ПРОГРАММА «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»


Казенное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Петропавловский детский дом»




















ПРОГРАММА

«Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»
















Разработала: Зуева Галина Николаевна воспитатель

высшей квалификационной категории



р.п. Муромцево

2011

Пояснительная записка


В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных
объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные
комплексы, культурно-этнографические центры учреждений
и

дополнительного образования на селе привели к ограничению средств развития сельского ребенка.

Все эти процессы неизбежно отражаются на детском доме, в котором ситуация осложняется контингентом воспитывающихся детей. Это в основном социальные сироты, которые еще в раннем детстве приобрели негативный социальный опыт, последствия которого тяжело сказываются на всей их дальнейшей жизни. Как правило, дети детского дома безответственные, малоинициативные, у них отсутствует заинтересованность в сохранение материальных и духовных ценностей общества. Психологические особенности детей-сирот требуют методически грамотного подхода к этому контингенту.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность того, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, формирования чувства патриотизма. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

Результаты диагностического исследования патриотических качеств воспитанников Петропавловского детского дома младшего школьного возраста позволили сделать следующее заключение: воспитанники знакомятся с историческим прошлым, участвуют в деятельности по охране природы, в делах на службу малому Отечеству, но только при организации и контроле со стороны педагогов (см. приложение 4).

Поэтому возникла необходимость разработки данной программы, способствующей формированию патриотических качеств личности.

При разработке программы были изучены труды по проблемам воспитания патриотизма Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., Ушинского К.Д.

Цель программы: формирование патриотических качеств личности через воспитание ценностного отношения к культуре и истории родного края.

Задачи:

  • познакомить детей с природой, историей и культурой родного края;

  • развивать у воспитанников интерес к традициям национального образа жизни;

  • воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому, к традициям родного края.

При составлении программы использовались материалы постановления правительства Российской Федерации от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Программа рассчитана на 4 года, предполагает реализацию намеченных задач в четырех ступенях:

  1. ступень «Мой дом - моя семья»;

  2. ступень «Моё село»;

  3. ступень «Муромцевский район»;

  4. ступень «Омская область - частица России».

Программа имеет вертикальную направленность, так как ее содержание реализуется последовательно в течение 4 лет.

Программа предусматривает следующие формы работы: рассказ, беседа, диспут, деловая игра, исследовательская деятельность, коллективное творческое дело, викторина, смотр-конкурс, соревнование, выставка, экскурсия, трудовые дела, мероприятия, посвященные важным историческим датам.

В программе используются следующие методы работы: педагогическое наблюдение, упражнения, практические работы, творческие задания, положительный пример, убеждение, организация успеха.

Материальное обеспечение: транспортное средство, аудио и видеооборудование, цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийное сопровождение (компьютер, проектор, экран), расходные материалы для проведения занятий.

Методическое обеспечение: психолого-педагогическая литература, нормативно-правовые документы, методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы.

Участниками программы являются педагоги-воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь.

Предполагаются следующие результаты реализации программы:

  1. Система краеведческих знаний у воспитанников.

  1. Устойчивый интерес воспитанников к культурному прошлому своей малой родины, национальному образу жизни.

  2. Уважительное и бережное отношение воспитанников к памятникам архитектуры и культуры, стремление к сохранению традиций родного края.


Используемая методика

Изучаемое свойство,

Сроки

п/п

качество

проведения

1

Диагностика уровня проявления

патриотических качеств младшего школьника. (Приложение 1)

Уровень развития патриотических качеств.

Ежегодно

2

Анкетирование.

Уровень знаний по истории родного края.

Ежегодно

3

Тест «Ты гражданином

Представления

3 год


быть обязан».

воспитанников о

реализации


(Приложение 2)

качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.

программы

4

Тест «Патриотизм. Как я

Уровень осознания

4 год


его понимаю».

понятия патриотизма и

реализации


(Приложение 3)

отношение к нему со стороны воспитанников.

программы

5

Педагогическое наблюдение.

Сформированность патриотического потенциала личности воспитанника.

Постоянно


Психолого-педагогическая диагностика

Тема

Теор

Прак

п/п

ия

тика

1 ступень «Мой дом —моя семья»

1

Моё имя и фамилия.

1

1

2

Моя семья, мои родственники.

1

1

3

История моей группы-семьи.

1

1

4

Семейные традиции и праздники.

1

1

5

История дома, в котором мы живём.

1

1

6

Традиции нашего дома.

1

1

7

Ветераны детского дома.

2

0

8

Красота и уют в доме.

1

1

9

Благоустройство своего дома.

0

2

Всего

9 ч.

9 ч.

2 ступень «Моё село»

10

История села Петропавловка.

2

0

11

Местные народные промыслы.

1

1

12

Выдающиеся люди села.

1

1


Тематический план


13

Природа малой родины.

1

1

14

Экологические проблемы местного значения.

1

1

15

Благоустройство Петропавловки.

0

2

16

Традиции и обычаи села.

1

1

17

Исторические и культурные памятники села.

1

1

Всего

8 ч.

8 ч.

3 ступень «Муромцевский район»

18

История Муромцевского района.

2

0

19

Природа района. Экологические проблемы.

1

1

20

Исторические памятники. Музеи.

1

1

21

Памятники культуры. Учреждения культуры.

1

1

22

Выдающиеся люди района: герои войны, герои труда.

2

0

23

Знаменитые земляки.

2

0

24

Фольклор, традиции и обычаи.

1

1

25

Участие в районных творческих конкурсах.

0

2

Всего

10 ч.

6 ч.

4 ступень «Омская область — частица России»

26

Омская область - частица России.

1

1

27

Историческая справка Омской области.

1

1

28

Географическая справка Омской области.

1

1

29

Природа и экологические проблемы.

1

1

30

Административное деление Омской области.

2

0

31

Архитектурные и культурные памятники Омской области.

2

0

32

Выдающиеся люди земли Омской.

1

1

33

Омская область в живописи, песнях и стихах.

1

1

34

Участие в областных творческих конкурсах.

0

2

Всего

10 ч.

8 ч.

Итого

37 ч.

31ч.

Содержание программы

п/п

Тема

Теория

Практика

1 ступень «Мой дом - моя семья»

1

Моё имя и фамилия.

Назначение имени и фамилии человека.

Игра «Полное и неполное имя», «Назови ласково».

2

Моя семья, мои родственники.

Понятие «семья» и «родня», роли и обязанности членов семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», обсуждение ситуаций из жизни семьи.

3

История моей группы-семьи.

История образования группы-семьи, первые

Оформление фотоальбома «Наша



воспитатели и воспитанники.

семья».

4

Семейные традиции и праздники.

Понятие «традиция», семейные традиционные праздники.

Праздник «День рождения семьи».

5

История дома, в котором мы живём.

Значимые события из истории создания детского дома.

Оформление выставки «История нашего дома в фотографиях».

6

Традиции нашего дома.

Традиционные праздники детского дома.

Конкурс рисунков «Мой любимый праздник».

7

Ветераны детского дома.

Встречи с ветеранами педагогического труда.


8

Красота и уют в доме.

Правила уборки и оформления помещения.

Конкурс «Самая аккуратная и красивая комната».

9

Благоустройство своего дома.


Посадка и уход за комнатными растениями, уборка территории детского дома.

2 ступень «Моё село»

10

История села Петропавловка.

История возникновения и развития села.


11

Местные

народные

промыслы.

Знакомство с народными ремеслами и их историей.

Изготовление поделок для детей

дошкольного возраста.

12

Выдающиеся люди села.

Известные местные писатели и художники.

Знакомство с работами местных художников.

13

Природа малой родины.

Природные условия поселка.

Изготовление гербария «Природа моего края».

14

Экологические проблемы местного значения.

Понятие «экология», экологические проблемы Петропавловки.

Акция по очистке берега реки.

15

Благоустройство Петропавловки.


Акции по озеленению и уборке центра поселка.

16

Традиции и обычаи села.

Традиционные праздники села.

Помощь в проведении Дня поселка.

17

Исторические и культурные

История памятников села.

Экскурсия по поселку.


памятники села.



3 ступень «Муромцевский район»

18

История

Муромцевского

района.

История возникновения и развития района. Воображаемое путешествие по карте Муромцевского района.


19

Природа района.

Экологические

проблемы.

Природные условия района.

Туристический поход.

20

Исторические памятники. Музеи.

Знакомство с историческими памятниками района.

Экскурсия в районный музей.

21

Памятники культуры. Учреждения культуры.

Знакомство с культурными памятниками района.

Викторина.

22

Выдающиеся люди района: герои войны, герои труда.

Вечера-встречи с выдающимися людьми: знакомство с их жизнью, интересными и значимыми событиями, произошедшими с ними.


23

Знаменитые земляки.

Биографии знаменитых земляков, их пути к успеху.


24

Фольклор, традиции и обычаи.

Особенности местного фольклора.

Разучивание песен и частушек.

25

Участие в районных творческих конкурсах.

Подготовка к конкурсам.

4 ступень «Омская область - частица России»

26

Омская область -частица России.

Символика Омской области: герб, гимн.

Конкурс рисунков «Мой родной край».

27

Историческая справка Омской области.

История основания и развития города Омска.

Исследовательская деятельность «Как все начиналось».

28

Географическая справка Омской области.

Расположение, климатические условия.

Работа с контурной картой.

29

Природа и экологические

Природные ресурсы Омской области,

Выставка поделок из природного материала


проблемы.

экологические проблемы.

«Этот прекрасный и хрупкий мир».

30

Административное деление Омской области.

Муниципальные районы, воображаемое путешествие по карте Омской области.


31

Архитектурные и культурные памятники Омской области.

Знакомство с основными достопримечательностями , просмотр видеоматериалов.


32

Выдающиеся люди земли Омской.

Биографии знаменитых земляков (олимпийские чемпионы, политики, люди творческих профессий), их пути к успеху.

Коллективное творческое дело: оформление стенда «Мы гордимся нашими земляками».

33

Омская область в живописи, песнях и стихах.

Знакомство с Омскими художниками, поэтами.

Тематический вечер «Песня родины моей».

34

Участие в областных творческих конкурсах.


Подготовка к конкурсам.






























Список литературы

  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2002.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998.

  3. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. - М.: Отечество, 1994.

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». - М., 2005.

  5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения -российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

  6. Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без попечения родителей. -М., 1995.

  7. Иванова И.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. - 1996.

  8. Их именами названы улицы Омска. - Омское кн. изд., 1988.

9. Корчак Я. Воспитание личности. - М.: Просвещение, 1992.
Ю.Краеведение - основа патриотического воспитания молодежи: материалы

областной научно-практической конференции. - Волгоград: изд-во

«ВГИПКРО», 2004. 11.Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и

гражданском становлении личности. // Внешкольник, 2002, № 5. 12.Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1990. 13.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1995. 14.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. - М., 1958. 15.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е

издание, переработанное. - М., 2006. 16.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты

уроков, разработки занятий. / Автор-составитель И.А. Пашкович. -

Волгоград: Учитель, 2006. П.Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.,

2005.

18.Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. / Автор-составитель О.А. Ещеркина. -Волгоград: Учитель, 2007.












Диагностика уровня проявления патриотических качеств младшего

школьника



Показатели

Уровни развития качеств

Отношение к родной природе

3 - любит и бережёт природу, побуждает к

бережному отношению других;

2 - любит и бережёт природу;

1 - участвует в деятельности по охране

природы под руководством педагога;

0 - природу не ценит и не бережёт.

Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны педагогов;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

Забота о своем доме

3 - участвует в делах детского дома и привлекает к этому других; 2 - испытывает гордость за свой детский дом, участвует в делах;

1 - в делах детского дома участвует при побуждении;

О-в делах не участвует, гордости за детский дом не испытывает.










Тест «Ты гражданином быть обязан»


Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.


Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность. Необходимо записать все эти слова в три колонки:

  • самые значимые для тебя слова;

  • слова, которые присущи тебе;

  • слова, не значимые для тебя.


Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й - 4 балла, из 3-й - 3 балла.


Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным воспитанником и группой в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.

Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»


Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников.

Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».

Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:

  • любовь к Родине;

  • осознание трудностей в обществе;

  • готовность к самоотдаче;

  • патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;

  • чувство национальной гордости;

  • интернациональный характер русского патриотизма.


Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со шкалой.

  1. балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

  2. балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

  3. балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.

  4. балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ