Конспект урока "Утро казачки"

Грузинова Ольга Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2

им. А.И. Покрышкина ст. Калининской.


ТЕМА: Утро казачки

ТИП: Урок - театрализация

ЦЕЛЬ: закрепление и обобщение знаний учащимися бытовой утвари казачьей хаты.

ЗАДАЧИ: повторить и усвоить понятие бытовой утвари;

Расширение кругозора учащихся;

Знакомство с этнографией слова;

Воспитание любви к малой Родине;

Бережное отношение к предметам быта.

ОБОРУДОВАНИЕ: кубанская хата, печь, предметы быта (макитра, глэчик, крынка, коромысло, самовар, лампа, рубель, ухват, кочерга, рушник, скалка), наглядный материал с изображением кубанского подворья с домашними животными.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Сбор предметов быта, работа с этнографическим словарем, подготовка наглядного материала, изготовление декораций, музыкальное оформление.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Рада встречи с вами. Тема нашего сегодняшнего урока «Утро казачки», и я хочу сегодня предложить вам отправиться в казачий курень. Для этого закройте глазки и давайте представим вот такую картину (включается магнитофон с мелодией и словами).

Утро. Солнце неторопливо поднимается над степью, оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные, саманные хаты, крытые камышом, и, огненно вспыхивая, играет на золотых куполах деревянной Поповической церкви. Мы идем с вами по берегу реки Понуры, сверкающему от мелких росинок ,сворачиваем на широкую пыльную улицу и продолжаем путь вдоль невысоких плетней. Давайте остановимся у хаты, крытой золотистым камышом. Откроем глаза.


  1. Повторение изученного материала.

(Выходит учительница в костюме кубанской казачки)

Казачка Здоровеньки булы. Яки гарни хлопци та дивчата. Заходьтэ в мий куринь. Заходьтэ. Казачьи семьи здорови. Седня утром мий мужик и сыны отправылысь у поле. А у мэнэ багато роботы по хозяйству. (Приветствие на кубанском диалекте. Далее – литературная речь)

В погребнице в крынках стоит молоко и просится в маслобойки. Над летней стряпкой висит связка лука, перца, вяленой рыбы. Затеянное с вечера тесто уже выползает из макитры. А в печке у меня дозревает каша, а вот какая отгадайте.

Черна, мала крошка

Соберут немножко

В воде поварят

Кто съест, похвалит

Ученики. Гречиха.

Казачка. Надо бы её достать, а вот с помощью чего отгадайте.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает

Сам в угол идёт

Ученики. Ухват.

( Казачка подходит к печи и открывает заслонку)

Казачка. Ребята, а что это у меня в руках?

Ученики. Заслонка.

Казачка. Для чего она?

Ученики. Чтобы угли не падали.

Казачка. Помогите, пожалуйста. Женя, возьми ухват, помоги вынуть чугунок. (Вынули чугунок, казачка заглядывает в печь)

Да, угли - то совсем гаснут, нужно их разбить. Чем разбивают угли?

Ученики. Кочергой.

Казачка Света, принеси мне, пожалуйста, кочергу и помоги. (Девочка в печи разбивает угли)

Казачка. А кто знает для чего, разбивают и ворошат угли?

Ученики. Для жара.

(Света выполняет движения, собирается уходить).

Казачка. Подожди, ты же испачкалась, посмотри в зеркальце, чистоплотная казачка всегда смотрелась в зеркальце, не в саже ли она, зеркальце вмазывалось над заслонкой. Печка готова. Ой, ребята, у меня же тесто подошло. Помогите мне слепить пирожки (лепка пирожков из соленого теста).

Казачка. Давайте посадим их в печь. Пирожки сажались в печь на деревянной лопате. Пожалуйста, Кирилл, помоги мне, принеси лопату, давай посадим пирожки в печь. Спасибо. Пока пирожки пекутся, мы займемся другими делами: стиркой, сушкой, уборкой.

3. ФИЗМИНУТКА

(исполнение казачьего танца «Стирка»)

4.Закрепление изученного материала.

Казачка. А сейчас мы займемся, чем? (показываю рубель)

Ученики. Глажением.

Казачка. Что ещё для этого нужно?

Ученики. Скалка.

Казачка. Кто сможет погладить вот этот рушник? (Показ глажения рушника).

5. Игра «Назови слово»

Казачка. Делу время – потехе час. Пора нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Назови слово».

Казачка. По описанию отгадайте предмет быта.

* Как называется большой глиняный горшок для продуктов? (макитра)

* Лучковатый рычажок на плече носит пару вёдер либо две связки белья. Что это? (коромысло).

* Сосуд разного вида и устройства, для освещения жилья маслом, жидким салом (лампа)

* Водогрейный, для чаю, сосуд, медный, с трубою и жаровнею внутри (самовар).

Казачка. А теперь поменяемся ролями. Я вам говорю слово, а вы мне рассказываете, для чего этот предмет предназначен:

* скалка (деревянный валик, для скатанья и катанья. На скалке катают бельё валиком. Скалкою раскатывают тесто, скут его.)

(Казачка подошла к печи).

Казачка. Печь в летней стряпке выглядела всегда нарядной: она окрашивалась, синим бордюром, в тех местах, где можно было использовать глину и камешки, печь расписывали изображениями коней, казаков, цветов. У весёлой казачки каждую субботу детишки разводили на белёных стенах печки новые «вавилоны» (рисунки).

Так как мои детишки уже выросли, я попрошу вас разукрасить мою печь, причудливыми узорами. На столе у вас листочки, нарисуйте рисунки, и мы украсим мою печь (рисование под музыку, украшение печи).

6. Итог урока

(Переход на кубанский диалект)

Казачка. Дитки, мы совсим с вамы заробылысь и вам пора до дому. Пирожкы - то наши уже спеклись, за то шо вы мэни так гарно помоглы, положу вам их в дорогу. Иды, хлопчик, поможи мэни (вытаскивают заранее испеченные на пекарне и спрятанные в печке пирожки).

Казачка. Ну, бувайте здорови.

Учитель. Спасибо за урок.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ