Начальная школа, программа курса "Мой край родной" 1-4 КЛАСС

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАТАНГСКИЙ РАЙОН»

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ СОШ с. ЕРБОГАЧЕН











ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

(I-IV КЛАСС)









УЧИТЕЛЬ: Сафьянникова В.Л.













с. ЕРБОГАЧЕН

2008



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к своей Малой родине. Воспитание этого чувства на 1 ступени образования предусматривает знакомство школьников с историей района и села, с их прошлым и настоящим, русской и эвенкийской культурой, с окружающей природной средой. Заниматься этим, наряду с другими предметами, призвано краеведение. Однако выдвинутые государством новые образовательные приоритеты призывают нас внести существенные изменения в «традиционное краеведение», имея ввиду необходимость решения проблемы социализации учащихся школы. Мы считаем, чем раньше она будет начата, тем большего эффекта можно добиться. По сути, речь идет об усилении социокультурного аспекта образовательного процесса начальной школы, конечно с учетом возрастной специфики учащихся. В связи с этим, актуальной является разработка спецкурсов, которые на базе школьных компонентов учебного плана, будучи нацеленными на формирование любви детей к своей Малой Родине, одновременно позволяли бы обеспечить накопление у них социокультурного опыта. Особенно важен процесс практического закрепления социокультурных знаний, позволяющий ребенку не только осознать прививаемую культуру, но и личностно принять ее, накопить опыт социально адекватного применения. Следовательно, неотъемлемой частью отмеченного спецкурса должен являться «социокультурный практикум» учащихся. С другой стороны, учитывая разновозрастные особенности детей 1-3 ступеней образования, подобный образовательный процесс явно должен носить циклический, а не линейный характер. Поэтому разработанный автором спецкурс и социокультурный практикум идейно и структурно состыкованы в нашей школе с ранее разработанными и внедренными аналогичными спекурсом и спецпрактикумом для 2 и 3 ступеней образования (Главацкий, 2007) и составляют теперь единую систему, но имеет целый ряд отличительных особенностей.

Спецкурс «Мой край родной» на первом этапе обучения предполагает введение дополнительного курса к образовательному компоненту «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова (2002), который соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» Базисного учебного плана.

Цель курса: формирование в сознании учащихся основных представлений об окружающем мире, воспитание бережного отношения к нему, чувства любви к своей малой Родине.

Содержание курса предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование познавательного интереса (наблюдение за окружающим миром, работа с научной литературой, составление докладов);

  2. Развитие детского речевого творчества (представление рефератов, проектов, проведение викторин и т.д.);

  3. Воспитание этического и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней согласно общепринятым нормам (экскурсии, беседы, праздники, посвященные временам года);

  4. Привитие любви к родному краю и его национальной культуре.

  5. Создание условий для дальнейшего развития у обучающихся

познавательного интереса к последующему курсу: «География».

Организация работы при изучении данного курса включает в себя такие элементы работы с детьми, как проведение тематических уроков в классах, экскурсии в природу, посещение музейных экспозиций, организацию праздников, викторин и конкурсов, составление и защита рефератов и докладов.

Основными формами работы являются натурные наблюдения, выполнение практических заданий, проведение дискуссий и праздников с игровыми элементами, привлечение родителей учащихся к образовательной работе с детьми.

При изучении материалов о родном крае, учащимся представляется уникальная возможность не только совершать свои «маленькие открытия», но и возможность научиться представлять их в устных докладах и школьных конференциях. Ребята учатся работать с материалами школьного музея, энциклопедиями, научной литературой, что, несомненно, послужит основой для дальнейшего обучения их в старших классах хоть и на элементарном уровне. Решается важнейшая составляющая курса – формирование навыка поисково-исследовательской деятельности учащихся.

В курсе «Мой край родной» выделено три раздела по изучению своей малой Родины: 1-2 класс - «Я познаю мир», в котором дети узнают о своем ближайшем окружении: родители, родственники, друзья, домашние животные, игрушки, народный фольклор своего края, быт людей, то есть получают элементарные знания о взаимоотношениях в окружающем социуме, которые будут являться первой ступенькой при формировании экологических знаний- одной из задач краеведения. 3 класс - «Что меня окружает?»- программа нацелена на изучение животного и растительного мира Катанги, его защиту и охрану. 4 класс - «Где я живу?»-изучение погодных условий нашего края, природные сообщества, полезные ископаемые, влияние хозяйственной деятельности на экологию нашего района и меры по преодолению экологической катастрофы в рамках Катангского района. К концу 4 класса краеведческие знания не только расширяются, но и приобретают более выраженную экологическую направленность.

Благодаря предлагаемому курсу, предложенная система краеведческого образования в школе, приобретает завершенный структурный облик. Программа курса содержит две части: теоретический курс и социокультурный практикум. Социокультурный практикум является важнейшей составляющей частью курса, направленной на начальную социализацию ребенка. Он закладывает основу для дальнейшей работы по социализации ребенка на последующих ступенях образования.

Для обеспечения данного курса используются материалы школьного музея, учебное пособие Главацкого Н.С. «География и социокультурные особенности Катангского района (2007)» и учебные пособия по природоведению под редакцией А.А. Плешакова (2002). Дополнительные часы на проведение данного курса взяты из школьного компонента учебного плана.





Учебно-тематический план спецкурса

1 класс

п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во

часов

Теоретический курс

Социокультурный практикум

1

Я познаю мир.




Где мы живем?

2

Обзорная экскурсия в музей «Мой край родной»

Экскурсия по селу: «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

2.

Кто я такой?

1

Беседа «Расскажи о себе»

Дидактическая игра «Вот я какой!»

3.

Что я люблю?

1

Тестирование

Конкурс рисунков: «Путешествие Грязнульки»

4.

Что за дерево такое?

2

Экскурсия в музей: «Растения нашего края»

Поход в лес.

Конкурс листовок и плакатов: «Береги родную природу!»

5

Мамочка моя

2

Беседа: «Моя мама»

«Женщины нашего села»-экскурсия в музей.

Конкурс рисунков, поделок. Праздник: «Милой маме»

6

Папа- лучший друг

2

Беседа: «Мой папа»

«Мужчины нашего села-участники ВО войны»-экскурсия в музей

КВН «Папа и я»

Семейная газета: «Мой папа»

7


Мои бабушка и дедушка

2

Экскурсия в музей: «Жизнь людей раньше и теперь»

Круглый стол: «Расскажи о своих родных»

Конкурс рисунков, стихотворений о своей семье

8

Мои друзья

2

Тестирование, рассказы учащихся: «Мой лучший друг»

Рисование портрета друга .Разучивание подвижных игр на улице.

9

Итоговое занятие: «Моя семья»

1

Разучивание песен, стихотворений,подготовка проектов: «Моя родословная»

Праздник: «Родительский дом- начало начал», защита проектов своей родословной.

10

итого


15





2 класс

п/п

Тема

раздела

Тема

занятия

Кол-во

часов

Теоретический

курс

Социокультурный практикум

1

Я познаю мир


История родного края.

1

Экскурсия в музей: «Прошлое нашего края»

Конкурс поделок из природного материала: «Динозавры и мамонты»

2

Где мы живем ?

1

Экскурсия в музей: «Почему так называется наше село?»

Поход на Камешок.

Аппликация на тему: «Мое село»

3

Поверхность и водоемы нашего края

2

Путешествие по карте Катангского района.

Экскурсия к реке Нижняя Тунгуска, сбор коллекции камней.

4

Сезонные изменения в нашем крае

3

Экскурсия в музей: «Климатические условия нашего региона»

Ведение записей о погоде в дневниках.

Поход в осенний лес.

Экскурсия в зимний парк.

Экскурсия: «В гости к Весне»

5

Быт людей нашего края

1

Экскурсия в музей: «Быт русских»

Разучивание народных песен, игр, народных примет.

6

Быт людей нашего края

1

Экскурсия: «Быт эвенков»

Сбор экспонатов в школьный музей

7

Декоративно- прикладное искусство нашего края.

1

Путешествие по выставке: «Красота северных узоров»

Фольклорный праздник: «Деревенские посиделки»

8

Итоговое занятие

1

Подготовка проекта: «Кем я буду, когда вырасту»

КВН: «Любим родную Катангу»,

защита проектов.

9

Итого


11





3 класс

п/п


Тема

раздела

Тема

занятия

Кол-во

часов






Теоретический

курс

Социокультурный

практикум

1

Что меня окружает?






Животный мир Катанги.

2

Экскурсия в музей: «Животные нашего края»

Защита докладов о животных родного края.

2

Растительный мир нашего края.

2

Путешествие по выставке: «Растения Катангского района»

Экскурсия в лес.

Защита гербариев: «Я нашел такое растение»

3

Что такое «Экология»

1

Беседа: «Экология- наука о связях между живыми существами и окружающей их средой»

Практическое занятие: «Большие и маленькие раны природы нашего края»

4

Охрана растений Катанги

1

Беседа: «Как прекрасен мир растений!»

Круглый стол: «Почему надо беречь лес?», Конкурс листовок, рисунков по бережному отношению к природе.

5

Охрана животных Катанги

1

Экскурсия в музей: «Редкие животные нашего края»

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты этих животных?»

Защита рефератов о животных нашего района.

6

Берегите воду!

1

Путешествие по карте Иркутской области: «Водоемы Сибири»,

беседа: «Вода- это жизнь»

Конкурс рисунков: «Речка плачет», «Путешествие Капельки воды».


7

Красная книга Катанги

1

Беседа: «Что такое Красная книга?»

Составление Красной книги Катангского района.

8

Итоговое занятие

2

Подготовка рефератов: «Возьми под защиту…»

Звездный час: «Мой край родной», защита рефератов.

9

итог


11





4 класс

п/п

Тема раздела

Тема

занятия

Кол-во

часов

Теоретический

курс

Социокультурный

практикум

1

Где я живу?


Мы- жители Земли.

1

Путешествие по карте мира, по глобусу.

Составление визитной карточки: « Я- житель Земли, Катанги».

2

Природные

зоны нашей страны

2

Экскурсия в музей: «Природно-климатические условия нашего района»

Дидактическая игра: « Узнай свою природную зону!», защита рисунков: «Мое любимое время года»

3

Поверхность

нашего края.

2

Путешествие по карте Катангского района.

Экскурсия: «Формы земной поверхности нашего края»

4


О подземных богатствах, о почве.

2

Лекция в музее: «Природные богатства нашего края»

Защита рефератов: «Полезные ископаемые Катанги»

5

Водоемы нашего края.

1

Беседа: «Какова наша река Нижняя Тунгуска».

Конкурс мини-сочинений о водоемах , где были дети с родителями.

6

Лес и человек.


2

Викторина: «Растительный мир Катанги - это край лесов и лесотундры»

Поход: «Знакомство с разными типами леса»

7

Труд жителей нашего района.

1

Экскурсия в музей: «Только трудом мы живем»

Конкурс рисунков и поделок по теме: «Без труда нет добра»

8

Судьба природы- наша судьба»

2

КВН: «Мой край родной»

Защита рефератов по темам: «Как защитить природу родного края?»
«Экология Катанги»

9

итог


13









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть 1.(26 часов)

1 класс (15 часов)

Раздел 1. Я познаю мир.(15 часов)

Тема: «Где мы живем?» (15 часов)

Введение. История села Ербогачен: основные особенности, доступные сведения из истории. Представление о времени. Как жили раньше и теперь. Происхождение улиц районного центра. Моя улица. Мой дом. Наш адрес. Моя семья. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Мои друзья. Что я люблю, а что нет. Домашние животные. Забота о домашних животных. Растения нашего края. Распознавание деревьев на наших улицах. Охрана растений.

Экскурсии в музей-3: «Вот моя деревня, вот мой дом родной», «Жизнь людей нашего края раньше и теперь», «Мужчины нашего села- участники ВО войны».

Экскурсия по селу-1 «Улицы нашего села»

Поход в лес - «Растения нашего края»

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

Основные сведения о своем селе: домашний адрес; имена и отчества родителей; родословную двух поколений; профессии родителей; дикие и домашние животные своего края; деревья, кустарники; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

Рассказать о своей семье; составить родословную двух поколений. Различать изученные группы растений и животных нашего края. Выполнять правила поведения в природе.

2 класс (11 часов)

Раздел.1 «Я познаю мир» (11 часов)

Тема. «Прошлое и настоящее родного края»

Представление о далеком прошлом родного края. Мамонты - удивительные животные нашего края. Первооткрыватели нашего района. Поверхность и водоемы нашего края. Река Нижняя Тунгуска. Климатические условия Катанги. Сезонные изменения в природе. Быт русских людей. Быт эвенков. Декоративно- прикладное искусство народов нашего края. Народные приметы, игры, песни, праздники. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Зависит ли окружающий мир от тебя в будущем?

Экскурсии в музей-5: «Прошлое нашего края», «Почему так называется наше село», «Климатические условия нашего региона», «Быт русских», «Быт эвенков».

Экскурсии в природу-3: Водоемы. В зимний парк. В гости к Весне.

Поход к памятнику первопроходцам.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

Наиболее распространенные профессии жителей родного края. Основные сезонные признаки; разнообразие водоемов; фольклор населения малой Родины; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

Рассказать о сезонных изменения нашего края; о водоемах Катанги; выполнять правила поведения в природе; различать предметы быта русского и эвенкийского народов.

3 класс ( 11 часов)

Раздел 2 «Что меня окружает?»(11часов)

Тема. «Природа Катангского района» (11 часов)

Многообразие природы. Животный мир Катанги: птицы, звери, насекомые, рыбы. Растительный мир нашего края: лиственные и хвойные растения, грибы. Взаимосвязи в природе. Роль природы в жизни людей. Что такое экология родного края? Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, охрана редких растений и животных; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.

Экскурсий в музей-4: «Животные нашего края», «Растения Катангского района», «Редкие животные и растения нашего края», «Путешествие по карте Катангского района».

Экскурсия в лес-1.Растительный мир нашего края.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

группы растений своего края: хвойные, лиственные, грибы;

группы животных: звери, птицы, насекомые.

Взаимосвязи между природой и человеком; значение природы для человека; охрана природы; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

различать наиболее распространенные в нашем крае растения и животные;

объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

подготовить рассказ краеведческого содержания, используя разные источники информации;

выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.

4 класс. (13 часов)

Раздел 3. «Где я живу?» (13 часов)

Тема. « Охрана природы Катанги» (13 часов)

Мы - жители Земли. Наш край на карте. Погода в нашем крае. Поверхность края (равнинная, гористая). Полезные ископаемые нашего края: места добычи, способы применения. Водоемы края, их значение в природе и в жизни человека, охрана от загрязнения. Почвы нашего края, охрана почв. Природные зоны: зона тундры, зона лесов. Лес, водоем - природные сообщества. Взаимосвязи в сообществах. Особенности жизни и хозяйственной деятельности людей нашего края. Охрана природы Катанги.

Экскурсии в музей-5: Природно - климатические условия нашего района. Путешествие по карте нашего района. Природные богатства нашего края. Река Нижняя Тунгуска. Только трудом мы живем.

Поход в лес-1. «Знакомство с разными типами леса. Формы земной поверхности нашего края»



К концу 4 класса учащиеся должны знать:

положение своего края на карте;

особенности природы края: поверхность, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

находить и показывать на карте Катангский район;

различать полезные ископаемые своего края; растения и животных своего края;

самостоятельно находить в разных источниках сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения, рассказа;

в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, знать необходимые меры охраны природы, принимать участие в сохранении природного окружения.

















































































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ