Конспект урока в начальной школе "Кубань в годы Великой Отечественной войны" 4 класс
Урок кубановедения в 4 классе.
Тема: Кубань в годы Великой Отечественной войны.
Цель:
Познакомить учащихся с ходом боевых действий на Кубани.
Развивать познавательный интерес, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать, правильно выражать свои мысли.
Воспитывать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности, любовь к родной кубанской земле.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Каждый час, всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Проверка домашнего задания.
Учитель. Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Всё это – родная Кубань!
Мы на прошлом уроке совершили с вами путешествие по нашему краю.
- Как называется наш край?
- Как ещё его ласково называют?
Ваше домашнее задание было нарисовать рисунки на тему: «Моя Родина – Кубань». Рисунки получились яркие, красивые. По ним можно судить, что вы очень любите свой край, свою малую родину. (выставка рисунков)
Учащиеся. Кубань! Ты – наша Родина!
Полна полей, садов, морей, лесов.
Кубань! Такая ты одна!
Полна людей прекрасных,
Сёл, станиц и городов
Кубань! Такой другой не будет никогда!
Сообщение темы, цели урока.
Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить на очень серьёзную тему: «Кубань в годы Великой Отечественной войны», познакомимся с тем временем, когда Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всех народов нашей страны, когда решался вопрос о жизни и смерти не только для нашей Кубани, но и всей страны. С самого начала война с нашей стороны имела справедливый оборонительный характер и завершилась победой над фашизмом.
Вступительная беседа.
Учитель – Когда началась ВОВ?
- Сколько лет длилась эта война?
- Когда наша страна отмечает День Победы?
- Сколько лет прошло со Дня Победы в ВОВ?
- Назовите дату освобождения Успенского района от немецко- фашистских
захватчиков.
- Почему фашисты отводили большую роль оккупации Кубани?
5. Тема урока.
Учитель. Как проходила оккупация на Кубани, о том, какое участие приняли наши земляки- кубанцы в этой войне – мы сегодня узнаем.
Учащийся 1. Начало войны нарушило мирную жизнь кубанцев. Многие кубанцы встретили врага с оружием в руках на западных границах России. Они были в рядах героических защитников Брестской крепости и военно – морской базы на балтийском море. (показ на карте)
Учащийся 2. Летом 1942 года фашистские захватчики предприняли мощное наступление в излучине Дона и на Сталинград. В это же время враг направил удар на Кавказ. Гитлеровское командование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани и тем самым экономически обеспечить себе дальнейшее ведение войны.
Учащийся 3. В начале августа война пришла на Кубань. Казаки 17-го кавалерийского корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи фашистских солдат и офицеров, а также много танков, орудий, миномётов.
Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он овладел Армавиром, Майкопом и предпринял яростные атаки в туапсинском направлении. В это же время были брошены крупные силы на Краснодар. Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская Краснознамённая дивизия не только сдерживала противника, но контрударами выбила его из города. И лишь по приказу командования Краснодар был оставлен.
Учащийся 4. В августовских боях гитлеровцам удалось овладеть восточным побережьем Азовского моря. Во второй половине августа вражеские войска начали продвижение к Новороссийску и 6 сентября прорвались к окраине города. (показ на карте)
Не считаясь с потерями, гитлеровцы упорно штурмовали наши позиции. Однако прорваться за рубеж у цементного завода «Октябрь» и овладеть городом полностьб враг так и не смог.
Учитель. Фашисты вторглись в наш край как грабители и насильники. Расстрелы, казни на виселицах, истязания и пытки стали обычными для фашистов средствами управления на занятой территории края.
В Краснодаре впервые в истории ВОВ появились «душегубки» - машины с герметически закрытыми кузовами и специальным устройством для отравления людей. В Ейске фашисты учинили дикую расправу над детьми из детского дома. Двести мальчиков и девочек были брошены в кузова автомашин и вывезены за город, закопаны живыми в землю
Учащийся 5. Вас война давно лишила детства,
Постаревшие теперь с годами дети,
Всё, что было – в памяти навечно
Трудно с этим жить на белом свете…
Учитель. На борьбу с врагом поднялись не только взрослые, но и дети. Если такие дети попадали в руки фашистов, то враги издевались, как хотели. На допросах каждый раз секли. Потом уводили на рсстрел, а пере этим заставляли детей рыть для себя могилу.
Фашисты убили на Кубани 61 тысячу кубанцев. 130 521 человек были вывезены в Германию, среди них 38 022 ребёнка до 16 лет.
Страшную цену заплатили наши земляки за Победу. 8 600 жителей Успенского района воевали на фронтах ВОВ. Не вернулись 3 607 человек. 6 человек, жителей Успенского района, были удостоены звания Героя Советского союза.
Учащийся 6. А всё-таки кто- то первый
С земли поднялся в атаку,
А всё-таки кто- то первый
Огонь на себя вызывал,
А всё-таки кто- то первый
Бросался под чёрные танки
И первый на взятых высотах
Простреленный флаг поднимал.
Учащийся 7 . На всех фронтах в своих шинелях дымных
За честь родной поруганной земли
Сражались вы, солдаты – побратимы,
Кубани нашей славные сыны.
И потому вам кланяются клёны,
И торжествует в роще соловей,
И мать – Кубань вас помнит поимённо…
ФИЗМИНУТКА.
Учащийся 8. Яков Фёдорович Шапошников – Герой Советского союза, житель села
Коноково. Ушёл на фронт, когда ему было под сорок лет. Вот всего три дня боевой жизни бойца Шапошникова: 7 ноября 1942 года в бою с шестью вражескими танками за осетинское село Гизель, он поджёг два из них; 8-го – с группой бойцов захватил дзот противника; 9- го –возглавил роту и выполнил поставленную задачу. 31 марта 1943 года стал Героем Советского союза.
Учащийся 9. Второму уроженцу села Коноково, Андрею Стрюкову, которому в 1941-м
исполнилось только 18 лет, воевать довелось, хотя и окончил Армавирский аэроклуб, не в воздухе, а на земле – автоматчиком 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской ВМБ. Звание получил за мужество, проявленное при форсировании Днестровского лимана в ночь на 14 марта 1944 года.
Учащийся 10 Проходят дни. Но год от года
Как взлёт, как в будущее мост,
Твой подвиг в памяти народа
Встаёт во весь могучий рост.
Выступление школьного библиотекаря. (выставка книг на военную тему)
Итог урока.
Учитель. Более 30 000 000 людей погибло в той страшной войне от пуль, снарядов,
голода и пыток, поэтому главная задача человечества – сохранение мира, человеческих жизней, всего живого на нашей планете.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ