«Основы православной культуры» в 4 классе

Чепелева Ирина Анатольевна

МБОУ «Катынская СОШ», п. Катынь, Смоленская область, Смоленский район.

Учитель начальных классов.







































Урок по курсу ОРКСЭ

Предмет «Основы православной культуры» в 4 классе.

Урок подготовила и провела учитель начальных классов Чепелева Ирина Анатольевна

Тема: Икона.

Тип: комбинированный.

Цель: расширить представления обучающихся о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл иконы.

Освоение основных понятий урока: икона, иконописец, нимб, образ Божий.

Задачи: дать понятие «икона», нимб, иконописцы, канон;

Учить отличать икону от картины;

Развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную речь;

Развивать умение работать в группах;

Воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами духовных и культурных традиций;

Воспитывать уважительное отношение к святым.

Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, чем икона отличается от картины, заинтересуются иконами, иконописью.

Основные понятия и термины: икона, иконостас, иконописец, молитва, нимб, образ Божий.

Образовательные ресурсы:

Учебник « Основы православной культуры». Карточки для словарной работы, для проверки изученного материала, интеллектуальные карты. Презентация на тему «Икона».


План урока.

1. Мотивационно-организационный.( Слайд 1)

1. Организация деятельности учащихся.

Утро доброе, друзья!

Встрече с вами рада я!

Знаний наберём мы впрок!

Вместе проведём урок!

2. Организация работы в группах.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах, которые помогут лучше выполнить задание. На каждом этапе нашей работы мы будем оценивать себя на лестнице успеха. Листочки с лесенками лежат у вас на партах. Так как вы работаете в группах, то подниматься по лесенке вы будете вместе. (После каждого задания приклеивается на лесенку медалька).

2. Информационно-аналитический.

1. Проверка домашнего задания.

Нужно расшифровать 4 понятия , по теме «православие», с которыми мы работали на предыдущих уроках.

(Слова - анограммы: храм - марх, иконостас -киносоатс, алтарь –рьатал. ) Красным выделена первая буква.

Проверка выполнения. А сейчас необходимо соотнести данные понятия с определениями. Соединить стрелочками понятие и его определение. (Дети работают в группах.)

Прочитайте правильные определения.

Молодцы, этот этап вы выдержали достойно. Можете на первую ступеньку приклеить медальку.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Во время нашей работы, нам встретилось слово «иконостас» и мы знаем, что это такое. Прочитайте в своей карточке.

А более подробное определение давайте прочитаем на доске.(слайд№2)

Что мы видим на иконостасе?(слайд №3)

В каждой церкви обязательно есть иконостас с иконами.

Посмотрите на иконостас, который находится в Смоленском кафедральном успенском соборе. (Слайд№4)

Кто может назвать тему урока? ( «иконы»).

Послушайте притчу. (Слайд № 5) (читает учитель).

В одном музее среди картин повесили икону.

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: 
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? 
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. 
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. 
А она ведь была создана не для того, чтобы на неё смотрели, а чтобы…

Ребята, обсудите в группах и закончите предложение, для чего нужны иконы? (Варианты детей).

(Слайд№6)

3.Обобщение результатов.

А она ведь была создана

не для того, чтобы

на нее смотрели,

а чтобы перед нею –

молились!

Ребята, а кто знает, что такое икона? (Ответы детей)

Прочитайте определение и сравните со своими ответами. (Слайд №7)

Поднимите руки, кто видел иконы?

3.Минутка осознания.

Давайте посмотрим на экране различные иконы. Поделитесь впечатлениями о них. (Слайды №8,№9)

Сегодня на уроке мы будем работать с интеллектуальными картами, с которыми вы будете заполнять на протяжении урока, в конце выполнения задания вы поднимитесь ещё на одну ступеньку.

Вернёмся к определению понятия «икона» (слайд№10) и запишите его в свою карту.

Вы уже знаете назначение иконы, сформулируйте и запишите в свою карту.

4. Изучение нового материала.

У кого из вас дома есть иконы?

А где они находятся в вашем доме?

Давайте вспомним наших предков, перенесёмся в простую деревенскую избу.(Слай№11)

Это красный угол в избе. Красный означает красивый. В нём находятся иконы, а перед ними лампадка или свеча – символ света и живого огня, освещающего лик святой иконы. По старинному русскому обычаю икона укреплялась ещё в городах на городских воротах, покровительствуя, таким образам, его жителям.

-А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Итак, мы уже знаем, что такое иконы, их назначение, задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону.

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Вот почему в языке, иконы называют образами, это название неслучайно, так как икона призвана отражать образ небесного мира, созданный Богом.

-Откуда же появилась икона?

Вот что говорит Священное предание христианской церкви.

(Сообщение ученика). (Слайд№12)

В те времена, когда Иисус ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришёл в храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он не старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И-Х взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ спасителя. Этот образ и стал первой иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

Так рассказывает нам Библейское предание о возникновении первой иконы.

Кто такие иконописцы?

Иконопись – древняя отрасль религиозной живописи, писание икон.

Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука.(слайд13) В России наиболее известный преп. Андрей Рублев. (Слайд№14)

- Посмотрите на экран. (Слайд № 15)

Что вы можете сказать о представленных изображениях?

(икона, портрет, фотография)

Давайте правильно соотнесём понятие с изображением.

Как получается портрет? Икона? Фотография?

- Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной?

Мы будем искать отличия иконы от картины и заполнять нашу карту.

Вопрос: Чем икона отличается от картины? (Слайд№16)

Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.

Вопрос: Что такое картина?

Изображение предметов, людей, событий.

Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи ,итальянского художника "Мадонна с цветком" (Слайд 17).

-Сюжеты похожи?

- И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы,

- то увидим перед собою кого?

Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая, могла жить в Италии.

-Что на картине нам показывает, что это простая женщина?

-Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали.

-как изображён младенец на её руках?

- Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена.

-На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.

Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые.

-Можем ли мы сказать, что перед нами обычная женщина?

- Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина.

-А обычен ли ребёнок?

Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь к спасению.

-Художник всегда изображает так, как он видит?

-Может ли художник на картине приукрасить?

Может, а значит картина – это художественный образ.

-Можно ли сказать, что икона это художественный образ?

Икона - это не картина, икона - это святой образ.

Итак, сформулируем первое отличие картины от иконы. (Слайд №18)

(Слайд №19)

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения.

Давайте откроем учебники (с. 98-105), рассмотрим различные иллюстрации икон, изображённых в нём, назовём цвета и покажем на карточках те цвета, которые мы можем увидеть на иконах.

(Ответы детей)

Цвет имеет богатую символику в иконе.

- Попробуйте догадаться, что означает каждый цвет.

Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский.

Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.

Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни.

Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников.

Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий.

Золотой – это цвет Горного Иерусалима.


Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать сюжеты иконы. Итак, следующее отличие иконы от картины – это соблюдение канона, (слайд№20) поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы.

Запишите в карту следующее отличие.

Рассмотрите иконы в учебнике.

-Кажется ли вам, что икона пронизана светом?

Икона как бы пронизана светом. (Слайд №21)

(Слайд№22)

Сравните изображения. На каком из них есть задний план, а на каком нет?

На иконе нет тени, нет заднего плана, нет горизонта. (Слайд23)

-Что окружает голову святого?(слайд№24)

Над головами святых нимб, символ святости, чистоты. (Запись в карту).

Итак, мы с вами научились «читать икону», выявили основное отличие иконы от картин.

По способу изготовления , есть иконы, написанные на стенах , это фрески (слайд№25), есть мозаичные иконы(слайд №26), иконы витражи (слайд№27)и резные по дереву(слайд №28).

Какие бывают иконы, в зависимости от того, кто или что на ней изображается?

Давайте обратимся за информацией в учебник (с. 104) и назовём иконы.

(Господские иконы (слайд№29),

Троичные Слайд№30) ,

Богородичные(слайд№31),

иконы святых(Слайд№32),

праздничные(Слайд№33) ,

чудотворные(слайд№34).

Пояснение слайдов материалом учебника.

Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак детей, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.

В сложный период русские люди, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.

Традиционно чудеса от икон связаны с исцелением людей от различных недугов, болезней. Есть легенды о спасении государств от врагов с помощью иконы.

Немало икон явили свою чудодейственную силу во время эпидемий.

Посмотрите, если ваша карта заполнена, вы можете приклеить ещё одну медальку на следующую ступеньку.

Физкультминутка. Игра «Тёплый дождик». (Слай№35) Ребята, давайте представим, что произошло чудо, и пошёл тёплый дождик, кто попал под этот дождик, умеет говорить только добрые слова. Мы будем капельки этого дождика передавать друг другу с комплементами и добрыми словами.

3.Оценочно-рефлексивный.

6.Практическая групповая работа.

Вы теперь знаете отличие икон от картин. Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили. (слайд №36)

Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 3 мин.)

Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска.) (Слайд№37, №38)

Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся.) Сейчас я проверю, как вы умеете работать с учебником, я буду задавать вам вопросы, а вы с помощью текста учебника должны найти ответ и поднять руку и зачитать правильный ответ из учебника.

Вопросы.

1. От какого слова происходит слово «икона»? (с.98)

Что такое канон? (с98)

Как устроена деревянная икона? (с.98-99)

Кем считались иконописцы в православной культуре (с.100)?

(Слайд№39)

Итак, мы на самой вершине нашей лесенки, значит, все очень хорошо поработали. Мы можем подняться ещё на одну ступеньку нашей лесенки и приклеить медальку.


7.Подведение итогов.

Посмотрите на наши карты, давайте сделаем вывод.

- куда приглашает икона?

Икона приглашает людей к молитве.

-Всё ли важно в иконе?

Всё важно в иконе. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом без зла и неправды. Этот мир называется высшим. (Вывешивание карт на доску).

Наш урок подходит к концу. Мы много говорили сегодня об иконах, узнали много нового и интересного.

Рефлексия.

А сейчас я задам вопросы каждой группе, какие у вас ощущения от сегодняшнего урока?

Я узнал…

Я хочу знать…….

Меня сегодня удивило….

Я дома расскажу родителям о….

Мне понравилось….

Запишем домашнее задание.

Дома ответите на вопросы в учебнике на с. 105.

А как вы думаете, в современном мире пишут иконы?

Да ребята, в современном мире пишут иконы, а также есть профессия реставратор. Проходят многие века. Как и люди стареют иконы: темнеют, осыпаются с них краски. А многие иконы и совсем погибли от рук злых людей. Их уничтожали, сжигали на кострах, топили в реках, рубили топорами. Реставраторы расчищают, укрепляют потемневшие и осыпавшие краски. И, иконы, как и прежде, дарят тепло людям.

На следующем уроке мы посмотрим фильм об иконописцах и реставраторах нашего времени.

А закончить наш урок я бы хотела притчей. (слайд№40)

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. 
Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? 
«Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что …». «…чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».

(Слайд№41)

Будьте добрыми, внимательными к своим родным и близким. До свидания.


































Список источников:


http://www.smolensk-seminaria.ru/

http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры

http://www.ippo.ru/bibleyskie-mesta-i-syuzhety-v-russkoy-zhivopisi/index.html

raduga-schastie.ru







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ