Конспект урока в начальной школе "Моя Смоленщина"

СОГОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIIVIII видов»













Познавательное занятие


«Моя Смоленщина»


Воспитатель: Лозбинова Н. В.

















Цель:

- расширять представления детей о родном крае;

- развивать любознательность, речь, творческое мышление, воображение;

- воспитывать чувство любви к родному краю.


Методические приемы:

- вопросы, загадки, задания.


Материал:

- карта России, компьютерная презентация.



Ход занятия


Любимый город, мой Смоленск,
Как я мечтаю, чтобы дети
Твои узнали: нет на свете
Другой отчизны – ты их дом.
Любимый город, мой Смоленск,
Как я хочу, чтоб возродился
Ты вновь из пепла. Феникс-птица
Недаром на гербе твоём.



- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине – Смоленщине. Большая Родина – это страна, в которой мы живем. Как называется наша страна? (Россия).


- Покажите нашу страну на карте.


- Слово «Родина» - давайте вместе подумаем, откуда оно произошло? Подберите похожие слова (родной, род, родственник, народ, родимый).


- Посмотрите, как огромна наша страна. Но у каждого человека есть еще и малая Родина – это место, где мы родились, где живем и учимся. Как называется наша область? (Смоленская область). Так выглядит наша область на карте (слайд 2).


- Смоленская область по-другому называется Смоленщина. Главный город области – Смоленск. Сейчас я расскажу вам происхождение названия старинного русского города Смоленск.


Существует несколько версий о происхождения этого города. Первая и, пожалуй, самая правдоподобная версия основывается на том, что жители города занимались смолокурением. Основной продукт смолокурения - смола - шел на смоление лодок с целью придать им большую прочность, сохранить от рассыхания и гниения. Строительству лодок и тесно связанному с ним производству смолы благоприятствовали подступавшие к городу сосновые леса. Люди, проживавшие в местности, где основным продуктом производства была смола, получили коллективное прозвищное имя — смоляне, а их основной центр поселения стал именоваться Смоленском. В связи с этим рождение названия города логично рассматривать в такой последовательности: смола - смоляне - Смоленск .

Совсем недавно появилась совершенно новая трактовка происхождения названия города. Согласно ей в основе лежит широко распространенный в славянских странах географический термин смол(ь), то есть «вид почвы, черная, болотистая земля». В данном случае название города ассоциируется с сельскохозяйственным уклоном занятий местных жителей - обработкой богатых перегноем почв и производством продуктов земледелия. 
В дословном переводе Смоленск будет означать «город смолян».


- У Смоленской области есть свой исторический герб и флаг (слайды 3, 4).


- О сказочной птице Гамаюн слагали легенды, рассказывали сказки. Древние славяне верили, что Землю создал мифический богатырь Сварог.


«После возрождения Земли вырос посреди Океана-Моря остров Буян. На острове Буяне много разных деревьев. Приплывала на тот остров уточка Рода, приплывала да яички свои откладывала, золотые да железные. Вылуплялись из тех яиц птицы. Не простые птицы, птицы волшебные.

Полюбили птицы Яблоню, на которой растут молодильные яблочки. На самой вершине Яблони сидит птица Гамаюн. Гамаюн - Птица вещая. Она вещает, раскрывает будущее. Именно она «пропела» золотую книгу Вед чудесным голосом, способным зачаровывать того, кто его слушает. Считалось, что Гамаюн пророчит счастье и может предсказывать будущее тем, кто умеет слышать тайное; верили, что она знает все на свете. Изображали ее с женским лицом и грудью. Она выступала и как олицетворение грозы, бури. Ей приписывали способность управлять погодой, вызывать сильный ветер.»



- Сейчас мы узнаем, любите ли вы сказки? Я буду кидать мяч и называть первое слово из названия сказки, тот, кто поймает мяч, называет второе.


Гуси - … (лебеди)

Красная - … (шапочка)

Заюшкина - … (избушка)

Три - … (поросенка)

Конек – (горбунок)

Федорино - … (горе)

Маша и - … (медведь)

Горшочек - … (каши)

Царевна - … (лягушка)

Мороз - … (Иванович)

Крошечка - … (Хаврошечка)

Василиса - … (премудрая)


- Молодцы. Ребята, назвали все сказки. Мария Тенишева, которая проживала в селе Талашкино Смоленской области (1858-1928), очень отличалась от барышень своего времени. Она открывала школы, училища, устраивала выставки, создала музей старинных русских вещей, помогала художникам и музыкантам, основала историко-архитектурный комплекс "Теремок", который находится в деревне Фленово и является исторической ценностью России. Вероятно, она так же, как и вы, очень любила сказки, посмотрите – это похоже на застывшую сказку (слайд 5)


- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Вы узнаете это, отгадав загадки (слайд 6).


У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?


- Ребята, сейчас вы ученики, учеба – ваше основное занятие. Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться? (ответы детей)


- Правильно, в жизни нужно уметь грамотно писать, решать сложные задачки, знать историю своей страны, получить профессию, к которой лежит ваша душа, найти свое место в мире и даже, может быть, прославить свой родной край, как это сделали знаменитые люди Смоленщины (слайд 7).


- Мы еще не раз будем возвращаться к истории нашей большой и малой Родины, а на сегодня наше путешествие закончено. Я предлагаю вам послушать песню о городе –еСмоленске (слайд 8).


Рефлексия – рисование на тему «Моя малая Родина»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ