Начальная школа. Развлекательно-познавательная программа "Забеги по зоологическим тропинкам леса"

Слесарева Татьяна Эдуардовна

МОУ СОШ с УИОП № 16

г. Комсомольск-на-Амуре

педагог дополнительного образования






РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА



«ЗАБЕГИ ПО ЗООЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ ЛЕСА»



Цель: создать условия для организованного проведения досуга в каникулярное время.

Задачи:

  • закрепить и проверить знания учащимися зоологических вопросов;

  • прививать интерес и чувство бережного отношения к животным;

  • развивать умение работать в коллективе.


Оборудование: иллюстрации и фотографии животных, пластилин, бумага, фломастеры, карточки с цифрами от 1 до 3.


Условия участия: группа учащихся делится на команды. Команды придумывают название, принимают участие в серии конкурсов. За каждый правильный ответ команде дается балл, баллы суммируются в общей таблице, затем подводятся итоги и выявляется победитель.


Есть на свете старичок,

Старичок Лесовичок,

Носит он из пестрых листьев

Разноцветный колпачок.

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные.

Сам в зеленом армяке.

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам,

Ходит-бродит по травинкам,

Старичок-Лесовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожит он мир лесной.



Ребята, а что такое лес? (звучат отчеты детей)

Ответ не совсем точный. Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. В лесу деревья стоят тесно, как солдаты в строю, и все они дружно тянутся к солнышку. Но деревья - это только часть леса. Кроме них есть в лесу еще кус­тарники, травы, грибы, лишайники и, конечно, в любом лесу водятся животные. Они тоже жители леса. Без насекомых, лягушек, змей, птиц и зверей лес не лес.


Сегодня мы пройдем с Вами по особым тропкам, знания да смекалку проверим.

«Опушка Зоолога»

(Каждой команде задается отдельный вопрос. В случае, если команда ответит неправильно на свой вопрос, другим командам предоставляется возможность ответив на этот вопрос, заработать дополнительный балл.)


1. О ком говорят: «Трудится, не открывая глаз и не покладая рук».

(Ну, конечно же, о кроте. Этот малень­кий слепой зверек выносит на 1 га березового леса за год около 10 тонн земли. Настоящая землеройная машина!)

2. Зачем улитке рога?

(А это и не рога вовсе, а щу­пальца. Ими она ощупывает, обнюхивает, пробует на вкус и рассматривает все, что ее окружает.)

3. У какого современного млекопитающего скелет снаружи тела?

(У броненосца.)

4. Какие птицы сохраняют пары на всю жизнь?

(Много говорят о лебединой м голубиной верности. Однако и лебедь, и голубь, бывает, находят себе новую подругу после гибели первой. А вот кто из птиц действительно объединяется в пары только один раз и на всю жизнь, так это галки.)

5. В чем свинья спаниелю конкурент?

(Хрюшки от­лично овладели ремеслом поиска наркотиков, они ус­тают меньше собак и могут работать дольше.)

6. Говорят: «Курица не птица!» А кто же она?

(Не­сомненно, птица. Она умеет и петь, и летать, правда, не очень высоко и далеко.)

7. Яд каких животных используется человеком в ме­дицинской практике? (Змеиный, пчелиный и лягушачий. У змеи яд на кончике языка, у пчелы - на кончике жала, а у лягушки - на коже.)

8. Чтобы мы имели представление о птицах, из них делают чучела и выставляют в музее. А какая птица может сохраниться в течение 15-20 лет и не испор­титься? (Клест. Это одна из самых красивых и своеоб­разнейших наших птиц. Она многим необычна: мало того, что у нее клюв «наоборот», так она еще и птен­цов зимой высиживает, в лютый мороз, она еще и уме­реть «по человечески» не может. Тело ее в течение жизни так смолой пропитывается, что оно многие годы не поддается гниению.)

9. Весной, как известно, у рыбы начинается нерест, т.е. метание икры. А вот одной нашей рыбе нерес­титься по нраву зимой. Не знаете, кто это такой «горя­чий»?

(Это налим. Единственная из пресноводных рыб, откладывающая икру зимой.)

10. Есть такое выражение «Я тебе покажу, где раки зимуют!» А в самом деле - где?

(В иле на дне реки. Но бывает, они выбирают для зимовки створки рако­вин, ржавые банки и ведра.)

11. У какой морской рыбки самец ходит «беремен­ным»?

(Это морской конек. У него на животе есть спе­циальный мешок, в который сразу несколько самок от­кладывают икру, потом отверстие зарастает и конек вынашивает мальков.)

12. Интересная страна Австралия! Там почти все жи­вотные с сумками на животе бегают. Каких сумчатых вы знаете?

(Кенгуру, волк, куница, крот, тушканчик и даже мышь.)


Молодцы, ребята! А теперь мы переходим на другую тропку.


«Поразмыслим не спеша»

(Командам выдаются карточки с цифрами от 1 до 3. Вопрос зачитывается для всех команд. После обсуждения, команды показывают карточку с номером ответа.)


1. Зачем кузнечику сабля?

- для сражений

- для откладки яиц

- для красоты.

(Сабли имеют только самки. Они вты­кают ее в песок или землю и по ней откладывают яйца.)

2. Для чего дятел по дереву «барабанит»?

- чистит клюв

- кому-то что-то сообщает

- музыкой увлекается.

(Не долбит, а именно «бараба­нит». Так он приглашает самок.)

3. У кого когти самые сильные?

- у медведя

- у муравьеда

- у льва.

(Ни у кого нет таких больших когтей, как у гигантского броненосца, что живет в Южной Америке. Они длиной с ладонь и шириной тоже.)


4. Почему тюлененок растет как «на дрожжах»?

- много спит

- много ест

- мало двигается. (Много ест.)

5. Зачем зайцу большие уши?

- чтобы лучше слышать

- чтобы не перегреться

- для торможения на поворотах. (Заяц ими потеет.)

6. Как ходит сороконожка?

- на полусогнутых ногах

- нога за ногу

- не касаясь земли ногами. (Сороконожка перестав­ляет ноги след в след, т.к. ноги у нее разной длины. А сгибает она их для того, чтобы тело не горбилось.)

7. Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха

- освобождается от паразитов

- ищет пищу. (Освобождается от паразитов.)


8. Зачем звери раны зализывают?

- чтобы быстрее заживали

- просто от боли

- с гигиенической целью. (Чтобы быстрее заживали.)

9. Кто прыгает выше всех и дальше всех?

- копытные

- кошачьи

- собачьи. (Всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, ее рекорд в высоту 2 м 47 см и 22 м 16 см в длину.)

10. Как обезьяны рисуют?

- до определенного возраста неплохо

- плохо

- совсем не рисуют. (Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать. Они, как и дети, на­чинают рисовать с каракулей, затем осваивают прямую линию, а позднее - круг. На том их способности исся­кают. Но они удивительно симметрично располагают рисунок на листе.)



Молодцы, ребята, многое Вы знаете. А сейчас нам пора отправляться дальше.


«Чащоба невиданных зверей»

Каждой команде необходимо вылепить из пластилина живот­ных, которые называются: «кубохвостиус», «шваброшер-стиус», «линномониус», «зубоглазиус», «кривопузиус». По 1 на команду.


Можно провести конкурс художников. Однажды герои сказки Милна «Винни-Пух и все-все-все» захотели иметь головные уборы. Команда рисует, какие уборы могли бы носить Винни-Пух, Ослик Ма, Пятачок, Кролик, Сова. По 1 герою на команду.


«Кто есть кто»

(Каждой команде по очереди дается название героя.)

1. Гена - крокодил.

3. Тяни-толкай - «Олень» с двумя головами из сказ­ки К. Чуковского «Доктор Айболит».

4. Рики-Тики-Тави - мангуст «Рики-Тики-Тави» из сказки Р. Киплинга.

5. Ма-Тари-Кари - птичка Тари. Б. Заходер «Ма-Тари-Кари».

6. Господин Нильсон - обезьянка. А. Линдгрен «Пеп-пи – Длинный чулок».

7. Каа - удав. Р. Киплинг «Маугли».

9. Матрена Ивановна - слониха. К. Чуковский «Слон читает».

10. Матроскин - кот. Э.Успенский «Дядя Федор, Кот и Пес».


(кто в кого превращался)

1. Князь Гвидон - в комара, муху, шмеля.

2. Великан-людоед из сказки Ш.Перро - во льва, в мышь.

3. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-X. Ан­дерсена «Дикие лебеди».

4. Коротышка Листик - в ослика. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе».

5. Юра Баранкин и Костя Малинин - в воробьев, ба­бочек, муравьев. В. Медведев «Баранкин, будь чело­веком!»

6. Гадкий утенок - в лебедя из сказки Г.-Х. Андерсена.

7. Пиноккио - в осла. Коллоди «Приключения Пи­ноккио».

8. Айога из нанайской сказки - в гусыню.


(назвать недостающие имена животных - самых известных литературных героев)

1. Муха (Цокотуха).

2. Пчела (Майя) - «Приключения пчелы Майи» В. Бонзельса.

4. Курочка (Ряба).

5. Попугай (Карудо) - «Доктор Айболит» Чуковского.

6. Уточка (Серая шейка) - из сказки Мамина-Сибиряка.

7. Утка (Кика) - «Доктор Айболит» Чуковского.

8. Гусь (Мартин) - «Чудесное путешествие Нильса...».

9. Крыса (Шушара) - «Золотой ключик» А. Толстого.

10. Черепаха (Тортила) - «Золотой ключик» А.Тол­стого.

11. Братец (Кролик) - «Сказки дядюшки Римуса».

12. Олененок (Бемби) - Зальтен.

13. Кенгуру (Кенга) - «Винни-Пух и все-все-все».

14. Медведь (Балу) - «Маугли» Р. Киплинга.


«Родник ЗООЛОГИЧЕСКИХ сюрпризов»

1. Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны.

2. Представьте, что вы животные, которые очень любят музыку. Командам дается название животного, на языке которого они должны спеть (кошка, собака, свинья, корова…). Исполните нам на их языке какую-ни­будь песенку, а ребята попробуют ее угадать.

3. Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросенка.

Все вы знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков. Танцуют все участники.


«Ручей лидеров»

(Командам выдаются карточки с цифрами от 1 до 3. Вопрос зачитывается для всех команд. После обсуждения, команды показывают карточку с номером ответа.)


1. Названия каких животных состоят из двух букв?

- таких нет

- встречаются крайне редко

- у многих животных. (Ёж, як, уж..)

2. Прополис - это что?

- лекарство

- светящаяся краска

- замазка для окон.

(Это лекарство с антисептическим действием. Помо­гает при заживлении ран, воспалении легких, рас­стройствах кишечника, ядовитых укусах, лучевых пораже­ниях, раковых опухолях. Его можно назвать «пчелиной замазкой», так как пчелы этим веществом замазывают щели в улье.)

3. Какая змея самая ядовитая?

- гадюка

- кобра

- гремучая змея.

4. Отчего дрожит мышка?

- оттого, что боится кошку

- чтобы согреться

- чтобы проветрить шкурку.

(Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж и много, но биохимические ре­акции выделения тепла заметно ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощ­ность свою отопительную систему.)

5. Почему у журавля один птенец?

- откладывается всего одно яйцо

- сильный убивает слабого

- вылупившийся птенец выбрасывает остальные яйца. (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы начинают жесто­кую драку, пока один не убьет другого. Но самое странное - родители стоят рядом и безразлично на­блюдают за этим убийством.)


«Животные в пословицах и поговорках»

Вспомните послови­цы и поговорки о животных. Каждая команда по очереди называет по 1 пословице или поговорке.

Если ребята затрудняются, можно пред­ложить им продолжить начатую пословицу. Например:

- Волка ноги кормят.

- Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

- Волков бояться, в лес не ходить.

- Ворон ворону глаз не выклюет.

- Где б ворона ни летала, а к ястребу попала.

- Выкормил змейку на свою шейку.

- Змея меняет шкуру, но не натуру.

- От худого козла ни шерсти, ни молока.

- Корова на дворе, так и еда на столе.


Подводятся итоги последнего конкурса, победители на­граждаются призами.


При составлении разработки использована литература:


  1. Потапенко Г.И. «Зоо-ас», 2005.

  2. Что, где и когда?: Мир животных: Справочник эрудита / Сост. Е. Кузина, 2002.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ