КТП «Я- исследователь» (внеурочная деятельность)
«Я- исследователь» (внеурочная деятельность)
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров»,
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров».
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятий
дата
1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
1
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
5.09
2-3
Как задавать вопросы? Банк идей.
2
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
12,19.09
4-5
Тема, предмет, объект исследования.
2
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
26,3.09
6-7
Цели и задачи исследования.
2
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
3.10
10.10
8-9
Учимся выделять гипотезы.
2
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
17.10
24.10
10-13
Организация исследования. (практическое занятие.)
4
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
7.11
14.11
21.11
28.11
14-17
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
4
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
5.12
12.12
19.12
26.12
18-19
Коллекционирование.
2
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
16.01
23.01
20
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
1
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
30.01
21-22
Сообщение о своих коллекциях.
2
Выступления учащихся о своих коллекциях.
6.02
13.02
23
Что такое эксперимент.
1
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
20.02
24
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
1
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
27.02
25-27
Сбор материала для исследования.
3
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
6.03
13.03
20.03
28-29
Обобщение полученных данных.
2
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
3.04
10.04
30
Как подготовить результат исследования.
1
Составление плана подготовки к защите проекта.
17.04
31
Как подготовить сообщение.
2
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
24.04
8.05
32
Подготовка к защите. (практическое занятие.)
1
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
15.05
33
Индивидуальная консультация.
1
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
22.05
34
Подведение итогов. Защита.
1
Анализ своей проектной деятельности.
29.05

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ