Рабочая программа по курсу «ОЗОЖ» для 4 класса 1 час в неделю (всего 34ч)
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа села Даниловка
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора школы по Директор
___С.В.Кондаурова УВР МОУ-СОШ с.Даниловка МОУ-СОШ с.Даниловка
Протокол№__от _____И.И.Кузьмина ____Лушникова
« «.2014г. « « 2014г Приказ № « « 2014г
Рабочая программа
Савельевой Веры Владимировны
2 квалификационная категория
по курсу «ОЗОЖ» для 4 класса
общеобразовательных учреждений
1 часа в неделю (всего 34ч)
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № от 2014г.
2 .Пояснительная записка
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе : Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 №104-ФЗ) « О внесении изменений в кодексе РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.
Примерной программы для начальных классов ,авторов М.В.Лысогорской,М.М.Орловой,М.А.Павловой,Т.В.Парсиковой,М.А.ТяпкинойВ.Е.Устиновой.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени общего образования .И предназначена для 4 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 4-ого класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю ,всего в год -34 часа
Цели работы школы:
Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию,
-Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;
-Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;
-Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;
-Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий ,обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;
-Усилить влияние школы на социализацию личности школьника ,его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении будущей профессии.
Изучении данной программы направлено на достижение следующих целей:
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам ,владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков ,необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей ,формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными; формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии,этики,морали,психологии,социологии,экономики,правоведения,семьеведения,сексологии,физиологии,анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды ,обучения и воспитания здорового образа жизни.
Раздел программы изучаемый в классе называется: Я – в ответе за все на планете»
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: коммуникативные технологии и технологии учебного сотрудничества; развивающего и проблемного обучения; проектно-исследовательские; ·игровые технологии, способствующих решению основных учебных задач, как на уроке, так и за его пределами; информационные технологии.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как: метод сотрудничества, методики проектирования, дифференцированный подход, деятельностный подход, работа по алгоритму и др.
Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы уроков: «открытия нового знания», рефлексии, уроки общеметодологической направленности, развивающего контроля, комбинированный урок.
Формы организации урока: работа в парах, группах, индивидуальная, коллективная работа. Виды занятий: урок, урок-игра, урок-викторина. Виды и формы организации учебного процесса: традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Ожидаемые образовательные результаты:
Знать:
- понятия основных философских категорий :забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, зло;
- проявления психики, самоценности своей личности;
- свои права и обязанности в обществе и своей семье;
- механизмы создания и функционирования семьи;
- правила грамотного и ответственного воспитания детей;
- основы здорового образа жизни;
- «мужские « и «женские» обязанности;
- названия и роль важных внутренних органов человека;
- правила личной гигиены;
- меры по профилактике болезней;
- режим труда и отдыха младших школьников;
- о правильном питании человека;
Учащиеся должны уметь:
- приводить в гармонию различные стороны своей души;
- правильно вести себя с противоположным полом;
- заботиться о своём здоровье;
-осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
-выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
Данный предмет формируют следующие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
№
п/п
Содержание разделов
Количество часов
1
Этический блок
4 часа
2
Психологический блок
12 часов
3
Правовой блок
6 часов
4
Семьеведческий блок
5 часов
5
Медико-гигенический блок
5 часов
4.Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 4 класс
Этический блок(4ч)
Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.
Психологический блок(12ч)
Манипуляции в общении. Умей сказать «нет». Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как мы видим друг друга(формировании потребности в общении со сверстниками)Дружба-что значит настоящий друг. Агрессия-формы проявления .Как справиться со своим гневом.Игры и упражнения на расслабление мыщц,на выражение удовольствия и радости.
Правовой блок (6ч)
Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России .Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот: »Я умею обижаться» .Что значит победить другого человека.
Семьеведческий блок (6часов)
История создания праздников. Общенародные и государственные праздники. Семейные праздники в в традициях народов. Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.
Медико-гигиенический блок(6ч)
Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья(мониторинг физического здоровья).Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения.
5.Требования к уровню подготовки учащихся.4 класса.
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
6. Календарно-тематическое планирование ОЗОЖ 4 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по
факту
I четверть (9 часов)
Этический блок 4 ч.
Развитие жизни на Земле
1
Представление о смысле жизни
1
Уникальность и неповторимость всех форм жизни
1
Самоценность личности
1
Психологический блок 12 ч.
Манипуляции в общении
1
Умей сказать нет
1
Мои поступки
1
8-9
Дурные привычки и моё отношение к ним. Исследовательский проект «Польза и вред привычек»
2
II четверть (7 часов)
10
Как мы видим друг друга
1
11
Дружба и что значит настоящий друг
1
12-13
Агрессия – формы проявления
2
14
Как справиться с гневом
1
15
Итоговая контрольная работа
1
16
Игры и упражнения на расслабления мышц
1
III четверть (10 часов)
Правовой блок 6 ч.
17
Гражданин и государство
1
18
Права и обязанности граждан России
1
19-20
Что значит быть и жить в настоящем времени
1
21
Я умею обижаться. Проект «Сам о себе»
1
22
Что значит победить другого человека
1
Семьеведческий блок 5 ч.
23
История создания праздников
1
24
Общенародные и государственные праздники
1
25
Семейные праздники в традициях народов
1
26
Традиции в моей семье
1
IV четверть (8 часов)
27
Этика проведения праздников
1
Медико-гигиенический блок 5 ч.
28
Окружающая среда и здоровье человека. Исследовательский проект «Здоровый образ жизни - что это?»
1
29
Исследовательский проект «Здоровый образ жизни - что это?»
1
30
Как оценить количество и качество своего здоровья
1
31
Мониторинг физического здоровья
1
32
Значение зрения для человека
1
33
Итоговая контрольная работа
1
34
Обобщение знаний по блокам.
1
7.Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект (УМК)
Рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2013 г
Литература для учителя
Безруких М. «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.»
Внеклассные мероприятия по «ОЗОЖ» в начальной школе
Иванов о.А., М.А. Павлова «Образование в области здоровья»
Новые государственные стандарты школьного образования, Москва издательство «АСТ. Астрель» 2006 г.
Правдина Т.В. Методика обучения детей и подростков психогигиеническим навыкам
Программа «Школа России». Концепция и программы для начальных классов. Москва «Просвещение», 2010 г
Романова О.Л. Методическое пособие «Расти здоровым» рекомендуется для педагогов работающих по региональной программе «Основы здорового образа жизни».
Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов по программе «Основы здорового образа жизни» Часть 1,2.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. /Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002.
В.В. Поляков. Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 кл. Москва. Дрофа, 2002
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО 1995.
Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. A. Мир вокруг нас: Метод. пособие к учебнику для 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2002.
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя/ под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
Адреса электронных ресурсов, электронные пособия:
1.Презентации по темам учебного предмета
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ