Образовательная программа для детей 7-11 лет "Маленькие пожарные"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»









Маленькие пожарные



Образовательная программа для детей 7-11 лет











г. Каменск-Уральский

2012 год



Пояснительная записка.

Пожар для любого из нас - это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете - это пожарный. Без пожарной охраны не может существовать ни одно государство, ни один город, ни один населенный пункт. Не допускать возникновение пожаров, встречать любой пожар во всеоружии - обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского гражданина.

В Свердловской области ежегодно происходит около 4000 пожаров. В городе Каменск – Уральский в 2010 году произошло 136 пожаров, на которых погибло 15 человека, из них 1 ребёнок. Травмированы 6 человек. Основная причина гибели и травматизма – неосторожное обращение с огнём. Анализ других причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности, а также по причине детской шалости. Именно поэтому важно начать изучать правила пожарной безопасности с начальной школы, так как приобретенные знания, навыки дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку детей по безопасности жизнедеятельности при пожарах.

Среди помощников пожарных важное место занимают дружины юных пожарных. В дружине ребята знакомятся с техническим оснащением огнеборцев, отрабатывают навыки пожаротушения, участвуют в соревнованиях по профессиональному спорту пожарных, ведут разъяснительную работу среди малышей и своих ровесников. Быть юным пожарным – значит всегда быть готовым прийти на помощь, спасти людей, принимать участие в улучшении окружающей жизни.

В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена была разработана программа «Маленькие пожарные» для учащихся 1-4 классов (7-11 лет) и рассчитана на 4года обучения по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 288 часов, реализуется в течение учебного года, на теорию – 99 час, на практические занятия - 189 часов.

Программа авторская, т.к. для учащихся начальных классов (на четыре года) она разрабатывается впервые.

Цель программы:

Сохранение жизни и здоровья детей, повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Обучение основам пожарной безопасности.

  2. Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.

  3. Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.

  4. Ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения.

Развивающие:

  1. Развитие организаторских способностей детей в процессе профилактической работы по противопожарной безопасности.

  2. Развитие способности предвидеть и избегать возможности возникновения пожара.

  3. Развитие памяти, внимания и творческих способностей.

Воспитывающие:

  1. Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.

  2. Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

  3. Воспитание толерантных отношений.

  4. Осуществление профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.


Теоретическая часть предполагает: беседы, самостоятельный поиск информации, встречи с работниками противопожарной службы, работу с врачом школы, просмотры видеофильмов, презентаций на противопожарную тематику.

В практическую часть входят: экскурсии; спортивные соревнования; пожарно-спортивные эстафеты и соревнования; изготовление моделей, макетов; выпуск газет, листовок; проведение рейдов по выявлению нарушений противопожарного режима; работа с компьютером; театрализованные представления; участие в различных конкурсах.

Основными видами педагогического контроля являются:

- фиксирование методом наблюдения частоты участия детей в проводимых мероприятиях;

- анкетирование;

- тестирование два раза в год;

- разыгрывание ситуаций;

- деловые игры;

- оценка деятельности учащихся.

На основе этого у каждого ученика создаётся «Портфель достижений». В нём собирается накопительная база: различные жетоны за участие в мероприятиях, грамоты, благодарности, фотографии, анкеты, тесты, творческие работы.

Даная программа позволит выработать у детей навыки пожаробезопасного обращения с огнем, учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Участники кружка ДЮП:

1-ый год обучения – ученики 1 класса и ученики 5 класса, которые прошли эту программу (или ученики среднего звена, желающие работать с первоклассниками).

2-ой год обучения – ученики 2 класса и ученики 6 класса.

3-ий год обучения – ученики 3 класса.

4-ый год обучения – ученики 4 класса.
















Учебно-тематический план.

(1-й год обучения)



Темы занятий


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.

4

2

2

2

Тренинги по ПБ.

2


2

3

Что такое огонь? Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг.

2

1

1

4

Отчего происходят пожары?

2

1

1

5

Экскурсии в пожарные части города.

4


4

6

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

4

2

2

7

Пропаганда и массово–разъяснительная работа перед Новогодними праздниками.

6

2

4

8

Творчество на противопожарную тематику.

4


4

9

Пожарная техника.

4

2

2

10

Пожарные старты.

4


4

11

Один дома.

2

2


12

Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

2

2


13

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

14

4

10

14

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году).

16

8

8

15

Декадник обучения мерам пожарной безопасности.

2


2

Итого:

72

26

46



Содержание курса


Тема 1. ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.

Вводное занятие. Общие положения о ДЮП, основные направления работы, структура и организация тех. Обеспечения ДЮП.

Практические занятия: Планирование работы дружины на учебный год. Знакомство с оборудованием кабинета, просмотр видеофильмов о работе ДЮП

Тема 2. Тренинги по ПБ.

Практические занятия: Тренинги знакомства для выявления лидеров и сплочения коллектива.

Тема 3. Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг.

Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.

Опустошительная сила атомного огня.

Практические занятия: Конкурс рисунков «Огонь- друг и враг человека».

Тема 4. Отчего происходят пожары.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Основные причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

Практические занятия: оформление стенда «Причины пожара».

Тема 5. Экскурсии в пожарные части города.

Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть.

Тема 6. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практические занятия: Проверка состояния средств пожаротушения в образовательном учреждении. Посещение мероприятия в культурно-зрелищном учреждении.

Тема 7. Пропаганда и массово-разъяснительная работа перед Новогодними праздниками.

Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.

Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток на противопожарную тематику «Каникулы без пожара», выпуск стенгазеты «Безопасная ёлка»

Тема 8. Творчество на противопожарную тематику.

Практические занятия: Выполнение творческой работы (в произвольной форме: декоративно-прикладное, изобразительное) на противопожарную тему для закрепления приобретённых знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала. Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала к уголку юного пожарного.

Тема 9. Пожарная техника.

Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования автомобилей на пожаре.

Практические занятия: Техническое моделирование пожарной машины из различных материалов.

Тема 10. Пожарные старты.

Практические занятия:

Проведение «пожарных» стартов в ДЮП и в других классах.

Тема 11. Один дома.

Правила безопасного поведения детей дома.

Тема 12. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Тема 13. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 14. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 15. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).






Тематический план.

(2-ой год обучения)


Программа второго года обучения предусматривает усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся. Работа на новом этапе должна базироваться на имеющемся уже опыте, на поиске новых форм вовлечения детей в дело борьбы с пожарами, новых методов воспитательной работы с детьми. Предупреждение пожаров и борьбы с ними немыслимы без хорошо организованной пропаганды. На втором году обучения появляется работа с ИКТ, дети выполняют рисунки на ноутбуке. Это позволяет привлечь к вопросам ПБ внимание детской аудитории.


Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

История пожарной охраны России.

2

2


2

Петарды – еще не война, но уже – не игрушка.

4

2

2

3

Компьютерный рисунок.

4


4

4

Правила эвакуации.

2

2


5

Опасность пожара для жизни и здоровья людей.

10

6

4

6

Первичные средства пожаротушения.

4

2

2

7

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

4


4

8

Сигарета - яд и пожар.

4

2

2

9

Первая медицинская помощь.

2

1

1

10

Охрана лесов от пожаров.

2

1

1

11

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

14

4

10

12

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году).

16

8

8

13

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

4


4

Итого:

72

30

42


Тема 1. История пожарной охраны России.

Пожарная охрана – её цели и возможности, основные направления деятельности. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном. Развитие пожарной охраны при Петре 1, Екатерине 2. Сколько раз горела Москва? Историческая справка о пожарном деле на Руси. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Справка о советской пожарной охране, ее боевые традиции. Советские пожарные в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в годы мирного строительства. Правительственные награды.

Тема 2. Петарды – еще не война, но уже – не игрушка.

Подготовка и проведение беседы в классах на противопожарную тему «Петарды – еще не война, но уже не игрушка».

Практические занятия: Выпуск стенгазеты «Петарды – еще не война, но уже не игрушка».

Тема 3. Компьютерный рисунок.

Практические занятия: Работа в графическом редакторе, выполнение рисунка по пожарной безопасности.

Тема 4. Правила эвакуации.

Тема 5. Опасность пожара для жизни и здоровья людей.

Горючие вещества и материалы. Лесные и торфяные пожары. Меры безопасности во время грозы.

Практические занятия: Викторина « Человеку друг огонь, зря его не тронь». Операция « Микрорайон» выпуск и распространение листовок.

Тема 6. Первичные средства тушения пожаров.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Практические занятия: Знакомство с огнетушителями в образовательном учреждении и в пожарной части.

Тема 7. Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».

Алгоритм действий пожарных. Проведение игры среди членов ДЮП и первоклассников.

Тема 8. Сигарета - яд и пожар.

Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток в классах о вреде курения.

Тема 9. Первая медицинская помощь.

Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях. Первая помощь при переломах, ушибах.

Практические занятия: Оказание первой помощи. Порядок наложения шин.

Тема 10. Охрана лесов от пожаров.

Лес всенародное богатство. Что мы получаем от леса. Профилактика пожаров в лесных массивах. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров. Зеленый патруль — друг леса.

Практические занятия: поход на природу, правила разжигания костра и ухода за ним.

Тема 11. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 12. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 13. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).


Учебно-тематический план.

(3-ий год обучения)


Программа третьего года обучения усложняется т. к. учащимся предстоит в течение года закрепить уже имеющиеся знания и передать свои знания, умения и навыки учащимся младших классов и детям из ДОУ. ДЮПовцев ждёт большая пропагандистская и агитационная оргмассовая работа и продолжается работа с ИКТ.


Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы Пожарной охраны.

2

2


2

Алгоритм действия при пожаре в транспортном средстве.

2

2


3

Горит огнями новогодняя ёлка.

4


4

4

Экскурсии в пожарные части города.

4


4

5

Сочинение сказок на новый лад.

4


4

6

Первая медицинская помощь.

2

1

1

7

Знаки пожарной безопасности.

6

2

4

8

Пропаганда и массово–разъяснительная работа в ДОУ.

4


4

9

Составление презентаций по ПБ.

8

2

6

10

Противопожарный режим в жилых помещениях.

4

2

2

11

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

14

4

10

12

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два раза в учебном году).

16

8

8

13

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

2


2

Итого:

72

23

49


Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы пожарной охраны.

Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу”, “ За спасение”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Профессии людей в пожарной охране.

Возникновение ПО в США, Германии, Франции, Арабских Эмиратах, ЮАР. Сходство и отличие в работе пожарных стран мира. Административная ответственность виновников пожара. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.

Тема 2. Алгоритм действия при пожаре в транспортном средстве.

Знание правил может помочь разумно действовать не только при пожаре в помещении, но и в транспортных средствах.

Тема 3. Горит огнями новогодняя ёлка.

Тема 4. Экскурсии в пожарные части города и области.

Тема 5. Сочинение сказок на новый лад.

«Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Теремок» и другие.

Тема 6. Первая медицинская помощь.

Первая помощь при ожогах, тепловых ударах, обморожении, поражении электрическим током.

Практические занятия: Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших.

Тема 7. Знаки пожарной безопасности.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

Практические занятия: Творческая работа. Изготовление знаков. Конкурс рисунков, кроссвордов, стихотворений о знаках пожарной безопасности.

Тема 8. Пропаганда и массово–разъяснительная работа в ДОУ.

Подготовка к проведению викторины, конкурсу загадок, агитбригады или сказки, пожарных стартов в ДОУ.

Практические занятия: Проведение мероприятия по ПБ в ДОУ.

Тема 9. Составление презентаций по ПБ.

Правила составления презентации.

Практические занятия: Непотушенный костер – причина лесного пожара.

Тема 10. Противопожарный режим в жилых помещениях.

Анализ причин пожаров в жилых помещениях. Основные противопожарные требования к жилым помещениям. Пути эвакуации людей при пожаре. Характерные нарушения ППБ.

Практические занятия: изготовление листовок и распространение их среди жильцов домов по месту жительства.

Тема 11. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 12. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 13. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).










Тематический план.

(4-ый год обучения)



Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Охраняйте школу от огня.

4


4

2

Лесные пожары в России.

6

2

4

3

Правила пользования огнетушителями.




4

Создание газеты по ПБ.

8


8

5

Сочинение речёвок, стихов по пожарной безопасности.

2

2


6

Игра «Золотая каска».

4

2

2

7

Проект «Маленькие пожарные».

4


4

8

Составление презентаций, фильмов по ПБ.

4


4

9

Пожарно-спасательный спорт.

4

2

2

10

Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

16

4

12

11

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

16

8

8

12

Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

4


4

Итого:

72

20

52


Тема 1. Охраняйте школу от огня.

Практические занятия: Противопожарный режим в школе. Экскурсия в кабинеты химии, физики, учебные мастерские для проверки готовности к пожару. Фиксирование всех замеченных нарушений правил пожарной безопасности и помощь взрослым в их устранении. Изготовление макета (плана) школы с указанием пожароопасных кабинетов и путей эвакуации школьников при пожаре.

Тема 2. Лесные пожары в России.

Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов. Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров.

Практические занятия: Экскурсия в лес на место бывшего пожара.

Тема 3. Правила пользования огнетушителями.

Виды огнетушителей: химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые. Правила приведения их в действие.

Тема 4. Создание газеты по ПБ.

Выпуск своей газеты 1 раз в четверть по итогу работы. Распространение её по классам.

Тема 5. Сочинение речёвок, стихов по пожарной безопасности.

Тема 6. Игра «Золотая каска».

Прохождение станций членами отряда ДЮП. Путешествие по станциям: эрудиты, кроссвордная, художественная, литературная, спортивная, музыкальная.

Практические занятия: Проведение игры членами отряда в начальной школе.

Тема 7. Проект «Маленькие пожарные».

Анализ деятельности отряда ДЮП за четыре года. Фотоальбом, презентация, рисунки, поделки. Составление фильма.

Тема 8. Составление презентаций, фильмов по ПБ.

Практические занятия: «Знаете ли вы, что …», «Правила пожарной безопасности», «Причины пожаров», «Действия при возникновении пожара» и т.д.

Тема 9. Пожарно-спасательный спорт.

Специфика пожарно-прикладного спорта. Правила соревнований. Виды и характер соревнований. Спортивно-техническая подготовка к соревнованиям. Формы тренировочных занятий.

Практические занятия: посещение спортивной площадки или стадиона, где тренируются спортсмены-пожарные или беседа с участниками. Преодоление 100- или 80-метровой полосы препятствий. Пожарная эстафета.

Тема10. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.

Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.

Тема 11. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).

Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

Тема 12. Декадник обучения мерам пожарной безопасности (по отдельному плану).

















Требования к уровню подготовки учащихся.


Класс

Знать

Уметь

1класс

- Существование явления "пожар", его опасность и последствия.

- Источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений.

- Наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними.

- Правила пожарной безопасности в школе.

- Пожарную технику.

- Правила поведения при возгорании одежды.

- Номер телефона вызова «Скорой помощи».

- Порядок вызова пожарных по телефону 01.

- Правила безопасного поведения, когда дома находишься один.

- Предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия.

- Сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания.

- Рисовать пожарную машину.

- Обрабатывать раны и накладывать повязки.

2 класс

- История пожарной охраны России.

- Алгоритм действий пожарных.


- Первичные средства тушения пожаров.

- Правила эвакуации.

- Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ушибах.

- Горючие вещества и материалы.

- Меры безопасности во время грозы

- Правила разжигания и тушения костра.

- Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему от ушибов, кровотечений.

- Накладывать шины.

- Работать в графическом редакторе.

- Тушить костёр.

- Грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления.


3 класс

- Структуру пожарной охраны города.

- Профессии людей в пожарной охране.

- Административную ответственность виновников пожара. Уголовная ответственность.

- Алгоритм действия при пожаре в транспортном средстве.

- Способы искусственного дыхания.

- Основные противопожарные требования к жилым помещениям.

- Знаки пожарной безопасности.

- Как уберечь жилище от пожара.

- Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, тепловых и солнечных ударах, обморожении, поражении электрическим током.

- Выполнять транспортировку пострадавших.

- Составлять презентацию.

- Сочинять сказки на новый лад.

- Проводить мероприятия по ПБ в дошкольных и школьных учреждениях.

- Изготовлять и распространять листовки.


4 класс

- Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха.

- Специфику пожарно-прикладного спорта.

  • Виды и значение огнетушителей.

- Оценивать окружающие его предметы с точки зрения пожарной безопасности.

- Реализовывать свои творческие способности при проведении различных мероприятий.

- Проводить мероприятия с детьми младшего возраста.

- Писать заметки для газеты.

  • Сочинять небольшие речёвки, стихи на противопожарную тематику.

- Преодолевать 100- или 80-метровую полосу препятствий.

- Оказывать первую медицинскую помощь.



Обучаясь 4 года по данной программе, уч-ся должны усвоить все темы и приобрести следующие навыки:

  • Уметь выявлять нарушения элементарных противопожарных правил в школах;

  • Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

  • Знать способы их применения при тушении пожаров;

  • Осуществлять контроль за соблюдением правил ПБ при проведении праздников;

  • Уметь оказывать первую медицинскую помощь;

  • Преодолевать полосу препятствий.

Прогноз на будущее.

Дети успешно прошедшие курс обучения, смогут самостоятельно ориентироваться в экстремальных ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь, а также связать свою жизнь в будущем с профессией пожарного, медика или спасателя.










Учебно-методическое и материальное обеспечение.

  1. Кабинет для проведения занятий с ДЮП.

  2. Положение о ДЮП.

  3. Стенды по правилам пожарной безопасности.

  4. Методические материалы по правилам пожарной безопасности (статьи, информационные письма, листовки и т.д.)

  5. ТСО: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, проектор, компьютер.

  6. Сценарии проведения воспитательных мероприятий.

  7. Наглядные пособия:

- комплект плакатов по пожарной безопасности;

- учебные видеофильмы.
































Литература:

  1. Комова М., Прытков Г. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения занятий. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. - № 11

  2. Пиль А. Пожарные. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001 (Все обо всем)

  3. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности, для дошкольников. / И.В. Кононова. – М.: Айрис-пресс, 2006.М.

  4. Дубровская Е.Н. Огонь – он и друг, он и враг. Сборник игр и сценариев по профилактике пожарной безопасности. – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодёжи», 2004.

  5. Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», Под редакцией Кудрявцева А.Н. Екатеринбург 2007.

  6. Казаков В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург 2006.

  7. Правила. Инструкции. Нормы пожарной безопасности РФ: сб. нормат. док., действующих в обл. пожарной безопасности (с изм. От 13 мая 2007 года). – 9-е изд. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.

  8. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В Павлова., Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.

  10. Фёдорова Т. Чтоб не ссориться с огнём. Калан 2007.

  11. Кривицкая А. М. У кого на кухне газ. – Издательство: «Калан» 2006.

  12. Сибирев В.П. 01 – пароль отважных. - Издательство: ООО « Калан-Форт», 2005.

  13. Противопожарная защита объектов с массовым пребыванием людей. Екатеринбург 2004.

  14. Ковалёва Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалёва – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

  15. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  16. Методические материалы по обучению детей правилам пожарной безопасности / сост. Е.П. Малышева, Т.А. Клепинина, И.Н. Громовая, Н.П. Зайцева. – Санкт-Петербург, 2000.

  17. Сборник методических разработок для проведения профилактической работы по противопожарной безопасности с учащимися младшего школьного возраста. – Каменск-Уральский, 2003.














Сведения об авторе.

  1. Фотеева Елена Николаевна.

  2. Учитель начальных классов, 1 категория, стаж работы 24 года.

  3. Педагог дополнительного образования, стаж работы 6 лет.

  4. Уральский государственный педагогический университет.

  5. Каменск-Уральский, улица Школьная 10.

  6. Р.т. 39-53-90.






































Приложение 1


Оценка деятельности учащихся

Наименование критерия

Описание уровней развития учащегося

1

2

3

Проявление заинтересованности в работе

Не проявляет интереса к занятиям, но результат средний

Интерес проявляется и результат на хорошем уровне

Активный интерес к работе и высокая результативность

Качество выполнения творческих работ

Частичное выполнение

Качественное выполнение

Проявление творческой активности

Самостоятельность в работе

Требуется помощь

Требуется совет или дополнительные указания

Полная самостоятельность в работе

Знание теории и практики

Слабое знание теоретических вопросов и требуется помощь в практических вопросах. Тестирование выполняет на «удовлетворительно»

Рассказывает, но с наводящими вопросами, а практическими владеет в норме. Тестирование выполняет на «хорошо»

Может доходчиво объяснить и показать последовательность выполнения практических вопросов. Тестирование выполняет на «отлично»

Самооценка и взаимооценка


Свою работу оценивает высоко, а у других - считает хуже

Видит недочёты у других, но не всегда правильно оценивает свою работу

Самостоятельно правильно оценивает свои результаты и работу других



Оценка деятельности учащихся проводится в конце каждой четверти и в конце года по результатам четвертей.
















Приложение 2


Тренинги на противопожарную тематику.


«Восточный базар»

Цель: знакомство друг с другом, развитие памяти, через запоминание слов, относящихся к пожарной безопасности.

Каждый участник делает из листа бумаги (А-4) 8 карточек. На каждой разборчиво пишут своё имя и слово, которое относится к пожарной безопасности. Все листочки одинаково сворачивают, складывают в коробку ведущего и перемешивают. Каждый участник опять выбирает любые 8 карточек. Все отправляются на «восточный базар». Дети подходят друг к дружке и спрашивают свои карточки и путём обмена находят и возвращают свои. В конце ведущий называет имя участника, а дети называют слово, написанное на его карточке.

«Мне нравится, что пожарные …»

Цель: развитие памяти.

Каждый участник называет слово, связанное с пожарной безопасностью, а остальные по кругу запоминают и, назвав предыдущие слова, добавляют своё.

«Буквенная хореография»

Дети делятся на 2-3 группы. Каждая группа задумывает слово по пожарной безопасности и своими телами изображают буквы. Слово может предложить ведущий. Усложнить задание можно, ограничив возможности детей. Например, выполнять задание молча. Команды друг у дружки отгадывают слова.

«Вавилон»

Для игры потребуются карточки с буквами алфавита. И 3 карточки со звёздочкой (*) это джокеры, способные заменить любую букву. Карточки перемешиваются. По сигналу «марш» дети начинают составлять слова, связанные с пожарной безопасностью.

«Пойми меня»

Участники делятся на две команды и встают в две колонны, смотря в затылок впередистоящему участнику. Первым участникам двух команд ведущий показывает написанное слово (огнетушитель, пожарная машина, огонь, лестница, лопата, ведро, пожарная каска, телефон). Задача команд невербальным способом передать слово по всей колонне. Побеждает та команда, которая справилась с заданием быстрее и у которой больше совпадений.

«Отгадай слово»

Материал: карточки со словами «огонь», «пожарная машина», «пожарный», «пожар», «лестница» и т.д. Участники сидят по кругу. В центре круга один из участников, у него на спине карточка со словом. Задача группы – невербально изобразить слово так, чтобы участник догадался, какое слово написано на карточке.











Приложение 3

Примерный план проведения месячника безопасности детей.


Мероприятие

Участники

Дата

Ответственные

1

Проведение практических тренировок по отработке действий учащихся и персонала на случай возникновения пожара – учебная эвакуация.

1 – 11 класс


Администрация

2

Встреча с сотрудниками пожарной части.

1 – 6 класс


Руководитель ДЮП

3

Распространение листовок среди учащихся школы, среди жителей микрорайона.

1 – 4 класс


Отряд ДЮП

4

Выставка детских работ «Мы не играем с огнём».

2 – 5 класс


Отряд ДЮП

5

Оформление уголка по пожарной безопасности.

Отряд ДЮП


Руководитель ДЮП

6

Выступления на общешкольных и родительских собраниях по ПБ.

1 – 11 класс


Администрация, классные руководители

7

Пожарные старты.

1 класс


Отряд ДЮП

8

Составление кроссвордов на противопожарную тематику

2 – 4 класс


Отряд ДЮП

9

Тематические классные часы.

1 – 11 класс


Классные руководители

10

Практические занятия по оказанию доврачебной помощи при ожогах, переломах, отравлениях угарным газом.

1 – 11 класс


Школьный врач

11

Пятиминутки о причинах и по предупреждению пожаров по вине детей.

1 – 11 класс


Отряд ДЮП

12

Тестирование учащихся по вопросам пожарной безопасности.

1 – 11 класс


Руководитель ДЮП

13

Выставка работ детского творчества «Огонь наш друг и враг» (рисунки, поделки, фотоработы).

1 – 7 класс


Руководитель ДЮП

14

Оформление уголков безопасности в классах

1 – 11 класс


Классные руководители











Приложение 4

Примерный план проведения декадника


Наименование мероприятия

Дата

Участники

Ответственные

1

Проведение массовых мероприятий с детьми (конкурсы, соревнования, викторины)




2

Проведение классных часов, лекций, занятий о последствиях пожаров и мерах по их предупреждению




3

Оформление фотовыставок, выставок детских рисунков «Причины пожаров и их последствия»




4

Выступление дружины юных пожарных в образовательном учреждении




5

Выступление по вопросам пожарной безопасности на родительских собраниях




6

Экскурсии в пожарную часть, на пожарно-техническую выставку 63 ОФПС




7

Просмотр учебных видеофильмов, мультфильмов на противопожарную тематику




8

Оформление в библиотеке выставок книг, газетных, журнальных публикаций о крупных пожарах и их последствиях, деятельности пожарных




9

Трансляция радиобесед на противопожарную тему через радиоточки




10

Оформление уголков по пожарной безопасности
















Приложение 5


Пожарные старты

Цель мероприятия:

Cовершенствование физических и моральных качеств учащихся (ловкости, быстроты, силы; взаимовыручки, товарищества).

Задачи мероприятия:

  1. Ознакомление учащихся с информацией о статистике пожаров в городе.

  2. Обучение школьников правильным действиям в случае возникновения угрозы и непосредственно пожара.

  3. Развитие нестандартного мышления школьников при возникновении пожара.

Вид проведения:

Соревнования между командами в форме эстафеты.

Для проведения мероприятия потребуются: палки гимнастические, верёвки, вёдра, вода, земля или песок, куклы, макеты автомобильных рулей, ложки, телефоны, обручи.

В мероприятии могут участвовать команды до 10 человек. Возрастной состав команд может быть различным.

Спортивный зал должен быть оформлен в соответствии с проводимым мероприятием (возможно оформление некоторых статей Правил противопожарной безопасности РФ в виде плакатов).

Музыкальное сопровождение так же должно соответствовать тематике (марши, бодрая популярная музыка и т.п.)

План:

Ведущий:

- Сегодня мы с вами собрались на спортивное мероприятие под названием «Пожарные старты».

В жаркий бой с огнем коварным

Не пойдешь без тренировки.

Тот, кто хочет быть пожарным,

Должен сильным стать и ловким.


Выступление ДЮПовцев.

1.Посмотрите, ребята, вокруг

Нам огонь – повседневный наш друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

2. Если искорка случайно

Попадет на ворс ковра-

Может кончиться печально

Интересная игра.

3.Загорятся, как солома

Мебель, стены и полы,

Убежал куда-то дед,

А у мамы на работе

Не предвиденный банкет,

Если в это время вдруг

К вам нагрянул лучший друг,

Пиротехник и электрик-

То нельзя включать:

Утюг, холодильник, кипятильник,

Новый бабушкин светильник,

Пылесос, электрочайник,

Телевизор и паяльник:

Ни за что и никогда

Не хватайте провода

И без взрослых даже штепсель

Не втыкайте никуда.

Чтоб не ссориться с огнем,

Нужно больше знать о нем.


- Ведущий: Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, почуяв дым,

Говорит: «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем

Утром вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по ноль – четыре?

Кто костры не поджигает,

И другим не разрешает:

Кто от маленькой сестрички,
Прячет дети, дома, спички?

Признавайтесь-ка мне в том,

Кто из вас шалит с огнем?

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

- Ведущий: Сейчас я загадаю вам загадки на противопожарную тематику, если команда отгадает загадку, то ей даётся такое название.

1 загадка:

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает… (огонь).

2загадка:

В деревянном домике

Спрятались сто гномиков. (Спичка).

3загадка:

Выпал на пол уголек:

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой).

- Летала мошка – осиновая ножка

На стог села все сено съела. (Спичка).

1 этап – «Поджигатели». Сейчас вы будете пожарниками, а пожарники – это те, кто поджигают. Первый бежит, несёт спичку на стул; а второй - бежит, забирает её и передаёт следующему.

На старт!


Итак, первое, и основное, правило это сообщение о пожаре.

Огонь и дым со всех сторон
Нам срочно нужен телефон
Простые цифры набирай,
И адрес точный называй

2 этап – «Вызов пожарных».

- По какому номеру телефона вызывают пожарных? А как с сотовых телефонов?

Каждый добегает до стула, на телефоне нажимает «01» и бежит обратно.

На старт!


- Вызвали пожарных, но пока они в пути мы можем помочь тушить небольшой очаг возгорания. Чем тушат огонь? (водой, песком, землёй из цветочных горшочков, стиральным порошком)

- Для тушения пожара нельзя использовать воду при возгорании масла, нефтепродуктов (бензин, керосин и пр.), воска. Их необходимо накрыть плотной тканью или засыпать землёй (песком), а также можно использовать порошковый огнетушитель.

- Нельзя также заливать водой воспламенившиеся электроприборы, не отключенные от сети (сначала выдерни вилку из розетки!).

3 этап – «Тушение водой»

- Перенос воды в ложках. Чья команда больше перенесёт воды и быстрее потушит пожар?

На старт!


4 этап – «Тушение землёй».

- Перенос земли в ведёрочках.

На старт!


- Пока мы тушили, команда пожарных собралась выезжать.

5 этап – «Выезд пожарной машины».

1-ый и 2-ой – это колёса у машины, они бегут, взявшись за руки.

3-ий – это водитель, бежит с рулём.

4-ый – 7-ой – это пожарная команда, они бегут в обруче.

8-ой – это лестница, он бежит, наступая попеременно на полу на гимнастические палки.

9-ый и 10-ый – это задние колёса у машины, они бегут, взявшись за руки и спиной вперёд.

На старт!


- Пожарная команда приехала. Сначала пожарные приступают к спасению людей.

6 этап – «Спасение людей».

А мы будем спасать кукол. Каждый бежит, прижимая куклу к себе.

На старт!


7 этап – «Подготовка рукавов».

- Размотка и смотка верёвки, привязанной к гимнастической палке.

На старт!


- Пожарные потушили пожар и уезжают в пожарную часть.

8 этап – такой же как пятый.

На старт!


9 этап – «Дружба».

Все молодцы, что справились с пожаром и никто не пострадал. Первый бежит, потом берёт за руку второго, прибегая, к ним присоединяется третий, и уже бегут втроём. Затем по очереди к ним присоединяются остальные.

На старт!


- Пока жюри подводят итоги, каждая команда показывает своё домашнее задание (выступление, агитбригаду, театрализованное представление и т.д.) В показе домашнего задания могут принять участие другие учащиеся класса, которые не участвовали в «пожарных стартах».

Вопросы болельщикам:

  1. Телефон пожарной охраны…

  2. Почему телефон такой….

  3. Что нужно сделать, когда уходишь из дома, чтобы не допустить пожара…

  4. Назовите любые три причины возникновения пожара…

  5. Средство пожаротушения, которое должно быть в каждом здании и каждом транспорте…

  6. Можно ли при пожаре открывать окна и почему…

  7. Можно ли пользоваться лифтом, если в доме пожар и почему…

  8. Как потушить на человеке горящую одежду…

  9. Отчего люди гибнут на пожаре…

  10. Что опаснее: огонь или дым?


Подведение итогов

Победителем в соревнованиях становится команда, набравшая наименьшее количество баллов.

Но, несмотря на количество набранных очков, все вы показали свои умения, навыки, ловкость и сообразительность. Надеемся, что в критической ситуации вы сможете не растеряться, не спасовать, найти целесообразное решение, чтобы спасти жизнь себе и другим.

Зная и соблюдая требования пожарной безопасности, вы сохраните свою жизнь и имущество от пожара.












Приложение 6


Агитбригада по пожарной безопасности.


Речёвка:

- Раз, два.

- Три, четыре.

- кто шагает дружно в ряд?

- Это ДЮПовцев отряд.

- И девиз у них един.

- При пожаре как один набираем 01!

- Эй, дружок, не унывай,

Нашу песню запевай!

(Песня «Я стану пожарным». )

  1. Знают взрослые и дети

В самых дальних концах земли,

Люди сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

  1. Сохраняли его как умели,

Всемогущий горячий огонь.

И хоть тысячу лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

  1. Но бывает огонь и другим,

Не согреет ладошек он наших,

Превращает всё в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.

  1. Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда –

Действовать умело.

  1. Если близко телефон,

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать!

И пожарных вызывать.

  1. Если же большой огонь

Дымом всё объято,

Выбегать из дома вон,

Надо всем, ребята!

  1. Пусть мы маленького роста

Только рост здесь не причём!

Мы всегда готовы взрослым

Помогать в борьбе с огнём!

(Делятся на две группы и встают уголком, перед каждой фразой – шаг вперёд.)

- Большую работу проводим мы в школе и в детском саду.

- Занимаемся пропагандой пожарной безопасности.

- Ходим в пожарную часть и учимся у взрослых.

- Проводим пятиминутки в классах по правилам пожарной безопасности.

1. Что делать, если возник пожар?

2. Нужно сохранить спокойствие и сразу набрать номер пожарной охраны 01. Чётко и ясно сообщить дежурному место пожара, адрес, что и как горит, назвать фамилию и свой номер. Никогда не пытайтесь сами потушить огонь.

- Первоклассникам загадываем загадки. Вот, например.

* Закопаешь – не умрёт, кинешь в воду – поплывёт.( Хором: уголь).

- Второклассникам задаём ребусы.

(Показывает ребус. Хором: Вор стены оставит – огонь ничего!)

- С третьеклассниками проводим литературные викторины (раскрывает книгу и читает).

«Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла 12 детей, её звали Боб.

(Один участник отвечает: « Лев Николаевич Толстой «Пожарные собаки».)

- Четвёртые классы соревнуются в пожарных стартах и мечтают о профессии пожарного.

- Пожарные старты.

- Первый бежит и руками изображает руль.

- «Гусиным шагом» и закрыв рот платком.

- Перенос куклы.

- Перенос имущества.

- Бег с ведром.

- Выбегают, держась за руки, на середину зала.

- Шестые, седьмые классы помогают нам в агитбригадах.

- А восьмые и девятые (машет рукой) – уже всё знают.

- Не забываем и про садики. Им очень нравятся наши выступления и пожарные старты.

- Ещё мы выступали на городском конкурсе: (все хором) «Скажем пожарам: Нет!»

(Один участник надевает костюм Огня и поёт на мотив песни «Чёрный кот».)

- В королевстве жить буду один

Я – король, а для вас – господин.

Никого не боюсь: я силён!

(Все: «Ах, как грозен и страшен он!»)

  1. Пусть помнит каждый гражданин

  2. Пожарный номер (Все: 01!)

  3. 01 – запомните этот телефон

  4. В случае пожара пригодится он!












Приложение 7

Участие детей в городских мероприятиях.


  1. Слёт дружин юных пожарных.

  2. Конкурс театрализованных представлений «Скажем пожарам: Нет!»

  3. Конкурс детского творчества «Оградим себя от пожаров!», посвящённый Дню пожарной охраны России.

  4. Конкурс на лучшего педагога дополнительного образования – руководителя ДЮП.

  5. Фестиваль детского и юношеского творчества противопожарной направленности «Звёздный фейерверк».

  6. Конкурс на лучшее литературное произведение на тему: «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра».

  7. Конкурс на лучшую памятку, листовку о мерах пожарной безопасности.

  8. Конкурс детского технического моделирования «Служба 01 – вчера, сегодня, завтра».

  9. Конкурс на лучший видеоролик по пожарной безопасности.

  10. Конкурс на лучшую статью на противопожарную тематику и о деятельности ДЮП.































Приложение 8


Список сайтов, рекомендуемых для посещения:


http://www.vniipo.ru/

“Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны"


http://www.sec4all.net/stat-all.html

сайт по безопасности


http://www.0-1.ru/

справочник пожарного


http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml

сайт МЧС


http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml

сайт «Пожарный»


http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm

история пожарной охраны


http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm

книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время


http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm

музей пожарной техники и средств пожаротушения


http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml

рекомендации по пожарной безопасности


http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm

действия при пожаре


http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml

пример пожарной статистики


http://antenna.com.ua/stat/arh_2000/34_9.htm

пример происшествия в школе…








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ