Конспект урока в начальной школе "Кама – Камушка"

ГКБС (К)ОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха 1,2 вида»


Конспект открытого занятия по теме

«Кама – Камушка»



Оборудование: кроссворд, физическая карта России и Пермской области, карточки с названием рек, гимнастические палки, тексты с легендой на каждого ученика.

Задачи: прививать любовь к окружающему миру,

научить быть наблюдательными,

познакомить с названиями рек,

систематизировать знания о реке Кама.

I Организационный момент.

II Дети, посмотрите на доску. Что вы видите? (кроссворд) Разгадайте его и вы узнаете, тему нашего занятия.

Кроссворд

По горизонтали:

1 Большая семья. (род)

2 Одно из названий нашего края. (Прикамье.)

3 Как одним словом назвать родственников, живущих вместе. (семья)

4 Пермский детский писатель.(Капитан Коко и Зелёное стёклышко. Кузьмин.)

5 Часть города. ( Район)

6 Как раньше называлась улица 1905 года? (Большая)

По вертикали:

1 Лентообразная изогнутая полукругом картина, расположенная на переднем плане объёмными предметами. (Диорама)

2 Страна в которой мы живём. (Россия)

3 Архитектурно – этнографический музей под открытым небом. ( Хохловка)

4 Главная река Пермской области. ( Кама)


Речь сегодня пойдёт о красивой и большой реке, на которой стоит наш город. О реке … (Кама)

Кто из вас был на берегу Камы?

Кто ездил по реке Кама?

Чем понравилась вам наша река?

Кама – самая крупная река нашего края. Длина её 1805 километров.(физ. Карта).

III В переводе с коми – пермяцкого языка « КА – МА» - большая вода. В неё впадает множество рек и речушек. У каждой своё имя, очень часто это имя тоже пришло из коми – пермяцкого языка. Например, многие названия оканчиваются на « ВА», что значит «вода». Вот и получилось Чусовая (Чусьва) – быстрая вода, Сылва – талая вода, Ласьва – лесная вода и т. д.

Кама берёт своё начало у наших соседей – Удмуртов. Недалеко от удмуртского села Карпушата, среди полей образуется Кама от слияния двух ручьёв – Камского ключа и Быструшки. Там, где холодные прозрачные ключи бьют из под корней старых берёз, построен деревянный сруб с двухскатной тесовой крышей, и сделан отвод через трубу.( Показать иллюстрацию).

Это и есть Камский ключ. Сначала по деревянным колодам, затем по маленьким запрудкам, потом по дну неглубокого ложка журчит ручеёк, бежит чтобы встретившись с сестрёнкой своей – Быструшкой дать начало уральской реке Каме. Послушайте стихотворение Б. Ширшова, которое так и называется «Рождение реки».( Звучит фонограмма: «Путешествие к ручейку».)

Нет, не сразу стала Кама

Преогромною рекой.

Где река берёт начало,

Вид у Камы не такой.


Прошлым летом я, ребята,

Был в деревне Карпушата.

-Здесь начало нашей Камы?-

Людям задал я вопрос.

Мне в ответ: - Идите прямо.

Кама возле тех берёз.


Я иду к деревьм прямо,

Но не где не вижу Камы.

Есть берёзы, а вокруг

Травянистый луг.


Я гляжу туда, сюда:

- Где ж, товарищи, вода?

Ведь безводных рек на свете

Не бывает никогда!


Обижаюсь на крестьян:

Что же это за обман!

А они твердят упрямо:

- В самом деле это – Кама!


У берёз из – под корней

Льётся крошечный ручей,

Светлый, бойкий родничок.

Кто б из вас поверить мог,

Что вот здесь огромной Камы

Начинается исток?

Из него, как говорится,

Лягушонок в один скок

Перепрыгнет родничок.


Но вода струится смело

По колоде обомшелой,

Развивая быстрый бег.

Чтоб спасти родник от зноя,

Над прозрачною струёю

Сруб устроил человек.


Всех поит родник холодный

И бежит живой, свободный.

Вот спустился он в ложок,

Превратился в ручеёк.

Мчится дальше на пролом,

Крупным делаясь ручьём.


Заливает он ложбины,

Все овраги и низины…

Так из крошки – родника

Кама выросла река.

К ней другие мчатся реки,

Чтобы слиться с ней на веки:

Вятка, Обва, Чусовая,

Много – много рек других.

Мчится Кама, разливаясь

В берегах своих лесных.


Течёт Кама по лесам сотни километров, вбирает в себя множество рек и притоков. Самые крупные притоки : Вишера и Чусовая. (Показать по карте). На Каме стоит не только наш город, но и другие города Пермской области: Березники, Усолье, Краснокамск, Оханск, Чайковский.

Очень красивы берега Камы. На них расположено много пионерских лагерей, санаториев, домов отдыха. Велико значение Камы для народа. Издавна называли Каму родной матушкой, кормилицей и слагали о ней песни.

Ой ты Кама, Камушка,

Ты родная матушка,

До чего же богатая река!

Что в цветах ковры персидские

Заливные твои луга,

Что каменья самоцветные

Блещут ночью берега.

Сочиняли разные игры. В одну из таких игр мы поиграем. Называется она «Родничок».Обхватывайте друг друга за пояс, становитесь гуськом вдоль ручья. Поём песенку.

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У – ух!

Разлился ключевой,

Белый снеговой.

У – ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

У – ух!

Кто касается ручья - выходит из игры. (Повторить 2 – 3 раза.)

Молодцы!

Каму ещё называют «Великая труженица». Ребята, давайте подумаем, какую пользу приносит река людям?

- По ней сплавляют лес (сейчас это запрещено), перевозят всевозможные грузы на баржах. Например: строительные материалы, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, каменный уголь.

- Со дна реки добывают песчано – гравийную смесь (ПГС), которую используют люди в строительстве.

- По рекам Прикамья идёт завоз весенних и осенних товаров, продуктов в труднодоступные северные районы Пермской области и Коми – Пермяцкого округа.

- На Каме построены гидроэлектростанции. Они что нам дают? (электрический свет, приводят в движение сложные машины, то есть турбины, облегчают труд людей.) На Каме стоит две ГЭС Камская и Воткинская.

- Белоснежные теплоходы везут пассажиров. Первый русский пароход был построен на Каме в посёлке Потва.

- На берегу реки любят отдыхать жители Прикамья.

Теперь закройте глазки, представьте нашу красавицу Каму. Представьте, какая она помощница. Сейчас попробуйте нарисовать Каму, как вы её представили только что. (Звучит фонограмма)

Молодцы! Все ваши рисунки мы посмотрим и лучшие возьмём на выставку.

Скажите, на реке можно отдыхать? Как? И я вам сейчас предлагаю поиграть.

Игра «Через Каму быструю я мосточек выстрою». Перед вами «Кама». Около реки лежат две связки реек по пять штук в каждой. По сигналу каждый первый из команды добегает до реек, берёт одну и перекидывает её через «Каму», возвращается к своей команде. Потом бегут вторые, третьи и т. д. Какая команда быстрее и лучше построит мост, та и выигрывает.

Молодцы!

Реки и другие водоёмы являются чудесным даром природы. К ним надо относится особенно бережно. Вода необходима всем: растениям, животным, людям. Она нужна для промышленности и сельского хозяйства. Без воды не возможно жить на Земле.

- Некоторые взрослые люди и дети плохо ведут себя на водоёмах: бросают в воду склянки, жестяные банки, мусор, моют машины. Как вы думаете, к каким последствиям это может привести? Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Охранять воду). Какую помощь могут оказать школьники в охране водоёмов? (Ответы детей).

IV Кама – красавица, много о ней написано стихов и песен. Много сказаний сочинил о ней сам народ. Интересна коми – пермяцкая легенда о том, как река появилась. Прежде чем мы начнём, я вам напомню что такое легенда. Легенда – это выдуманная история про какое – нибудь событие.

Чтение легенды ученицей наизусть.(У каждого на парте лежит изображение богатыря Кама).

Жил – был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы, Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ. Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли.

Заплакала мать Земля, и наполнился ров её чистыми слезами. Так потекла река Кама.

- Понравилась вам легенда? Чем? Могло ли быть такое на самом деле? Почему?

Я даю вам домой творческое задание. Придумайте свою легенду, свою сказку.

Ребята приготовили стихи о Каме. Пожалуйста, ребята, выходите и прочитайте свои стихи.

V Итог. Итак, сегодня мы говорили о реке …?

Кама какая?

Откуда берёт начало река?

Куда впадает?

Ещё раз покажите реку по карте.

Остальные ребята могут подойти к карте на перемене и всё рассмотреть ещё раз. Спасибо за занятие. Занятие окончено.




5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ