Конспект урока в начальной школе "Ремесла Кубани"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 22
ст. Ивановская Красноармейский район
Тема: «Ремёсла Кубани»
Автор : Родинко Елена Александровна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №22
ст. Ивановская
2012г.
Тема: « Ремесла Кубани»
ЦЕЛИ:
Познакомить детей с кубанскими народными ремеслами
Приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края
Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Материал. Презентация к рассказам о ремёслах, предметы из музея школы: корзина, глечик , макитра ,кувшин ,рушники.
ХОД УРОКА
Орг.момент.
Ввод в новую тему.
- Посмотрите на карту(Слайд 1) нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края. Наша Кубань многонациональный регион. Здесь проживает более 120 национальностей самобытных, со своей культурой, ценностями, привычками. И одна из главных задач в воспитании это знакомство с культурой тех, кто живет на этой земле.
-Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и
3.Сообщение темы (Слайд 2)
4.Работа по теме
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля не только в старину славилась своими мастерами, но и в наше время.
- Посмотрите, сколько красивых вещей изготовлено руками мастеров.
На Кубани так идет, что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Слайд 3 (Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом).
- О каких ремеслах Кубани вы знаете ?
Лозоплетение . (Слайд 4)
1.Плетение корзины
Ученик читает наизусть стихотворение Виктора Набокова «Плетение корзины».
(см. в приложении №1) (Слайд 5)
Мы отправляемся с вами в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой лозы. Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из лозы! (обратите внимание на предметы быта). Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается лозоплетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетеных изделий удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп да жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшения до мебели.(Показ корзины)
- Следующая наша мастерская – кузница.
Кузнечное дело. (Слайд 6)
Ученик читает стихотворение №2 наизусть (см. в приложении №1)(Слайд 7)
Кузнечное искусство сложилось еще в глубокой древности. Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела. Нехитрыми, но требующими определенных значительных навыков способами из кованого железа изготовляли различные предметы: гнули толстые пруты для светцев и воротных колец, ключей и сечек, ковали и вытягивали железные ленты для сундуков и ларцов. Орнамент кованого изделия состоял из идеограмм народных ремесел и носил обереговое значение. Это было признаком языческой культуры в кузнечном искусстве
- Сегодня мы познакомимся с одним из видов ремесла. Но прежде чем назвать его, отгадайте загадку.
Гончарное дело (Слайд 8)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (глина)
- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)
- Где добывают глину?
- Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, вблизи рынков сбыта. Из нее делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приемы. Наиболее распространенными были на Кубани русская и украинская традиции. В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры - горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, ситечки, кувшины для вина.(Демонстрация изделий) Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.(Показ посуды)
- Всякая ли глина подходит для изготовления керамических изделий?
По составу глины бывают тощие, с большим содержанием песка, и жирные, где его очень мало. По техническим качествам – каолиновые (белая глина высокого сорта), огнестойкие, строительные. По цвету – белые, красные, коричневые, желтые, зеленые и др.
-Знаете ли вы, какой путь должна пройти глина, чтобы превратиться в керамическое изделие? Послушайте загадку.
На топтале был, на кружале был,
На пожаре был, домой пришел –
Семью кормил. (Горшок)
Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает “глина”. Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, вблизи рынков, больших центров торговли. (Слайд 10)Из глины делали детские игрушки, свистульки, посуду, кирпич, черепицу, облицовочные плиты к печам, каминам. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приемы.
Слайды 11. В каждой семье была необходимая посуда: макитры (широкий глиняный конусообразный горшок с шероховатой внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян макогоном. В макитре подогревают кислое молоко для приготовления творога. Раньше специальные большие макитры использовались также для мытья посуды и для хранения и приготовления хлеба); махотки (низкий кувшин с широким горлом для донского кислого молока; по-русски «крынка»), глечики (глиняный горшок; кринка) для хранения молочных продуктов: миски, ситечки, кувшины для вина. Слайд 9. Особого мастерства требовало изготовление кувшина. Считалось, что если сосуд «дышит», сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил в него частичку души.
- Обработка глины начинается с замачивания. Глину замешивают с водой для придания ей пластичности. Отношения сухой глины к воде такое: для жирной глины – 1:0,5 , для тощей – 1:0,25. Через несколько часов она готова для вымешивания . Вымешивают ее руками на деревянной дощечке, придавая массе однородность. При этом из нее выходит воздух. После такой обработки повышается липкость и тягучесть, которая так необходима при изготовлении тонких изделий. Если масса получилась редкая, то ее высушивают на гипсовой дощечке, которая впитывает в себя лишнюю влагу.
- Ребята, а знаете ли вы, какие инструменты необходимы гончару, для работы? (Гончарный круг(слайд 13), печь для обжига изделий(Слайд 14), и др.).
Чтение наизусть стихотворения №3 (см. в приложении №1).Надежды Веденяпиной
(Слайд 15)
Вышивка – один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма: холщовые отбеленные полотенца и скатерти, женские и мужские рубахи, пояса, головные уборы. Шелковыми и золотыми нитями, жемчугом вышивались лицевые пелены, ковры, всевозможные бытовые предметы.(Показ рушников)
Русская вышивка разнообразна по своему содержанию и по своим художественным формам. Очень нужным предметом в каждой кубанской хате был ткацкий станок. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству. Нитки для изготовления ткани делали из конопли и овечьей шерсти. Когда была подготовлена пряжа, в дом вносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Из сотканного полотна изготавливали одежду, рушники, скатерти и др. Все эти предметы были просто необходимы в каждой казачьей хате. - Как называется ремесло, о котором мы только что говорили? И все эти изделия казачки традиционно украшали вышивкой. (читает ученик)
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живёт.
Не зря его на белом свете
Народ издревне бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоре вытканы не зря.
И мы с тобою видим знаки Кубанского календаря
Вышивание – самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, передники, скатерти, подзоры и платки. С любовью дарили их на свадьбу своим избранникам, а так же гостям и родственникам.
Особенно щедро украшались вышивкой рушники. Вот о них мы и поговорим сегодня . (слайд 17)
Полотенце играло в жизни казаков важную роль. Ведь в каждой кубанской семье были рушники и женщины обязательно должны были их вышивать. Наши предки- земледельцы сопровождали традиционными обрядами главные события в своей жизни, в которых широко использовали рушники. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его как святыню клали на рушник. Вышитые полотенца вешали на придорожные кресты, в часовнях. Рождался ребенок- новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек- гроб покрывали полотенцем. На полотенцах несли гроб, провожая хозяина в последний путь. Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых духов. Значительную роль играли полотенца в свадебной обрядности. Девушка к своему замужеству должна была вышить около 200 предметов. Из них только рушников 40 штук.
Свадебные рушники были особенно красивыми, и их обязательно использовали в свадебных обрядах. Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утирка, утиральник. Как вы думаете, почему так назывались полотенца; их названия подсказывает вам назначения этих предметов?
А как вы считаете, рушники вышивали лишь для того, чтобы их украсить? Правильно, мастерица, вышивая полотенце, закликала добрые силы, чтобы иметь много земли, чтобы был хороший урожай, а значит, и благополучие. В орнаменте отразилась вера наших предков в добрые и злые силы, отношение к природе, её обожествление. Каждая мастерица не копировала узоры, а обогащала их разными вариантами, относилась творчески, с любовью, вкладывала свой талант и душу.
- Я знаю, что вы, ребята, тоже умеете много делать своими руками и знаете о ремеслах наших предков - казаков, поэтому хочу предложить провести викторину
5.Физ.минутка.
А сейчас мы немного поиграем, встаньте. Мы будем изображать ремесленников.
Представим себя ткачами и ткачихами перед нами стоит станок, а мы наблюдаем за ниточкой слева направо глазками еще раз. И еще, а теперь тоже самое только закрытыми глазами.
А теперь мы гончары - движение кистями.
А сейчас у нас в руках рубанок-это инструмент для обработки дерева. Начали.
Ну и, конечно, кузнец. Приготовились.
Вышивальщицы.
А теперь я вам говорю, а вы сами повторяете движение.
Молодцы. Садитесь.
6.Закрепление
Викторина.(Класс делится на 2 команды)
Задание 1. «Кто больше назовёт видов ремесел»
За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце выполнения задания жюри подсчитывает количество фишек каждой команды и выявляет победителя первого конкурса.
Задание 2. «Загадки»
Жюри присуждает очко той команде, которая правильно узнает, о каком ремесленнике идет речь
1. а) Согнут в дугу – летом в лугу, зимой на крюку (серп)
б) Что в избе за коровьи рога? (ухват)
в) Травы поем – зубы затуплю, песку схвачу – опять наточу (коса)
Из чего сделаны все эти предметы? (из железа)
Кто куёт предметы быта из железа? (кузнец)
2. а) Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
б) Стоит кошка – четыре ножки (скамья)
Из чего сделаны эти предметы? (из дерева)
Кто занимается изготовление предметов из дерева? (плотник)
3. а) На топтале был,
на кружале был,
на пожаре был.
Домой пришел – семью кормил (горшок)
б) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (глина)
- Как называется мастер по изготовлению глиняной посуды? (гончар)
Задание 3. «Пословицы»
- Назовите пословицы о ремеслах и трудолюбии (ответы детей)
( Например: Ремесло за плечами не виснет
Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Ремеслу везде почет.
Худое ремесло лучше хорошего воровства)
Задание 4. «Подбери»
- Перед вами два стола, на которых лежат карточки с изображением орудий труда. В центре - изображение ремесленника (кузнец, плотник). Вам надо внимательно подумать и оставить каждому ремесленнику только его орудия труда.
Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей
Задание 5. Театрализация.
Где ремесленник мог продать свой товар?( На ярмарке ,базаре. )
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать). Посмотрим, кто лучше справится с заданием.
Ну что ж, молодцы, хорошо справились. Какие красивые получились изделия.
7.Подведение итогов
-С какими видами ремесел на Кубани вы познакомились?
-Вспомните, кто такие ремесленники?
- А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?
- С какими ремёслами мы с вами познакомились?
-Что узнали нового на уроке?
Сегодня на уроке мы заглянули в прошлое и узнали чем занимались кубанские умельцы. Это наша история, мы должны знать прошлое нашей малой родины. Ведь без прошлого нет настоящего и нет будущего
8.Домашнее задание.
К следующему уроку подготовьте сообщение о родственниках или ваших знакомых , которые владеют каким-то ремеслом в наши дни и с этим сообщение выступить на следующем уроке.
9.Рефлексия.
Ну вот, дружок, звенит звонок.
Тебе понравился урок?
Надеюсь было интересно
Узнал ты то ,что неизвестно
Сумел сегодня ты творить.
Из глины чудо вылепить.
Ты выткал несколько ковров.
А оценить себя готов.
А от урока радость остается?
Тогда пусть солнышко смеется.
Приложение 1
1 Виктор Набоков «Плетение корзины».
Плетение корзин – искусство,
Его я в детстве перенял,
Когда плетешь, тебе не скучно,–
Отец мне часто повторял.
Он плел, заделывая донья,
Похваливая скромный труд,
Летали ладные ладони,
Послушно гнулся тонкий прут.
А я смотрел и сердце тешил,
Любуясь ловкостью отца,
Он плел, а я корзины вешал
На стенку около крыльца.
Но вот отец оставил прутья,
Позвал меня: – На, сам плети!
Ничуть не растерялся тут я,
Его сомненью вопреки.
Да! Я ничуть не растерялся
И, низко голову клоня,
Так был прилажен, так старался,
Что получилось у меня!
2.И кузнец тот Илмаринен
Тот кователь вековечный,
Из огня железо тянет.
Положил на наковальню.
Бьет его, чтоб мягче стало,
Вещи острые кует он.
Топоры кует и копья
Разные другие вещи
3.Гончарное ремесло
Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда - будет еда!
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
На круг насадив начинает вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Вот свистков забавных ряд,
Вот игрушки для ребят,
Макитры, глечики, кувшины-
Все это из обычной глины!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ