Проект «Школьный театр как форма организации читательской деятельности младших школьников»
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализуемого учителем начальных классов
Книга, как птица,
Может весь мир облететь.
Книга — царица:
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня:
Чудо свершает порой.
Книга — рабыня:
Часто проходит сквозь строй.
Е. Баратынский
Тема проекта: «Школьный театр как форма организации читательской деятельности младших школьников».
Исполнитель эксперимента:
учитель начальных классов второй категории ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
Тряшина Ирина Алексеевна.
Консультант: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Симонова Т.П., председатель МО учителей русского и литературы ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани, учитель высшей категории Глухова Л.А.
Актуальность темы.
Освоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Социальная проблема.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
«В России уменьшается доля «читающего населения» — такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.
По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности.
Педагогическая проблема.
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).
Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения. К тому же, сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Поэтому, мы считаем, сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса".
Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников, указывают на современные черты кризисной модели детского чтения: детский читательский негативизм, превалирование в репертуаре чтения «малышовских» книг, замена чтения программных произведений дайджестами, утрата чувства культуры и эстетики языка.
Психологическая проблема.
Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.
Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности, возросло.
Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).
Идея эксперимента.
Изменения, нацеленные на духовное возрождение общества, которые сейчас происходят в России, ставят перед школой новые актуальные задачи. Они тесно связаны с воспитанием подрастающего поколения на основах нравственности. Неоценимую роль в этом процессе играет литература. Нравственные понятия, которые она несет, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого школьника.
Замысел эксперимента.
Системная перестройка педагогической практики, использование современных образовательных технологий для усиления роли литературы в воспитании и развитии читательской деятельности младших школьников:
- занятия в кружке «Театр и мы»
-технология проектной деятельности (литературные проекты, литературно-музыкальные утренники, праздники, театрализации- проекты);
-информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии.
Объект эксперимента.
Процесс развития читательской деятельности младших школьников в работе учителя начальных классов в процессе проведения кружка «Театр и мы».
Предмет эксперимента.
Непрерывный процесс формирования читательской деятельности младших школьников.
Цель эксперимента.
Формирование основ читательской компетенции младших школьников в процессе внедрения СОТ в условиях организации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО.
Задачи эксперимента.
Выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
Развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.
Создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь.
Определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.
Принципы реализации эксперимента:
природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет;
преемственности и перспективности, подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи;
интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;
интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;
вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.
Объект эксперимента.
Обучающиеся 1В класса ГБОУ СОШ №3 г.Сызрани
Предмет эксперимента.
Формирование основ читательской компетенции младших школьников, которая определяется:
развитием устойчивого желания читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности);
развитием и совершенствованием у детей навыка осмысленного, правильного, беглого, выразительного чтения (техническая основа процесса чтения);
формированием способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения).
Гипотеза.
использование кукольного театра как одной из форм читательской деятельности младших школьников способствует активизации читательской деятельности.
Предполагаемые результаты.
1. Формирование первоначальных основ читательской компетенции младших школьников, которая определяется умениями:
- осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей);
- правильного чтения (формирование плавного слогового способа чтения с соблюдением орфоэпических норм);
- беглого чтения;
- выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).
2. Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.
3. Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.
4. Внедрение и реализация современных педагогических технологий;
5. Создание методической копилки с разработками уроков, родительских собраний, внеурочных мероприятий по литературному чтению.
6. Разработка и реализация авторских программ
7. Публикации по обобщению и обмену педагогическим опытом по проблеме.
Критерии и показатели результативности эксперимента.
Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции младших школьников: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.
Изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования.
Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.
Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.
Развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.
Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре занятий внеурочной деятельности.
-
Этап
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приемы.
Организационный этап.
2. Постановка цели и задач занятия Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний
1. Игровые технологии
2. Педагогика сотрудничества
Здоровьесберегающий подход
- Создание игровой ситуации
- Совместная деятельность
-Эвристическая беседа
- Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на занятие)
4.Первичное усвоение новых знаний.
Проблемное обучение
Педагогика сотрудничества
Информационно - коммуникативные технологии
Создание проблемной ситуации
Работа в группах, парах
Эвристическая беседа
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской).
5.Первичная проверка понимания
Индивидуальный и дифференцированный подход
Гуманно – личностная технология
Компетентностно – ориентированное обучение
Информационно - коммуникативные технологии
Развивающее обучение
Игровые технологии
Индивидуально – групповая работа. Работа в парах (тройках, четверках)
Создание ситуаций успеха
- Исследовательская работа в группах, парах
- Знакомство с новом материалом на ПК
- Разноуровневые задания на ПК
- Задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, обобщения.
Игровая ситуация.
Физкультминутка
Здоровьесберегающий подход
- Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика, точечный массаж.
6. Первичное закрепление.
Индивидуальный и дифференцированный подход
Информационно - коммуникативные технологии
- Разноуровневые задания.
- Тестирование на ПК
- Разноуровневые задания на ПК
7. Подведение итогов
Педагогика сотрудничества
Гуманно – личностная технология
- Коллективный вывод подведение итогов
- Создание ситуации успеха.
8. Рефлексия
Гуманно – личностная технология
Здоровьесберегающий подход
- Создание ситуации успеха
- Тренинг «Я смог…
Что не получилось»
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности. На мой взгляд, формирования ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально - ритмические пауза (под музыку) физкультминутки, двигательно – речевые упражнения, точечный массаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с мед.сестрой на темы «Чистота - залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Выбирая физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Существует проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. С. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самые короткие пути эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать школьный театр. Школьный театр позволяет стимулировать способность школьников к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей культурных ценностей, традиций, природы), которое, развивалось параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Основные цели и задачи развития творческих способностей средствами театрального искусства формируются следующим образом:
Развитие эстетических способностей;
Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
Овладение навыками общения и коллективного творчества.
Игры в школьный театре рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Занятия проводят в занимательной форме, основываясь на сюжетном построении литературного произведения. Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение взаимодействий школьников, работа в "зоне ближайшего развития", а не тактика доступности. В основу реализации школьный театра положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Стремление к красоте, к добру — неотъемлемая часть жизни человека. Разрушения, убийства, жестокость, грубость вызывают у людей только негативные эмоции, и если кто-то стремится к таким действиям, значит нужно задуматься о его психическом здоровье, уровне воспитания, образования и состоянии общества в целом. Необходимо рассматривать человечество как единое целое, где любой человек в равной мере достоин любви и уважения.
Чем бы ни занимались люди (науками, воспитанием детей и т. д.), они всегда стремятся к красоте, комфорту, уюту, усовершенствованию. Не каждый становится писателем, художником, музыкантом, но многие -поистине мастера своего дела. Чувствующий человек всегда стремится понять законы красоты и следовать им.
В дошкольный период дети много играют и через игры постигают окружающий мир. Школа же сразу предлагает жесткую структуру получения знаний и умений по предметам, почти не оставляя места миру фантазии, воображения, мало обращая внимания на развитие психофизических качеств ученика.
Школьный театр в школе решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развитие совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоции) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Он аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы. Универсальность этой деятельности в том, что она не замыкается в рамках урока, а способствует оживлению внеурочной работы в школе, с опорой на самотворчество ребят. Так игры в школьный театре на уроках внеклассного чтения способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, а и через чувства, эмоции. Выполняя простейшие, доступные им задания, развивающие индивидуальные психофизические процессы, а потом, участвуя в более сложных ситуативных играх (играх-импровизациях), ученики соотносят свои действия с действиями партнеров, ищут новые средства самовыражения. И все это достигается через игру — любимое дело детей.
Игры в начальной школе используются постоянно. Многими учителями начальных классов они принимаются на детских праздниках, иногда вводятся в урок. На моих занятиях в группе продленного дня игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения. Возьмем в качестве примера развитие такого важного качества, как смелость публичного выступления. Чего греха таить, в школе на уроках мы часто видим "зажатых", неконтактных ребят, плохо формулирующих свои мысли и вопросы, затрудняющихся связно изложить выученный материал. И это часто идет не от способностей, а от страха, что на него обращено внимание нескольких десятков слушающих. Снять такое напряжение можно только путем многократного погружения в подобную обстановку. Тогда она станет привычной. Это происходит когда, например, ученик получает задание продемонстрировать повадки какого-нибудь животного на сцене. Он уже не замечает зрителей, он увлечен выполнением задачи, а если иногда и смущается, то при повторах обязательно справляется с этим состоянием. Впоследствии подмостки становятся для него привычным местом, где он может не только показать что-нибудь, а и рассказать, чувствуя себя при этом свободно, раскованно.
Обеспечение связи школы с семьей — очень важная проблема, которую решает современная школа. И здесь занятия в школьный театре играют положительную роль. В процессе занятий через детей вовлекаются родители, которые помогают ребенку изготовить им костюм для представления. Таким образом, школьный сближает родителей и детей в совместной работе.
Обстановка в классе на урок, с внедрением СОТ точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.
Особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы", должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Методика использования школьного театра как формы организации читательской деятельности младших школьников
Три-четыре года обучения в начальной школе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходимо дать каждому ребенку "попробовать на зуб" очень многое, не ограничивая рамками узкой специализации.
Основная цель в работе с каждым ребенком — это формирование гармоничной личности и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей. Исключительную роль играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература — это кукольный театр. Детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.
Кукла во все времена была неизменным спутником человека. Древние египтяне изготавливали каменные фигуры для празднеств, посвященных богам. Древнеримские статуи поворачивали головы и кивали. Русские Петрушки высмеивали людские пороки. В наше время театры кукол действуют в школах, загородных лагерях, в центрах детского творчества и просто в больших дружных семьях. Вспомним, у каждого в детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, осветительной аппаратуры, декораций. Он создавался из окружающих предметов нашего воображения.
С кукольным театром ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе (тряпичный заяц Тишка приветствует малышей, знакомит с правилами поведения, рассказывает о волшебных словах. Он главный помощник в первом классе: может объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки зайки. Их вовсе не смущает тот факт, что Тишка говорит голосом учителя).
На последнем уроке оставляется время для подведения итога учебного дня. Для детей это самый ожидаемый момент: ученики ждут приз. Он представляет собой полуфабрикат, т.е. изображение героя из сказки или мультфильма. Он делается очень быстро. Вначале на сложенном альбомном листе обводится и вырезается фигурка персонажа по шаблону, получается сразу несколько заготовок. Простым карандашом намечается лицо, одежда. Остальное — дело рук юных художников. Дети достают карандаши, фломастеры, клей. Герои сказок оживают на глазах. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. На протяжение нескольких дней вручаются персонажи одного произведения, пока дети не соберут полный набор. Раскрашенные заготовки наклеиваются на бумажное колечко для пальца. Вот и готова первая кукла, выполненная своими руками. Не успеют ребята склеить куклу, как тут же начинают разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса произносят целые диалоги. В это время учитель старается не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. В это время, осторожно наблюдая за игрой, можно подметить в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. Мнение о ребенке может измениться, причем в положительную сторону.
2 этап: учитель просит самых смелых показать перед всеми сценку-экспромт вместе с другом или соседом по парте. Вдвоем или втроем сочинять легче, быстрее и увлекательнее.
Так в первом классе начинается работа по созданию школьного театра. Пальчиковые куклы становятся первыми "актерами".
На одном из уроков труда можно предложить детям придумать свои куклы, используя подручный материал. На следующий день появляются куклы из носовых платков, спичечных коробков, конфетных оберток, проволоки, капсул шоколадных яиц, пластмассовых баночек, флаконов от духов.
Основной темой для работы с детьми могут стать "Русские народные сказки", по которым ученики сделали бы театрализованное представление перед учителями и родителями.
При подготовке спектакля следует придерживаться следующего плана.
1. На нескольких уроках внеклассного чтения, школьники знакомятся с литературным произведением. Чем лучше понят и проработан текст в начале, тем легче будет потом. Необходимо, чтобы дети задумались, зачем автор написал это произведение, что он хотел сообщить своим читателям? Каждому герою выдаётся подробнейшая характеристика, тщательно подбираются голоса, учитывая высоту и тембр; распределяются роли между детьми и начинается выразительное проговаривание по ролям. Выписываются слова каждого действующего лица отдельно и раздаются листки ребятам. С ними они приходят на все репетиции.
2. Начинается работа по созданию образа, декораций, реквизита. Это очень ответственный этап в работе над постановкой: образы и декорации должны получиться правдивыми и выразительными. Вся эта работа выполняется на уроках труда.
3. По афишам и пригласительным билетам публика составляет представление о коллективе и спектакле. Дети объединяются в группы по 2-3 человека и рисуют афиши. Они стараются выполнить работу качественно: пойдет на суд зрителей. Постепенно выделяется группа детей, которые с большим удовольствием постоянно оформляют афиши, декорации (выполняется работа на уроках рисования),
4. Начинаются репетиции. Для выработки хорошей дикции и выразительности речи используется набор скороговорок, пословиц, стишков.
Все это есть в арсенале любого учителя начальных классов. Кроме того, разучиваются с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции (за материалом обращаются к книгам по логопедии).
5. Шумовое и музыкальное оформление: подбирается музыка из музыкальных записей. Выделяются дети, имеющие хороший музыкальный слух. С ними разучиваются небольшие мелодии. (Работа идет на уроке музыки).
Преимущество современных образовательных технологий.
Решается проблема перегрузки учащихся.
Создаётся возможность дифференцированной работы с каждым.
Учащийся "добывает" знания сам, но под руководством учителя.
Развиваются творческие и исследовательские способности,
Формирующие ключевые компетентности.
Педагог - искусный созидатель условий, при которых ученик становится созидателем, творцом собственного саморазвития.
Диагностический инструментарий:
Анкетирования
2. Диагностика сформированности навыков чтения обучающихся, диагностика общих тенденций отношения учеников 1 класса к чтению
3. Маршрутный лист обучающегося (форма рефлексии своей деятельности ребенком)
4. Портфолио обучающегося.
5. Мониторинги «Я - читатель », «Мои предпочтения в литературе» ( вводный, промежуточный, итоговый)
Критерии оценки ожидаемых результатов
Сроки эксперимента: сентябрь 2011- май 2015 года.
Этапы реализации проекта:
I – АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
Изучение научно-методической литературы, анализ существующих педагогических подходов к решению данной проблемы и нововведений на этапе внедрения и реализации ФГОС НОО.
Проведение диагностических исследований сформированности навыков чтения обучающихся, диагностика общих тенденций отношения учеников 1 класса к чтению. (Приложение №1).
Проведение анкетирования родителей по теме «Семейное чтение». (Приложение №2).
Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, обучающиеся, педагог-библиотекарь, педагог-психолог, учитель-логопед).
Систематизация изученных и разработанных материалов, обеспечение материально- технического сопровождения проекта.
Методы и приемы: планирование, анализ, сравнение, прогнозирование, анкетирование.
II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)
Апробация программы внеурочной деятельности «Театр и мы»
Использование на уроках обучения грамоте, литературного чтения системы упражнений, направленных на формирование, развитие и совершенствование навыка чтения. (Приложение №3).
Применение технологии продуктивного чтения в урочной деятельности при работе с текстами. (Приложение №4).
Реализация рабочего плана проекта.
Методы и приемы: экспериментирование, проектирование, анализ, сравнение, индивидуальная и групповая деятельность.
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ( АНАЛИТИЧЕСКИЙ )
Проведение мониторинговых исследований сформированности навыков чтения обучающихся, отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов на начальном этапе формирования читательской компетенции первоклассника.
Анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей.
Анализ реализации проекта.
Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация.
Методы и приемы: диагностирование, анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование.
Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации негативных последствий
Риски
Пути разрешения
Проблема диагностики реализации воспитательных задач в ходе работы проекта
Проведение мониторинга
Возможное неприятие со стороны родителей обучающихся.
Организация цикла открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках реализации проекта.
Спад творческой активности обучающихся в ходе реализации проекта.
Организация смены деятельности.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
Наименование мероприятий
Блок
Ответственный за выполнение
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
Диагностика сформированности навыков чтения, общих тенденций отношения учеников 1 класса к чтению.
Блок 1,2
Классный руководитель,
педагог-психолог, учитель-логопед.
Анкетирование родителей и детей по теме «Семейное чтение».
Блок 3
Классный руководитель.
Родительский всеобуч по теме: «Чтение – лучшее учение». (Приложение 5)
Блок 4,3
Классный руководитель,
педагог-психолог.
Заседание круглого стола
«Пути формирования читательской компетенции на этапе реализации ФГОС НОО». Планирование деятельности по реализации проекта.
Блок 3
Классный руководитель,
участники проекта «Юный читатель».
Театрализованное представление: «По страницам книг, любимых»
Блок 2
Руководитель театральной студии
ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)
Урок-исследование « Зачем нам нужен Алфавит?»
Блок 1,2
Учитель начальных классов.
Родительское собрание
«Семейному чтению-наше почтение»
Тема: «Где водятся волшебники?».
Блок 3
Кл. руководитель
Психологическая игра:
«Скажи, что ты читаешь?»
Блок 2
Педагог-психолог.
Литературная гостиная
«Проба пера».
Блок 1,2
Учитель начальных классов.
Родительский тренинг «Советы мудрой книги».
Блок 3,4
Классный руководитель,
библиотекарь.
Экскурсия в детскую библиотеку
Блок 2,4
Классный руководитель.
Конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой».
Блок 1,2
Классный руководитель.
Театрализованное представление
« Волшебная книга».
Театрализованное представление
« Новогодний карнавал»
Блок 2
Руководитель театральной студии
Психологическая игра
«Размышляем над поступками героев сказок».
Блок 1,2
Педагог-психолог.
Семинар-практикум по теме «Как сформировать ребенка читателя?»
Блок 3
Классный руководитель,
библиотекарь.
Выставка книг "Мы читаем всей семьей".
Блок 3
Классный руководитель.
Праздник
«Традиции семьи».
Презентации книг.
Блок 3
Классный руководитель,
родители.
Конкурс поздравлений в стихах.
Блок 3
Классный руководитель,
родители,
обучающиеся.
Библиотечный урок
«С книгой веселее..».
Блок 4,2
Классный руководитель,
педагог-библиотекарь.
«Неделя детской книги».
Блок 1,2
Учитель
начальных классов.
Виртуальная экскурсия
«Интернет-библиотека».
Блок 1,2
Учитель
начальных классов.
Читательская конференция «Книга учит жизни».
Блок 4
Классный руководитель,
родители, обучающиеся.
Презентация сборника творческих работ обучающихся.
Блок 1,2
Классный руководитель,
родители, обучающиеся.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
(АНАЛИТИЧЕСКИЙ)
Проверка уровня сформированности читательских умений обучающихся.
Анкетирование родителей
по теме «Семейное чтение»
Блок 1,2
Классный руководитель,
педагог-психолог.
Круглый стол с участниками проекта, анализ результатов и перспективное развитие проекта на следующий год,
планирование.
Блок 4
Участники проекта.
Промежуточные результаты реализации проекта
В данный момент идет основной этап реализации программы. Анализируя деятельность по внедрению СОТ, по результатам:
Разработан цикл сценариев литературно-музыкальных постановок, библиотечных уроков
Разработана и апробируется программа внеурочной деятельности «Театр и мы».
Достижения педагога, достижения детей
По результатам мониторинга за последний год можно говорить об увеличении общих показателей высокого уровня (43,4 % в 2011 – 2012 уч. год, 56,3 % в 2012 – 2013 уч. году) и уменьшению среднего (46,2 % в 2011-2012 уч. год, 37,4% в 2012-2013 уч. год) и низкого уровней вопитанности духовно-нравственных качеств (18,2% в 2011-2012 уч. год, 6,8% в 2012-2013 уч. год). Значительно увеличились показатели высокого уровня по таким качествам личности, как: "интерес к родной культуре, литературе", "интерес к истории своего края", "творческая направленность"
ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ
http:// www.school.edu.ru,
Приложение 1
Анкета для детей
1. Как часто родители читают тебе вслух?
Каждый день
Раз в неделю
Раз в месяц
Никогда
2. Обсуждаешь ли ты с родителями содержание прочитанной книги?
Да
Нет
3. Есть ли у тебя своя домашняя библиотека.
Да
Нет
4. Назови книгу, которую ты с родителями читал последний раз?
5. Любишь ли ты читать?
Да
Нет
6. Что ты больше любишь?
Читать сам
Слушать чтение взрослых
7. Какие книги ты любишь?
Сказки
Рассказы
Другое:
Приложение 2
Анкета для родителей.
1. Любит ли ваш ребенок читать?
Да
Нет
Не знаю
2. Читает ли ребенок самостоятельно?
Да
Нет
3. Читаете ли вы ребенку вслух?
По его просьбе
По своему желанию
Не читаю
4. Каков объем вашей домашней библиотеки?
10 -20 книг
20 -50 книг
50 -100книг
более 200 книг
5. Довольны ли вы начитанностью своего ребенка?
Да
Нет
Не знаю
6. Посещает ли ваш ребенок библиотеки?
Школьные
Районные
Нет
7. Умеет ли пользоваться каталогом?
Алфавитным
Тематическим
Не умеет
8. Приходится ли вам помогать ребенку в подборе литературы для выполнения школьных заданий?
Да, всегда
Да, иногда
Нет
9. Умеет ли ваш ребенок работать на компьютере?
Да
Нет
Не знаю
10. Пользуется ли ваш ребенок компьютером для поиска информации?
Да
Нет
Не знаю
Приложение 3
Упражнения используемые на занятиях внеурочной деятельности.
I. Приёмы развития полноценного навыка чтения
Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата
1. Дыхательные упражнения
* Вдох через нос, выдох через рот.
* Вдох – задержка дыхания – выдох.
* Вдох - выдох порциями.
* Вдох – задуваем свечку.
* Вдох – задуваем 1000 свечей.
* Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….
* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании
АОУЭЫЯЕЕЮИ
- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);
- с любым согласным звуком;
* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании
ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР
- с любой буквой гласных;
- с ударением на заданный слог.
* Самолеты взлетают: у-у-у-у.
Машины едут ж-ж-ж.
Лошадки поскакали цок-цок-цок.
Рядом ползет змея ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло з-з-з.
* Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп
И поймали (кулачок)
З-з-з пусть летит.
2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.
а) подряд и выборочно
И Э О А У Ы
Б) в различных сочетаниях
И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы
Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.
3. Упражнения в чтении букв парами:
Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И
Чтение слов с ними:
Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер
А-Я аист, армия, яма
О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз
4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:
мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.
Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.
5. Упражнения в чтении согласных парами.
Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.
6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных. Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко:
РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ
7. Произношение чистоговорок
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ