Познавательные
Учащиеся строят высказывания в устной форме, выделяют главное, находят и делают выводы; словесные выводы переводят в модель. На развитие данных УУД направлена работа в которой учащиеся ещё раз подтверждают верность своих окончательных выводов.
Рефлексия
Познавательные
Учащиеся выделяют главное, находят и делают выводы. На развитие данных УУД направлена работа, в которой учащиеся ещё раз подтверждают верность своих окончательных выводов на итог урока.
Регулятивные
Умение контролировать свою деятельность по результатам.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ