Монастыри - стражи духовности земли Русской 4 Класс
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
( мин.)
1.
2.
Организационный момент.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельно-сти.
Включение в деловой ритм урока.
- Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра.
Садитесь, пожалуйста.
Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.
Слайд 1
«Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю»,-
- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и, главное, делать, чтобы понимать.
Наш урок сегодня – это урок-исследование, поэтому каждому из вас придётся потрудиться.
Слайд 2
Начнём работу с повторения. На слайде даны три цитаты. Давайте прочтём их и дадим ответ на вопрос:
- Под каким заголовком можно объединить эти цитаты?
1. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Библия
2. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того, что желает себе.
Сунна
3. Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.
Книга буддистов Удана-Варга
(Если дети затрудняются, обращаюсь к присутствующим или к стр. 46 учебника Кураева)
- «Золотое правило нравственности».
- А кто из вас может напомнить нам, как звучит это правило?
- Давайте проверим правильность наших ответов.
Слайд 3.
Золотое правило нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
- Когда мы изучим тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить на простой вопрос: Зачем мы вспоминали золотое правило нравственности?
- А вот тему урока вы назовёте мне сами.
Учащиеся настраива-ются на урок
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
4
2
Слайд 4.
(Звучит колокольный звона. На слайде - иллюстрация с изображением
монастыря)
1. Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):
- Звонят колокола. А где можно услышать звон колоколов?
- В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре.
А сейчас послушайте стихотворение:
3.
Постановка учебной
задачи.
2. Чтение стихотворения учителем под музыку.
(Слайд 5)
Крестом высоким осенённый,
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев.
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
- Где происходит действие?
(В монастыре)
- Кто из вас может определить тему урока?
Слайд 6- 7.
Тема урока на фоне монастыря
-Тему мы определили. Наша задача изучить особенности жизни монахов, исследовать происхождение слова «монах», сформулировать правила поведения на территории монастыря.
Мотива-ция учащихся к изучению темы урока
Учащиеся ставят цели, формули-руют тему урока
Называют тему «Мона-стырь»
2
4.
Построение исследо-вания.
а) происхож-дение слов «монах», «инок».
Слайд 8
- Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.
А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?
Слайд 9 (не читаю)
Откройте стр. 80 нашего учебника, прочитайте первый абзац параграфа и определите происхождение слов «монах», «инок».
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один, одинокий.
Слово «инок» - от древнеславянского слова «ин» - т.е. один, иной, принадлежащий иному миру.
Монастырь – уединённое место.
В рабочем листе урока выполните задания №1. (Раздаю листы).
Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу. Они не создают семью. Отказавшись от мирской жизни, они совершают монашеский подвиг, смысл которого в самоотречении, в особой строгости, в хранении своего сердца от зависти, лености, от дурных помыслов. А ещё этот подвиг в послушании, в непрестанной молитве за весь мир, в том, что отказавшись от мира, монах отдаёт за него жизнь, подобно Христу.
Стать монахом непросто. Человек сам должен понять, что быть монахом – его призвание. Для этого он проводит определённые этапы жизни в монастыре.
Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презен-тацию
Ответы учащихся: монахи, иноки, послуш-ники
4
5.
б) этапы приёма в монашество.
Самостоя-тельная работа.
- Обратимся к странице 81 учебника. Найдите этапы приёма в монашество, запишите их в рабочий лист урока. Задание №2.
Предполагаемый ответ:
1. Послушание;
2. Монашеский обет;
3. Постриг;
4. Получение нового имени.
Слайд 10
Послушание – период испытания, когда человек должен определиться в серьёзности своих намерений, в исполнении советов более опытных и мудрых людей.
Монашеские обеты – добровольные обещания жить в безбрачии, послушании, без личных вещей.
Постриг – с послушника состригают несколько прядей волос. Постриг означает, что монах сам отдаёт себя в слуги Иисуса Христа.
Получение нового имени при постриге означает начало новой жизни.
Используют материал учебника, рабочую тетрадь.
4
6.
Одежда монахов
Давайте создадим словесный портрет внешнего облика монаха, используя текст учебника на стр. 81, врезке и презентацию.
Слайд 11
Клобук - головной убор, именуется ещё шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Чётки – бусинки-узелки, называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.
Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом
Смотрят презента-цию, анализи-руют ситуацию
4
7.
Физминутка
Жизнь монаха
Слайд 12
- А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.
Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, православный крест.
(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, руки к груди – хлопок после каждого показа).
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Учитель называет слова - учащиеся выполня-ют действия.
2
8.
Историчес-кие справки по монастырям.
Давайте ещё раз обратимся к теме урока.
Сейчас мы просмотрим слайды с видами самых знаменитых православных монастырей. Вы узнаете, чем знамениты эти монастыри. Ваша задача – пояснить название темы нашего урока.
Слайды 13-14
Киево-Печерская Лавра – первый русский монастырь, возник в XI веке. Из названия понятно, что находится в Киеве. Слово «Печерская» означает, что первые монахи здесь селились в пещерах. Лаврами именуются самые крупные и известные мужские монастыри.
Слайд 15-16
Основан монастырь монахом Антонием, а настоятелем, т. е. начальником стал отличавшийся своей праведностью соратник Антония Феодосий.
Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Древней Руси. Здесь жили и трудились замечательные подвижники Русской земли – первый русский летописец Нестор, врач Агапит, иконописец Алипий.
Слайд 17
Свято-Троицкая Сергеева Лавра – один из самых знаменитых монастырей России. Основана великим молитвенником и чудотворцем Сергием Радонежским.
Слайд 18
В 23 года Сергий вместе с братом Стефаном на небольшой горе в окрестностях Радонежа построил келью и маленькую церковь. Так начиналась обитель, куда потянулось множество учеников и людей, нуждающихся в духовной помощи.
Здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Ивановича и дал ему в помощь двух иноков – Пересвета и Ослябю.
Слайд №19
Свято-Троицкая Сергиева Лавра стала центром церковного образования России. Здесь находится Московская Духовная Академия и Семинария.
Слайд 20
Спасо-Андроников монастырь – создан учеником Сергия Радонежского преподобным Андроником. В этом монастыре трудился иконописец преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи – иконы «Троица» (стр. 70, учебника).
Слайд 21
Свято – Введенская Оптина пустынь – по преданию основал монастырь старцем Опта у города Козельска. В разное время здесь жили и лечили израненные души двенадцать старцев. В конце XIX века один из современников писал: «Не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку». Здесь были великие писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и многие другие известные люди.
Столетиями русские монастыри не только хранили святость, книжную науку, создавали иконы, но и были мощными укреплёнными оборонительными строениями.
Слайд 22
Соловецкий монастырь – стал духовным оплотом на севере России.
Слайд 23
Кирилло- Белозерский монастырь –
Монахи раздали весь хлеб во время голода.
Слайд 24
Троицкий монастырь- выдержал осаду польского гетмана Лисовского. В монастыре не было воинского гарнизона. Осадив крепость, полки начали бомбардировку, длившуюся 1 год 3 месяца 20 дней. Отчаявшись взять монастырь штурмом, поляки начали вести подкоп. Тогда два монаха забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой.
Слайд 25
Псково-Печерский монастырь – летом 1581г. стотысячная армия двинулась на Псков. Враги обстреляли монастырь из пушек. Битва продолжалась до глубокой ночи. Но все приступы были отражены.
Помогла древняя икона Успение Божией Матери.
Слайд 26
Вааламский монастырь -
много раз отражал натиск шведов и
финнов.
Слайд 27
Задонский монастырь.
- Отвечаем на вопрос: Как же нам следует понимать название темы нашего урока?
7
9.
Правила юного паломника
В прошлом году последний урок по основам православной культуры в 4 классе мы провели в Задонском мужском монастыре.
Монастырь живёт по своим правилам, которые гостям нарушать не принято. Конечно, перед входом на территорию монастыря я напомнил, как надо себя вести в данном случае. О чём я просил учеников?
Вам предлагается следующее задание
№ 3 в рабочем листе урока: сформулировать «Правила юного паломника».
Работать вы будете в парах. Сначала следует обсудить с соседом по парте пункт правил, а потом его записать. Разрешаю работать и в группах, если возникнут затруднения.
Слайд 28
Примерные рекомендации
«Правила юного паломника»:
В монастыре запрещается:
Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
Ходить в шортах на территории монастыря.
Лицам женского пола находиться без головного убора.
Выполне-ние заданий
4
10
Закрепление изученного материала.
По кроссворду.
Слайд 29
1. От какого греческого слова произошло слово «монах»?
2. Что означает это слово?
3. Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.
4. Облачение, окутывающее всё тело, знак Божией защиты.
5. Быть монахом – нелёгкий путь, но это самый прямой путь к … .
6. Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.
7. При принятии послушника в монахи он приносит … .
8. Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
9. Одно слово из главного правила монашеской жизни.
3
11
Рефлексия деятель-ности.
Нам нужно подвести итоги. Прошу ответить на вопросы:
Как связать нам золотое правило нравственности с темой нашего урока?
Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Как вы думаете, легко ли быть монахом?
Чем монастырь отличается от церкви, а монах от священнослужителя?
Осуще-ствляют само-оценку собствен-ной учебной деятель-ности, соотносят цель и результаты.
3
12
Домашнее
задание.
Слайд 30
Урок 25 прочитать, устно ответить на вопросы с. 83, на рабочем листе урока ответить на тесты. Если вы засомневаетесь в ответах, обратитесь за помощью к родителям.
1
Рабочий лист урока
«Монастыри – стражи духовности и земли Русской».
10 апреля 2014 г. , 4з класс
Фамилия, имя ____________________________
Задание №1
____________________ - от греческого слова «монос», то есть один.
____________________ - от древнеславянского слова «ин», то есть иной.
____________________ - уединённое место.
Задание №2.
________________– период испытания, когда человек должен определиться в серьёзности своих намерений, в исполнении советов более опытных и мудрых людей.
___________________ – добровольные обещания жить в безбрачии, послушании, без личных вещей.
___________________ – с послушника состригают несколько прядей волос. Постриг означает, что монах сам отдаёт себя в слуги Иисуса Христа.
______________________ - при постриге означает начало новой жизни.
Задание №3.
В монастыре запрещается:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание №4.
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4. Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
Задание №5.
Первая загадка:
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … .
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу … .
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ