Повышение духовно-нравственного воспитания как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности




Повышение духовно-нравственного воспитания как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности.



В системе внеклассной работы большое воспитательное значение уделяю изучению краеведческого материала нашего региона. Одна из составных частей деятельности классного руководителя- внеклассная работа, которую я организую, приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания о нашем крае, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории КМВ. Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Вся работа по краеведению направлена на воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Духовно-нравственному развитию должны подвергаться общественные отношения в окружающей человека социальной среде; она должна быть гуманной духовно- нравственного воспитания являются социальные проекты. Участие в них дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями.


Всю внеклассную работу историко-краеведческого характера

выстраиваю на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнь.

Во время экскурсий, походов широко использую знания учащихся, полученные на уроке. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей.

Для младшего школьника очень важно чтобы краеведческий материал был близким и знакомым. Я хочу, чтобы учащиеся видели крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке. Так изучая творчество А.С.Пушкина на уроках музыки, литературного чтения, мы проводим исследовательскую работу о посещении поэтом нашего города Пятигорска и региона КМВ. Потом обязательно совершаем экскурсию к памятнику поэту в Пятигорске, где желающие могут прочитать стихи. Пятигорск посещали многие поэты, писатели, музыканты и такое знакомство с достопримечательностями города дает положительные результаты. Многие учащиеся могут самостоятельно воспользоваться полученной информацией, когда совершают выезд в город с родителями или гостями города.

Свою внеклассную работу организую в разных формах. Одна из них- групповая форма внеклассной работы – походы, экскурсии. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов и сообщений.

При определении тематики включаю наиболее яркие события в истории страны.

Например, образование гор- лакколитов, богатство минеральных источников, археологические находки нашего края, развитие христианства.

Огромное значение в истории занимает развитие региона КМВ, как важнейшего курорта России, город Пятигорск в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия, как форма внеклассной работы.


Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение

вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии, посвященные знакомству с материалом о классовой борьбе народных масс, об историко-революционных событиях. На экскурсиях учащиеся познают прошлое общество.

Экскурсии помогают учащимся установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, учит школьников видеть историю вокруг себя.

Экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличии от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.

В своей практике использую два вида экскурсий:

1) учебные, связанные с изучением программного материала;

2) внепрограммные экскурсии, проводимые по плану внеклассной работы.

Особый интерес вызывают у учащихся уроки-экскурсии, в процессе которых учащиеся, продолжая изучать материал темы, получают новые знания с последующей и систематизацией и закреплением на уроке.

По месту нахождения объектов экскурсии бывают ближними и дальними. Так изучение достопримечательностей родного города является регулярными экскурсиями по плану - посещение парков, минеральных источников, памятников архитектуры, скверов. А экскурсии на Чегемские водопады, Терский конный завод, страусиную ферму являются дальними экскурсиями. К таким мероприятиям я привлекаю в помощь родителей, которые охотно помогают и участвуют, тоже узнавая много нового.


В своей практике приходится организовывать не только исторические и

этнографические, но и археологические экскурсии. Примером таких экскурсий могут служить посещение горы Кольцо, где в результате работы ветра и воды мы наблюдаем разрушение ракушечника и образование уникальных памятников природы. На долго запомнилась экскурсия на гору Рим, где сохранился отпечаток аммонита возрастом более 2 миллионов лет.

История этих удивительных моллюсков завершилась несколько десятков миллионов лет назад. Они вымерли, не оставив потомков. Четкий отпечаток раковины диаметром более 1 м удивляет и доказывает, что здесь было древнее море.

Таким образом, краеведческая внеклассная работа является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания

любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает

почувствовать причастность к ней каждого школьника.

Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в развитии учащихся, приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания о малой Родине, в формировании патриотизма молодого поколения.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ