Конспект урока ТВОРЧЕСТВА "КАК СТРОИЛИ В СТАРИНУ КУБАНСКУЮ ХАТУ" 2 КЛАСС
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А. И. ПОКРЫШКИНА
УРОК ТВОРЧЕСТВА
ТЕМА. КАК СТРОИЛИ В СТАРИНУ КУБАНСКУЮ ХАТУ.
2 КЛАСС
ГРУЗИНОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ст. Калининская
ТЕМА: « КАК СТРОИЛИ В СТАРИНУ КУБАНСКУЮ ХАТУ»
ЦЕЛЬ: познакомить детей со строительством жилища казака;
ЗАДАЧИ: 1) знакомство со способами построения кубанской хаты;
2) на примерах обрядов воспитывать уважение и любовь к своему родному дому.
3) развитие творческих способностей учащихся через элементы изобразительного искусства и художественного труда;
ОБОРУДОВАНИЕ: камыш, серп, ива, макет дома, рисунок своего дома и казачьей хаты.
ХОД УРОКА.
Организационный момент (На доске выставка рисунков)
- Как назывались жилища на Кубани? (Курень, хата, мазанка и изба)
- Ребята, на дом вам было дано задание нарисовать свой дом. Посмотрите, в каких прекрасных домах мы сейчас с вами живем. А посмотрите на это жилище. Напомните, как оно называлось? (Хата)
- Верно. Кавказ славился своим базаром, своим шумом, весёлой ярмаркой. Приезжало очень много гостей. В казачьих станицах в глаза бросались белые хатки с камышовыми крышами.
2. Словарная работа.
- Давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как он даёт толкование слову хата. ( Выходит ученик и ведёт работу по словарю)
- «Хата, хатка, хаточка - это изба, домишка, халупа. Хата бывает турлучная или плетневая камышовая, мазанка, битая, земляная.
3. Беседа учителя. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы с вами познакомимся с тем, как же казак строил своё жилище. Строительство хаты сопровождалось песнями, гуляньями, т. к. на строительство собирались родственники, соседи, знакомые и сообща строили хату.
По периметру дома казаки закапывали сошки (высокие колья), которые переплетались лозой (образец). Как только каркас был готов, созывали для первой мазки (называлась «под кулакы»), когда глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку («под пальцы»), когда глину, смешанную с половой (соломенной резкой) забивали, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глубину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой). Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, в зимнее время, который срезали серпами.
Что такое серп мы узнаем из рассказа (сообщение ученика о серпе, показ снопа (кулька)).
Дом считали малой семейной церковью, храмом, а его всегда делали без гвоздей, отвергая их как инструмент, при помощи которого распяли Иисуса Христа.
Окна и парадную дверь всегда делали на восточной стороне дома, а заднюю дверь – на западной.
- Какой забор был у подворья? (ответы детей) Каждая усадьба огораживалась со стороны улицы глиняной стеной или «лиской» (камышовой изгородью), деревянным забором или плетневой изгородью. У русских такой забор называли плетнем, а у бывших запорожцев – тыном. Перед вами макет плетня, давайте вместе
попробуем закончить плести плетень (под кубанскую песню ребята плетут плетень).
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5. Обряды, связанные со строительством.
- Во время возведения стен внутри будущего дома должно было находиться молодое дерево с иконой на нем. Когда начинали делать крышу, это деревце укрепляли на щипце кровли, на месте будущего конька. Дверь делали невысокой. При входе в маленькую дверь гость всегда наклонялся, тем самым они кланялись хозяевам.
- С каждым строительством хаты связаны специальные обряды, направленные на благополучие в семье и изобилие в хозяйстве.
Кто знаком с такими обрядами? (ответы детей)
- При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти для животных. Перья - «чтобы всё водилось». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани, хозяина.
-Каким вы представляете хозяина дома? (ответы детей)
6. Самостоятельная работа.
- Мы познакомились с хатами, в которых жили наши предки и с обрядами строительства. Попробуем изобразить по выбору хаты, в которых раньше жили или домового, которого называли на Кубани Хозяином, (рисунки детей, выставки, поделки)
7. Обобщение.
-У нас на Кубани в городах, станицах много историко - архитектурных памятников. Назовите город или станицу с такими памятниками (ответы детей).
(г. Тамань, дом - музей М. Ю. Лермонтова; г. Тимашевск, музей братьев Степановых.)
8. Итог урока.
- Ребята, я уверена, что при встрече с такими памятниками вы теперь будете беречь их.
- Для расширения кругозора к следующему уроку, вы, совместно с родителями приготовьте рассказ, сообщение об историко - архитектурном памятнике нашей станицы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ