ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЫШИВКА И ПОГОВОРКИ РАЗНЫХ НАРОДОВ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ФИО автора материала - Пашина Анастасия Сергеевна

Место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорска «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Должность автора – учитель начальных классов

























































ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЫШИВКА И ПОГОВОРКИ РАЗНЫХ НАРОДОВ»

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ








Пояснительная записка

Актуальность. Недостаток знаний о других народах, крепкие национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональной конфликтности.

В связи с этим появились нормативные акты, отображающие государственный заказ на воспитание в личности культуры межнационального общения. В разделе 6 Конституции Российской Федерации «Основные направления региональных программ государственной национальной политики» отмечается: «…обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».[5,с.4]

Распространенное и эффективное средство воспитания - устное народное творчество. В нем художественно отраже­ны воззрения народа на природу, его житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав фольклора разнообразен — это сказки, эпические легенды, предания, загадки, пословицы, песни и т.д. Любят дети сказки о животных, богатырские, волшебные, бытовые сказки.[1]

Пословица – «цвет народного ума»(В.И.Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное – этическая оценка поведения человека и народа в целом.[1]

Пословица – выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни, несет на себе печать народной жизни.

[3,с.323]

Так на уроках, при изучении устного народного творчества используется метод сравнения. Например, изучая пословицы о правде и лжи, нужно сравнить поговорки на эту тему у разных народов, допустим России, Болгарии и Грузии. Выяснить, схожи ли мнения разных народов, и узнать то, что хотя народы разные, но мудрость у них одна.[4]

Главное — в самом человеке, каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные чер­ты, недостатки человека принадлежат к данному челове­ку, а не народу.[6]

Тем временем, известно, что вышивка тесно связана с бытом, тру­дом, природой и всегда отражала художественные вкусы и пред­ставления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, секреты ручной вышивки передавались от матери к дочери. В наше время эта связь потеряна. Освоение традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в настоящее время.

Занятия вышивания позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта воспитанников. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Программа «Вышивка и поговорки разных народов» обладает большим воспитательным потенциалом, так как предусматривает не только занятия в творческой мастерской, но и экскурсии в музей, посещения выставок, тематические беседы, викторины, встречи с людьми нашего города, занимающимися рукоделием. Все перечисленное позволит воспитанникам получить опыт работы по рукоделию, приобщит детей к народному творчеству, наладит связь культурного наследия.

Цель программы: формирование культуры межнационально общения посредством пробуждения интереса к декоративно-прикладным промыслам и устному народному творчеству разных народов; ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.

Задачи программы:

  • Ознакомление учащихся с историей и особенностями вышивания;

  • Обучение приемам и видам декоративных швов;

  • Развивать у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

  • Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).

  • Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

  • Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

  • Формирование интереса к творчеству разных народов

  • Формирование культуры межнационального общения

  • Формирование эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.

Место курса в учебном плане. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, 8-9 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением младшими школьниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. На занятиях кружка учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая, художественное творчество, познавательная, проблемно- ценностное общение. Аудиторные занятия составляют 40 %, практические 60%.

Занятия по программе «Вышивка и пословицы народов мира» 1 час в неделю. На учебный год отводится 34 часа. Продолжительность занятия 45 мин. Наполняемость группы - не более 15 человек., т.к. необходимо организовать рабочее пространство для каждого учащегося и осуществлять индивидуальную поддержку и помощь.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы детей, показ преподавателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное вышивание изделий.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физ.минутки.

Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентрации, т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего - расширенным и усложненным смысловым продолжением.

Планируемые результаты освоения программы.

Освоение детьми программы «Вышивка и пословицы разных народов» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально – ценностного отношения к культуре и жизни разных народов, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

  • развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

  • Младшие школьники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, уважение к культуре и эстетическим ценностям разных народов, умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогам изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

 В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно-тематический план


п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика


Введение

3

2

1

1

Выставка вышивок разных народов. Беседа об истории возникновения и использования вышивания.

1

1

-

2

Беседа о пословицах и поговорках разных народов мира.

1

1

-

3

Диагностика базовых знаний и умений. Диагностика культуры межнационального общения.

1

-

1


Организация рабочего места

2

1

1

4

Организация рабочего места. Инструменты, материалы и приспособления.

1

1

-

5

Соблюдение техники безопасности.

1

-

1


Подготовка к вышиванию

3

1

2

6

Знакомство со свойствами ткани, ниток.

1

-

1

7

Правила вышивания. Уход за вышитыми изделиями.

1

1

-

8

Технологическая последовательность простейших ручных швов.

1

-

1


Техника выполнения счетных швов

6

1

5

9

Набор, двусторонний шов, косой стежок

3

1

2

10

Счетная гладь

1

-

1

11

Техника вышивания крестом

2

-

2


Свободная техника при вышивании

6

1

5

14

Тамбур

2

1

1

15

Односторонняя гладь

2

-

2

16

Крест по канве

2

-

2


Техника вышивки разных народов мира. Сходства и различия.

12



22

Русская вышивка

3

1

2

23

Вышивка Молдавии

3

1

2

24

Вышивка Польши

3

1

2

25

Вышивка Узбекистана

3

1

2


Итог

2

0

2

25

Итоговый контроль приобретенных знаний умений и навыков. Диагностика культуры межнационального общения.

1

-

1

26

Выставка практических работ учащихся..

1

-

1


Итого

34

11

23



Содержание программы

Раздел-введение. Начальная диагностика (3 часа).

Теория. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, другими обучающимися школы. Цель выставки - заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием, вызвать желание овладеть приемами вышивания. Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.Беседа об искусстве вышивания. Распространение вышивания по миру. Вышивание в России. Особенности узорных разновидностей. Беседа о пословицах и поговорках народов мира, их сходства и различия.

Практика. Диагностика базовых знаний, умений и навыков. Диагностика культуры межнационально общения: методика «Закончи предложение» на выявление уровня нравственной воспитанности, разработанная А. Фридманом(адаптирована для учащихся третьего класса), и диагностическая методика «Оценка терпимого отношения» на выявление уровня толерантности, разработанная В.В. Бойко (адаптированна для учащихся 3 класса). (см.Приложение А)

Раздел-организация рабочего места (2часа).

Тема 1. Организация рабочего места. Инструменты, материалы и приспособления.

Теория. Подготовка к вышиванию. Правильная посадка при вышивании, положение рук. Формирование навыков организации рабочего места, знакомство с инструментами, материалами и приспособлениями.

Практика. Подготовка комнаты, рабочего места. Организация рабочего места при работе с иголкой. Подбор иголок в зависимости от плотности ткани и вышивальных ниток. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Надевание наперстка. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом.Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Тема 3. Соблюдение техники безопасности.

Теория. Знакомство с правилами техники безопасности во время вышивания.

Практика. Правила техники безопасности при работе с ножницами, ручной иглой и булавками.

Раздел-подготовка к вышиванию(3часа).

Тема 1. Знакомство со свойствами ткани, ниток.

Теория. Правильное использование тканей и ниток при вышивании.

Практика. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Проверка ниток на прочность окраски.

Тема 2. Правила вышивания.Уход за вышитыми изделиями.

Теория. Правила вышивания.

Практика. Уход за вышитым и изделиями: стирка, крахмаливание, глажка. Правила взаимодействия в коллективе.

Тема 3. Технологическая последовательность простейших ручных швов.

Теория. Технологическая последовательность простейших ручных швов.

Практика. Работа с технологической схемой. Упражнение в выполнении правильного действия.

Раздел-техника выполнения счетных швов. (6часов)

Тема 1. Набор, двусторонний шов, косой стежок.

Теория. Подбор литературы по вышиванию в школьной и городской библиотеке. Обзор видов швов. Отличительные особенности одних видов от других.

Тема 2. Счетная гладь.

Практика. Выполнение элементов счетной глади.

Тема 3.Техника вышивания крестом.

Практика. Упражнять в выполнении правильного действия. Индивидуальный темп деятельности. Организация рабочего места.

Самоконтроль выполненной работы.

Раздел-несчетная техника при вышивании. (6 часов)

Тема 1. Тамбур.

Теория. Технологическая последовательность тамбурного шва. Украшение предметов убранства крестьянской избы, полотенца, столешницы.

Практика. Анализ технологической схемы. Отличительные особенности тамбурного шва от других швов. Экономное расходование материала.

Тема 2. Односторонняя гладь.

Практика. Анализ технологической схемы. Аккуратность и точность в работе.

Составление несложных композиций.

Тема 3. Крест по канве.

Теория. Технологическая последовательность. Отличительные особенности.

Практика. Подбор гармоничных цветовых сочетаний при вышивке растительных орнаментов Анализ технологической схемы. Аккуратность и точность в работе.

Раздел-техника вышивки разных народов мира. Сходства и различия.(12 часов)

Тема1. Русская вышивка

Теория. Особенность русской вышивки: шнур, агромант (волнообразная тесьма), лента(ленды, ремни), кружево. Русские народные пословицы и поговорки

Практика. Разработка эскизов композиции и цветового решения в зависимости от индивидуального замысла. Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

Тема2. Вышивка Молдавии.

Теория. Особенности молдавской вышивки: счетная и свободная гладь, строчка, полукрест и крест, козликом, тамбуром, мережками. Пословицы и поговорки Молдавии, общая черта с русскими народными пословицами и поговорками.

Практика.Освоение основных элементов молдавской вышивки. Организация рабочего места.

Тема3. Вышивка Польши.

Теория. Сходства и различия техники вышивания Польши: применение стежка «заволоканем». Пословицы и поговорки Польши, общая черта с русскими и молдавскими народными пословицами и поговорками.

Практика: Освоение основных элементов польской вышивки.

Тема 4. Вышивка Узбекистана.

Теория. Сходства и различия орнаментов и техник: шов «цепочка», гладь вприкреп, полукрест, аппликация, крест, золотое шитье, вышивки бисером. Анализ и сравнение пословиц и поговорок разных народов.

Практика. Освоение основных элементов узбекской вышивки.

Раздел-итог.(2 часа)

Практика.Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • нитки мулине, шерстяные;

  • иглы № 24, 25, 27;

  • наперсток;

  • линейка;

  • ножницы;

  • ткань для вышивки;

  • канва для вышивки крестом АИДА;

  • пяльцы, клей ПВА;

  • дополнительные аксессуары.



Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Количество часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8


Введение


3





1

Выставка вышивок разных народов. Беседа об истории возникновения и использования вышивания.

Познакомить с вышивками разных народов и элементами орнаментов.

1

Демонстрация изделий

Проблемно-ценностное общение


Необходимо акцентировать внимание воспитанников на сходстве вышивок разных народов, технике, элементов и орнаментов.

2

Беседа о пословицах и поговорках разных народов мира.

Анализ пословиц и поговорок разных народов, выявление общего смысла.

1

Игра-путешествие

Проблемно-ценностное общение


Необходимо акцентировать внимание воспитанников на то, что у всех народов одинаково мудрые мысли, различие лишь в языках речи.

3

Диагностика базовых знаний и умений. Диагностика культуры межнационального общения.

Входной контроль. Диагностика базовых знаний, умений и навыков; культуры межнационального общения.

1

Проведение методик и диагностики.





Организация рабочего места


2





4

Организация рабочего места. Инструменты, материалы и приспособления.

Изучение особенностей организации рабочего места при вышивании, анализ инструментов и материалов, необходимых при работе.

1

Беседа-практикум

Познавательный вид деятельности



5

Соблюдение техники безопасности.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с ножницами, ручной иглой и булавками.


1

Беседа-практикум

Познавательная деятельность.




Подготовка к вышиванию


3





6

Знакомство со свойствами ткани, ниток.

Правильное использование тканей и ниток при вышивании

1

Практическая работа.

Проблемно-поисковая деятельность



7

Правила вышивания. Уход за вышитыми изделиями.

Изучение способов ухода за вышитым и изделиями: стирка, крахмаливание, глажка. Правила взаимодействия в коллективе.

1

Занятие с элементами беседы.

Познавательная деятельность.



8

Технологическая последовательность простейших ручных швов.

Анализ работы с технологической схемой. Упражнение в выполнении правильного действия.


1

Занятие с элементами беседы

Познавательная деятельность.




Техника выполнения счетных швов


6





9

Набор, двусторонний шов, косой стежок

Поиск литературы по вышиванию в школьной и городской библиотеке. Изучение видов швов. Выявление отличительных особенностей одних видов от других.


3

Практическая работа Занятия с элементами беседы

Проблемно-поисковый вид деятельности

Однодневная выставка работ


10

Счетная гладь

Изучение особенности техники вышивания и отработка умений выполнения элементов

1

Практическая работа Занятия с элементами беседы

Познавательная деятельность

Однодневная выставка работ


11

Техника вышивания крестом

Изучение особенности техники вышивания и отработка умений выполнения элементов

2

Практическая работа Занятия с элементами беседы. Выставка работ.


Тематическая выставка работ



Свободная техника при вышивании


6





14

Тамбур

Изучение способов украшение предметов убранства крестьянской избы, полотенца, столешницы.

Анализирование технологической схемы. Выявление отличительных особенностей тамбурного шва от других швов. Формирование умения экономно расходовать материал.


2

Занятия с элементами беседы. Практическая работа

Познавательная деятельность

Однодневная выставка работ


15

Односторонняя гладь

Знакомство с данным видом техники, отработка выполнения элементов.

2

Практическая работа.

Познавательная деятельность

Однодневная выставка работ


16

Крест по канве

Знакомство с данным видом техники, отработка выполнения элементов.Рефлексия.

2

Практическая работа. Демонстрация изделий.

Познавательная деятельность

Тематическая выставка работ



Техника вышивки разных народов мира. Сходства и различия.


12





22

Русская вышивка

Знакомство с особенностями русской вышивки: шнур, агромант (волнообразная тесьма), лента(ленды, ремни), кружево.выполнение элементов. Русские народные пословицы и поговорки

3

Практическая работа, демонстрация изделий.

художественное творчество,

проблемно-ценностное общение


Однодневная выставка работ


23

Вышивка Молдавии

Знакомство с особенностями молдавской вышивки: счетная и свободная гладь, строчка, полукрест и крест, козликом, тамбуром, мережками. Пословицы и поговорки Молдавии. Отработка выполнения элементов вышивки Молдавии.

3


художественное творчество,

проблемно-ценностное общение


Однодневная выставка работ

Сравнение и анализ пословиц и поговорок, а так же элементов и техник вышивания разных народов, с целью выявления общей смысловой линии. (см.Приложение Б)

24

Вышивка Польши

Изучение сходства и различия техники вышивания Польши: применение стежка «заволоканем». Пословицы и поговорки Польши. Отработка выполнения элементов вышивки польши.

3


художественное творчество,

проблемно-ценностное общение


Однодневная выставка работ

Сравнение и анализ пословиц и поговорок, а так же элементов и техник вышивания разных народов, с целью выявления общей смысловой линии

25

Вышивка Узбекистана

Изучение сходства и различия орнаментов и техник польской вышивки: шов «цепочка», гладь вприкреп, полу­крест, аппликация, крест, золотое шитье, вышивки бисером. Отработка выполнения элементов вышивки Узбекистана.

3


художественное творчество,

проблемно-ценностное общение


Однодневная выставка работ

Сравнение и анализ пословиц и поговорок, а так же элементов и техник вышивания разных народов, с целью выявления общей смысловой линии


Итог


2





25

Итоговый контроль приобретенных знаний умений и навыков. Диагностика культуры межнационального общения.

Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей; культуры межнационального общения.

1





26

Выставка практических работ учащихся..

Выставка работ. Анализ работ.

1

Демонстрация работ.


Итоговая выставка работ



Итого

34







































Список литературы для учителя


Основная:

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/Г. Н. Волков. – М.: Изд. центр «Академия», - 1999. – 168 с.

  2. Ганцкая, О. А. Народное искусство Польши [Текст]/О. А. Ганцкая, - М.: Просвещение, - 1970. – 218с.

  3. Жуковский И. Развитие культуры межнациональных отношений/И. Жуковский//Воспитание школьников – 2001. - №6 – С. 7 – 11

  4. Комаров В. Культура межнационального общения/В. Комаров//Народное образование, – 1993. - №5 – С. 65 – 69

  5. Латышина Д. И. Педагогика межнационального общения:Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений/Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, – 2004. – 331 с.

  6. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика М. А. Некрасова, - М.: Луч, - 1983. – 343с.


Дополнительная:

  1. Еременко Т.И. Иголка-волшебница : Книга для уч-ся 5-8 классов средней школы.- М.; - Профиздат, - 1995.- 142 с.

  2. Гильман, Р. А. Иголка и нитка в умелых руках / Р. А. Гильман. – М. : Легпромбытиздат, 1993. – 192 с.

  3.  Технология : 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой "Уроки мастерства" / Изд-во «Учитель» ; авт.-сост. Н. А. Тараканова. - 2-е изд., стер. - Волгоград : Учитель, 2008. – 254 с.


Список литературы для обучающихся:

Дополнительная:

  1. Ефимова, Л. В. Русская вышивка и кружево / Л. В. Ефимова, - М.: Просвещение, - 1985. – 255с.

  2. Моран, Анри де. История декоративно – прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней/Анри де Моран, - М.: Луч, - 1982. - 465с.

  3. Народное декоративно прикладное искусство советского Узбекистана /Под ред. А. Валеева-Сулейманова – М.: - Просвещение, - 1955. – 284с.

  4. Орнамент всех времен и стилей /Под ред. О. Расине – М.: Изд. центр «Академия», - 2004. - 537с.

  5. Шугаев, В. М. Орнамент на ткани /В. М. Шугаев. - М.: Просвещение, - 1969. - 274с.
























































Приложение А.

Методика А. Фридмана «Закончи предложение, адаптированная для учащихся третьего класса


Цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества(самокритичность, коллективизм, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность).

Ход выполнения. Учащимся в довольно быстром темпе (чтобы они были вынуждены сразу дать наиболее привычный для них ответ) предлагается закончить предложения, содержащие рассуждения на темы морали.

Задачи:

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то ….

  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

  3. Выбирая между интересным, но обязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

  6. Если бы был на месте учителя, то …

Обработка полученных данных. По результатам выполнения всего набора задач каждому школьнику можно дать один из следующих уровней нравственной воспитанности.

Учащиеся, которые при выполнении задач принимали четыре и более ошибочных решений, имеют низкий уровень нравственной воспитанности, т.е. имеют неустойчивое отношение к нравственным нормам.

Школьники, выполнившие только часть задач и готовые отказаться от своего мнения при малейшем «давлении», которые активно отстаивали свое мнение, но только лишь в некоторых случаях и принимали не более трех ошибочных решений, имеют средний уровень нравственной воспитанности.

Ученики, которые сумели при выполнении всех заданий сделать правильный выбор, имеют высокий уровень нравственной воспитанности, т.е. активно – устойчивое отношение к нравственным нормам.


Диагностическая методика «Оценка терпимого отношения» направленная на выявление уровня толерантности, разработанная Бойко В.В. и адаптированная для учащихся третьего класса

Цель: выявить уровень терпимого, толерантного, нетерпимого отношения учащихся друг к другу.

Ход работы: учащимся раздаются диагностические карточки, в которых нужно напротив каждой фамилии своего одноклассника обозначить цветом отношение к нему: красным цветом - хорошее отношение, синим - безразличное и черным - плохое.

Диагностическая карта (образец):

п/п

Фамилия и имя ученика

Отношение к нему


1

Дарья А


2

Антон Б.


3

Никита Б.


4

Артем Б.



Обработка полученных данных: Окончательная экспертная оценка характеристик терпимого отношения к окружающим определяется как среднее арифметическое значение оценок всех опрашиваемых(кроме одного, на которого подсчитывается, потому что он сам себя не оценивает). Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый аровень к количественному выражению «красный цвет» - 3 балла, «синий цвет» - 2 балла, «черный цвет» - 1 балл. Количественная отметка округляется до одной десятой и уровень толерантного отношения определяется по следующей шкале

  • от 2,5 до 3,0 - высокий уровень. Он оценивается как понимание и принятие ученика; способность проявить выдержку, самообладание, терпение при раздражении, ассертивное (уверенное) разрешение возникающих противоречий, проявление дружелюбия.

  • от 1,5 до 2,4 - средний уровень. Отличается частичным принятием окружающих, способностью проявлять невыдержанность, нетерпение, агрессию, но в тоже время в других случаях возможностью быть и терпеливым, принимающим, эмпатичным, ассертивным.

  • от 0 до 1,4 - низкий уровень. Характеризуется непринятием «негативного» или неожиданного в окружающих, нежеланием понять причины, мотивы поведения, агрессивность.




Приложение Б.

Конспект занятия.

Тема: вышивка Молдавии.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с молдавской народной вышивкой; научить выполнять элементы молдавской народной вышивки.

  2. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

  3. Воспитывать культуру межнационального общения, аккуратность.

Оборудование:

    • для учителя – образцы молдавской народной вышивки;

    • для учащихся : материал – ткань, нитки;

инструменты – игла, ножницы;

приспособления – пяльцы.

Оформление доски:

ОПрямоугольник 4Полотно 3бразец молдавской народной вышивки

Число

ОПрямоугольник 2бразец молдавской народной вышивки


Образец русской народной вышивки

Прямоугольник 1



Ход урока



Структурные элементы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД,

технология оценивания

1.Орг.момент.




1 мин.


Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с молдавской народной вышивкой и научимся выполнять некоторые ее элементы.

Слушают.


Познавательные действия

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные действия

-Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

-Работать по предложенному плану, использовать учебник.

-Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

-Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

-Слушать и понимать других.

-Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

-Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

-Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

-Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


2. Беседа.

2 – 3 мин.

Молдавия также как и Узбекистан входила в состав СССР. Ребята, давайте вспомним, что такое вышивка? С помощью чего вышивают? Как вы думаете, нужна ли вышивка человеку? Для чего?

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментным узором или сюжетным изображением выполненные нитками или другими материалами вручную, с помощью иглы или машинным способом. Учащиеся говорят свои ответы по правилу «поднятой руки».

3.Анализ вышивки.

4 мин.

Сегодня на урок Фархад нашел и принес молдавскую народную вышивку. Что на ней изображено?

А она похожа на русскую? Чем? Потрогайте, посмотрите внимательно на технику вышивания. Что необычного? Какой можем сделать вывод?

Сегодня мы научимся выполнять элементы молдавской народной вышивки.

Какие материалы нам понадобятся для изготовления? Какие инструменты? Какие приспособления?, предметы быта.ивыполненные нитками или другими материалами вручную, с п

Цветы.





Да. Тоже изображены цветы. Лепестки не вышиты, а выполнены из ткани, но по контуру оформлены вышивкой.

4.Планирование работы.

5 мин.

(У всех учеников на столе схема.) Во всех рядах узора выполняют параллельную друг к другу через 2 – 3 нитки ткани. Начинаем вышивать справа налево. Закрепляем нить в левом нижнем углу. Кладем первый стежок слева направо длиной 5 мм и выводят иглу над первым стежком вертикально вверх через 2 – 3 нити ткани. Второй стежок кладут параллельно первому справа налево и выводят иглу вверх по вертикали через 2 – 3 нитки. В такой последовательности продолжаем.

Учащиеся слушают учителя.

5. Закрепление последовательности работы.

5 мин.

Кто сможет повторить последовательность работы? Какие правила техники безопасности вы знаете при работе с ножницами?

Один ученик повторяет последовательность работы. Один ученик повторяет правила техники безопасности по работе с ножницами.

6.Самостоятельная работа.

25 мин.

Учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, показывает лучшие работы, делает промежуточные итоги. Будьте внимательны, старайтесь. Есть такая молдавская пословица «Полюбишь работу, и она тебя полюбит».Как вы думаете, о чем она говорит? С какой русской пословицей можно сравнить ее? Какой можно сделать вывод?

Выполняют работу.










4. Итог урока.

5 мин.

Выставка и анализ работ. Оценивание.

Чему научились сегодня на уроке? Вам понравились ваши вышивки? Что такое вышивка?

Учащиеся говорят свои ответы по правилу «поднятой руки».




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ