Урок русского языка в 3 классе "Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня"

Урок русского языка в 3 классе ОС Школа 2100. Учитель: Фисенко Л. Д.


Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

Цель:

развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


ИД



Слайд 1(гип\с)



























ИД



!






Слайд 2



1 клик

2 клик

3 клик









Слайд 3



Откройте тетрадь.




Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

3 5

  1. Эмоциональный настрой на урок.

- Наш сегодняшний урок, ребята, я решила начать с таких замечательных строк:


Сегодня Осень в дверь мне позвонила,

Стояла на ступеньках и ждала.

Я обомлела, когда Ей открыла,

Такой она волшебною была!

Копна волос красивых, ярко-рыжих,

Точёный нос, румяность алых губ,

И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,

Сплошная ласка, кто здесь будет груб?

Мы пили чай вприкуску с листопадом,

Всплакнули вместе с проливным дождём.

О, Осень – ты души моей отрада!

Богат душой, кто осенью рождён…

Когда она ушла я очень долго

Смотрела в след, не смея дверь закрыть!

А с неба падал снег… На память только,

Рябины гроздь и образ, что нельзя забыть…


-Ребята, выскажите своё мнение, почему я решила начать урок именно с этих красивых строк.

-Может ли человек малограмотный, не любящий свой родной язык, природу, так красиво писать?

- А мы с вами на уроках русского языка тоже учимся красиво, грамотно говорить и писать! И сегодня мы продолжим эту работу.

1. Чистописание.

На доске удвоенные согласные

нн пп лл сс

Демонстрируется запись на ИД.

(Ученики по образцу пишут до конца строки.)


- Что вы можете рассказать о соединениях, которые записали? (удвоенные согласные)


- А сейчас давайте составим план нашей работы на уроке.

- С чего мы начнём работу на уроке?

2. План урока.

- Вспоминаем то, что знаем.

- Работа по теме урока. Открытие нового.

- Закрепление изученного.

Что мы сейчас делали? (составляли план, планировали свою деятельность.)


Актуализация изученного.

Запишите слова с удвоенными буквами согласных.

- Какие умения необходимы для грамотного написания слов с удвоенной согласной в корне?

(Уметь находить корень и, желательно, знать эти слова наизусть)

- Запись слов (ванна, группа, аллея, масса)

- Интересно, как вы думаете, все ли тайны правописания удвоенных согласных мы с вами знаем? Хотите раскрыть еще одну тайну?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование проблемы.


Слайд 3

\1 клик\

Открытие новых знаний.






















Слайд 4




Слайд 5













Слайд 6




Слайд 7


Слайд 8


3 4 1 3 3

В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах? (В корне.)

- А если вы внимательно слушали стихотворение в начале нашего урока, то наверняка обратили внимание на слово «бесстыжая».

Запишем и его.

Как вы думаете, в какой части слова находятся удвоенные буквы согласного?

Как это можно доказать? (Подобрать однокоренные слова, выделить корень.)

- Выполните эту работу.(самостоятельно)

- Какой корень выделили в этом слове?

- Почему по-разному выделили корни? (По-разному подобрали однокоренные слова)

- Где возникло затруднение? (В подборе однокоренных слов)

- О чем нужно помнить, подбирая однокоренные слова (о значении слова, происхождении)

- Каково же значение слова «бесстыжая»? (без стыда, стыдиться)

- Следовательно корень –стыж- (Какое явление наблюдаем?)

- Если корень слова –стыж-, тогда как это связано с удвоенной согласной в корне? Мы ведь говорим про удвоенные согласные? (Значит, удвоенная согласная может быть не только в корне)

- Значит, главная причина затруднения какова? (Мы не все знаем про правописание удвоенных согласных)

- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

- Предположите, чему посвящён наш урок? Какова его тема? Начните со слова «Почему…?»

«Почему появляется удвоенная буква согласного между приставкой и корнем?»

Поиск решения. 4 5

1. Коллективная работа на доске. Работа по учебнику.

Упражнение 158 стр. 128.

Прочитайте слова? Попробуйте определить, почему в них пишется удвоенная буква согласного с.

Как вы думаете, это орфограмма? Почему?

Как она называется? Найдите нужную информацию в учебнике и прочитайте её. (Могут прочитать в названии параграфа/темы или выбрать из правила.)

Какое незнакомое слово встретилось? «СТЫК»

- Где можно узнать значение непонятных, новых слов? (В словаре)

-Что значит «СТЫК»? Прочитайте цитату из словаря С.Ожегова.

- Запишите слова. Выделите корень и приставку. Подчеркните удвоенную согласную.

Самооценка работающего у доски.

- Как же правильно будет звучать тема нашего урока?

«Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня?»


Физминутка.


2. Работа над правилом.

Прочитайте правило на с. 128.

Как обозначается орфограмма удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня?

Только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.







Слайд 9

ΙII. Развитие умений – применение знания.


Слайд 10

1 3 5 1 3

1.Игра «Исследователи-лингвисты». Работа в группах. (схемы).

Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160.

- Выбрать слова с удвоенной буквой согласного в корне.

- Выбрать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня.

- Чья исследовательская лаборатория работает лучше?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.(карточки)

«3», «4», «5» - самооценка.

- Кому удалось успешно справиться с выбранным уровнем задания?

- Кто получил «5»?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙV. Итог урока.

Слайд 11



Рефлексия

Слайд 12

4 4


Назовите ключевые (главные) слова, которые отражают тему и проблему урока. (Орфограмма, удвоенная буква согласных, приставка, корень, стык.)


- Закройте глаза и вспомните приятные для вас моменты нашего урока.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

А были ли затруднения? В чём испытали затруднения?


- Я хочу, чтобы все, кто старался на уроке работать хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.





Слайд 13

V. Домашнее задание.

Слайд 14-15

Упр. 159 с. 128, правило.



П. Дополнительно:

Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.)

рас + ссориться = ?

Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? Одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке, одна в корне. Это слово – исключение из правила. (Рассориться.)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ