Конспект урока по теме: "Хлеб - наше богатство!"

Хлеб - наше богатство!

1. Организационный момент

2. Обсуждение темы и целей урока

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Мы начинаем.

А тему занятия вы узнаете, отгадав загадку.

Он и черный, он и белый

И всегда он загорелый,

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. (Хлеб)

- Правильно и тема нашего занятия: "Хлеб - наше богатство"

А теперь давайте встретим наших гостей, как полагается в России, с хлебом и солью.

( Дети выходят с караваем хлебом и солью - читают стихи. Один угощает гостей караваем)

  • Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.



  • С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!



  • Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.



  • В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!



  • В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!



Цель:

Ребята молодцы. Гостей поприветствовали. Но оказывается один гость - фотограф приезжал вчера в нашу школу. И его очень удивили и даже очень огорчили фотографии, которые сделал он у нас. Он нам их оставил, давайте же посмотрим и выясним, а что же так его огорчило. (фото из школы с брошенным хлебом)

слайды

- Что же огорчило фотографа? (брошенный хлеб)

- А ведь это проблема

- А что надо сделать, чтобы решить эту проблему? (надо беречь, ценить хлеб)



А чтобы ценить надо знать, как трудно его растить и изготавливать.

- Итак, давайте поставим цель нашего занятия. Я вам помогу.

Научиться правильно обращаться с хлебом, беречь его, ценить.

А главной задачей будет Узнать труд людей, связанных с выращиванием и изготовлением хлеба, т.е. какой ценой достается хлеб.

- Молодцы, тему и цель занятия мы знаем. Давайте попробуем решить первую задачу и узнаем, как же хлеб на стол пришел.



3. Новый материал

Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле.

И вот сейчас мы послушаем стихотворение о труде людей, которые не жалея себя, выращивают хлеб.

Это стихотворение назывется "Откуда хлеб пришел", а написала его наша землячка Капитолина Кирилловна Большакова.

Ваша задача: Внимательно слушайте, а потом ответьте на вопрос: Какой путь хлеба на стол короткий или долгий, сложный или простой?

Откуда хлеб пришел



  • Был к обеду подан хлеб,

Но его не кушал Глеб.

Свой кусочек под столом

Тихо спрятал под ковром.


  • Няня знает все на свете,

Слушать няню любят дети.

Вместе с ними слушал Глеб,

Сколько мук наш добрый хлеб


  • Испытал в своем пути,

Чтобы к нам на стол прийти,

Землю солнышко согрело,

На полях зерно посеют.


  • Если май бросает в дрожь -

Будет хлебушек хорош.

В разговор вступает Коля!

- Я в деревне видел поле!


От тропы до горизонта

Было поле морем жёлтым.

Под лазурной фатой

Гнулся колос налитой.


  • Помню, дедушка дивился!

- Хлеб богатый уродился!

Я подумал шутит дед.

Тут колосья – хлеба нет!


  • Брат у Коли комбайнер,

А у Васи брат – шофер.

На уборку урожая,

Как на праздник, выезжали.


Бой за хлеб – нелегкий бой.

Шум машины, пыль и зной.

От штурвала на лодонях,

Как железные мозоли.


  • Комбинезон сырой от пота,

Искупаться бы охота.

На уборке дорог час.

Не до отдыха сейчас.


  • На току зерна гора!

В путь – на мельницу пора.

Там в минуту сапоги

Побелеют от муки.


Зерна мелют жернова

А внизу из рукава

Наполняются мешки,

Так и пухнут от муки.


  • А про хлебокомбинат

Стал рассказывать Игнат:

- Мама – главный тестовод.

От нее весь хлеб идет.


В светлом цехе хлебопёки

От жары румяны щёки

Тестомесы тесто месят,

Тесторезы делят, взвесят.


10.Друг за дружкой едут формы

Получают теста норму.

Формы с тестом едут в печь,

Чтобы жаром хлеб испечь.


Испечется хлеб духмяный

С верхней корочкой румяной,

С корочкой поджаристой,

Кушайте, пожалуйста!



11.Все узнали вместе с Глебом,

Как длинна дорога хлеба,

Сколько вложено труда,

Чтобы хлеб пришел сюда.


Не страшны любые беды,

Если хлеб пришел к обеду.

Для людей на всей планете

Хлеб – богатство! Так-то дети!



- Какой путь хлеба на стол короткий или долгий, простой или сложный?


- Назовите профессии людей, которые вы услышали в стихотворении. (шоферы, комбайнеры, тестоводы, тестомесы, тесотрезы)


- А еще какие? (пекарь, кондитер, трактористы, грузчики, продавцы и многие другие) Агрономы - люди, которые определяют по погодним условиям, когда лучше садить урожай.


- Ребята, очень много людей разных профессий должны потрудиться, чтобы хлеб к нам на стол пришел.

И в нашем поселке Федотово есть люди, которые трудятся, чтобы на столе у нас всегда был свежий хлеб.

- А кто догадался, где они работают? (на пекарне)

- Ребята, у кого родственники работают на пекарне?

- Расскажите, чем они занимаются на пекарне?

(Фил. Д. рассказывает о своей маме)

- Молодцы, ребята, что вы знаете, чем ваши родственники занимаются на работе, какой у них тяжелый труд.

- Ребята, сделайте вывод, как мы должны относиться к хлебу, зная сколько людей трудится, чтобы хлеб к нам на стол пришел. (Бережно, мы должны ценить труд людей)

- А мне, ребята, очень понравился рассказ Димы Ф., о особенно и что его мама очень много печет вкусненького.

- А давайте поиграем в игру "Кто больше скажет названий изделий из муки"

По командам (хлеб бородинский, булочки и др.)

Победившей команде - апплодисменты.

- Молодцы!

А сейчас продолжаем дальше выполнять нашу задачу: узнавать о труде людей, связанных с хлебом.

- Вам будут предложены для просмотра иллюстрации. Ваша задача: по ним рассказать о последовательности работ, чтобы хлеб из зерна оказался на столе красивым караваем.

- А какое время года на дворе? (зима)

- И мы начнем с зимних работ.

слайды

1. Зимой задерживают снег на земле, чтобы весной он растаял и просточился в землю (хорошо напоил ее)

2. Зимой ремонтируют тракторы, машины, чтобы весной быть готовым к работе.

3. Пашут или рыхлят землю.

4. Сеют зерно.

5. Ухаживают за посевом (боронуют землю)

6. Защищают посев от вредителей

7. Убирают урожай

8. Зерно везут на хранение (зернохранилище, амбары, элеваторы)

9. Из зерна получают муку

10. Из муки выпекают хлеб

11. Хлеб отвозят в магазин

12. Хлеб на стол пришел

- Молодцы! Ребята, у меня к вам вопрос: путь хлеба какой: долгий или короткий?

И опять напрашивается вопрос: Как нужно относиться к хлебу? (бережно)

А давайте мы попробуем испечь хлеб (физминутка) (1 человек проводит)

Ча-ча-ча - наша печь горяча,

Чи-чи-чи - печет печь калачи,

Чу-чу-чу - Будет всем по калачу,

Го-го-го - осторожно, горячо!

- Тихо сели те, кто любит 1) блины, 2) оладьи, 3) торты, 4)пирожное, 5) пирожки

- Ребята, а довайте вспомним цель занятия: научиться правильно обращаться с хлебом:



Хлеб



Мальчик,

Ногою пинающих хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб - это жизнь а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говориться:

"Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал"



- Как мальчик обращался с хлебом? (плохо, неправильно)

- А давайте составим правила обращения с хлебом

1. Бери хлеба столько, сколько сможешь его съесть

2. Есть хлеб так, чтобы на столе не было крошек

3. Если хлеб остался, можно отдать собачке, птицам, на не выкидывать

4. Нельзя бросать хлеб

5. Нельзя играть хлебом

6. Нельзя есть хлеб на улице

А итогом этих правил будет во такое

Хлеба к обеду норму бери,

Хлеб - это ценность, его береги!

- А почему мы должны бережно относиться к хлебу? (т.к. много труда вложено в хлеб, хлеб - это наше богатство!)

- Молодцы!

- Гости заскучали. А давайте, ребята, мы им предложим отгадать загадки.

Загадки о хлебе


  • Вырос в поле дом,

Полон дом зерном. (Колос)


  • Он идет, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (Комбайн)


  • Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Пять плугов тащит. (Трактор)


  • Не море, а волнуется. (Поле)


  • На водопой не хожу,

Овса не прошу,

Коли хочешь, пропашу,

Коли хочешь, помолчу. (Трактор)


  • Пекарь сеет белый снег,

Белый снег летает.

Станет хлебом белый снег,

Белым хлебом станет снег,

Потому что этот снег

И в печи не тает. (Мука)


  • На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба

Сохранит всё море хлеба. (Элеватор)


  • В долг зерно возьмет,

Каравай вернет. (Поле)


  • Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь – так не встанет. (Сноп)



Итог

- А сейчас мы подведем нашего занятия. Давайте вспомним о цели занятия: научиться бережно относиться к хлебу.

- Вот, ребята, у меня 2 колоска

- Чем они отличаются? (зеленый - не спелый, желтый - спелый)

- Ребята, кто понял, что нужно бережно относиться к хлебу и будет стараться учить других этому - возьмите желтый колосок, а кто еще что-то недопонял - зеленый.

1-я колонка

2-я колонка

- Молодцы, я рада , что вы поняли, что к хлебу надо относиться бережно, потому что большое количество людей трудится, чтобы у вас на столе всегда был хлеб. И не забывайте, что хлеб - это главное богатство человека.

Выставка (можно оформить)

- Ну всех вас ребята и гостей ожидает приятный сюрприз - русские кренделя. Угощайтесь! Приятного аппетита!









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ