Конспект урока ТВОРЧЕСТВА "КАК СТРОИЛИ В СТАРИНУ КУБАНСКУЮ ХАТУ" 2 КЛАСС



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А. И. ПОКРЫШКИНА













УРОК ТВОРЧЕСТВА

ТЕМА. КАК СТРОИЛИ В СТАРИНУ КУБАНСКУЮ ХАТУ.


2 КЛАСС





ГРУЗИНОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ











ст. Калининская


ТЕМА: « КАК СТРОИЛИ В СТАРИНУ КУБАНСКУЮ ХАТУ»


ЦЕЛЬ: познакомить детей со строительством жилища казака;

ЗАДАЧИ: 1) знакомство со способами построения кубанской хаты;

2) на примерах обрядов воспитывать уважение и любовь к своему родному дому.

3) развитие творческих способностей учащихся через элементы изобразительного искусства и художественного труда;

ОБОРУДОВАНИЕ: камыш, серп, ива, макет дома, рисунок своего дома и казачьей хаты.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (На доске выставка рисунков)

- Как назывались жилища на Кубани? (Курень, хата, мазанка и изба)

- Ребята, на дом вам было дано задание нарисовать свой дом. Посмотрите, в каких прекрасных домах мы сейчас с вами живем. А посмотрите на это жилище. Напомните, как оно называлось? (Хата)

- Верно. Кавказ славился своим базаром, своим шумом, весёлой ярмаркой. Приезжало очень много гостей. В казачьих станицах в глаза бросались белые хатки с камышовыми крышами.

2. Словарная работа.

- Давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как он даёт толкование слову хата. ( Выходит ученик и ведёт работу по словарю)

- «Хата, хатка, хаточка - это изба, домишка, халупа. Хата бывает турлучная или плетневая камышовая, мазанка, битая, земляная.

3. Беседа учителя. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы с вами познакомимся с тем, как же казак строил своё жилище. Строительство хаты сопровождалось песнями, гуляньями, т. к. на строительство собирались родственники, соседи, знакомые и сообща строили хату.

По периметру дома казаки закапывали сошки (высокие колья), которые переплетались лозой (образец). Как только каркас был готов, созывали для первой мазки (называлась «под кулакы»), когда глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку («под пальцы»), когда глину, смешанную с половой (соломенной резкой) забивали, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глубину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой). Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, в зимнее время, который срезали серпами.

Что такое серп мы узнаем из рассказа (сообщение ученика о серпе, показ снопа (кулька)).

Дом считали малой семейной церковью, храмом, а его всегда делали без гвоздей, отвергая их как инструмент, при помощи которого распяли Иисуса Христа.



Окна и парадную дверь всегда делали на восточной стороне дома, а заднюю дверь – на западной.

- Какой забор был у подворья? (ответы детей) Каждая усадьба огораживалась со стороны улицы глиняной стеной или «лиской» (камышовой изгородью), деревянным забором или плетневой изгородью. У русских такой забор называли плетнем, а у бывших запорожцев – тыном. Перед вами макет плетня, давайте вместе

попробуем закончить плести плетень (под кубанскую песню ребята плетут плетень).

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Обряды, связанные со строительством.

- Во время возведения стен внутри будущего дома должно было находиться молодое дерево с иконой на нем. Когда начинали делать крышу, это деревце укрепляли на щипце кровли, на месте будущего конька. Дверь делали невысокой. При входе в маленькую дверь гость всегда наклонялся, тем самым они кланялись хозяевам.

- С каждым строительством хаты связаны специальные обряды, направленные на благополучие в семье и изобилие в хозяйстве.

Кто знаком с такими обрядами? (ответы детей)

- При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти для животных. Перья - «чтобы всё водилось». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани, хозяина.

-Каким вы представляете хозяина дома? (ответы детей)

6. Самостоятельная работа.

- Мы познакомились с хатами, в которых жили наши предки и с обрядами строительства. Попробуем изобразить по выбору хаты, в которых раньше жили или домового, которого называли на Кубани Хозяином, (рисунки детей, выставки, поделки)

7. Обобщение.

-У нас на Кубани в городах, станицах много историко - архитектурных памятников. Назовите город или станицу с такими памятниками (ответы детей).

(г. Тамань, дом - музей М. Ю. Лермонтова; г. Тимашевск, музей братьев Степановых.)

8. Итог урока.

- Ребята, я уверена, что при встрече с такими памятниками вы теперь будете беречь их.

- Для расширения кругозора к следующему уроку, вы, совместно с родителями приготовьте рассказ, сообщение об историко - архитектурном памятнике нашей станицы.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ