ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПОЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ…»



МОУ Гимназия №1



















ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ПОЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ…»




Автор – составитель:

Панкова Елена Владимировна

Учитель начальных классов

I квалификационная категория






г. Миллерово

2012 г.


Русский философ Н. А. Бердяев утверждал, что « человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, как русский, француз, немец, или англичанин». Понятие «русский национальный характер» включает не только доброту, даровитость, свободолюбие русского народа, но и его высокую духовность. Человек обретает свою духовную сущность, постигая культуру и творя ее». Трудно переоценить значение патриотического воспитания младших школьников. Предыдущий век породил личность далекую от традиционной народной культуры. Выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этнических, моральных ценностей своих предков.

Сложившаяся ситуация требует возрождения духовности, культуры, нравственности.


Понятие патриотизма включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за свое Отечество, за свой народ;

-уважительное отношение к прошлому своего народа;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа,

-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества, предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных объединений в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.

Системой мер по развитию научно- теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан предусматривается: продолжение исследований в сфере патриотического воспитания; разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ; разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания; изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Новые цели школьного образования сформулированы в стандартах общего образования, вступивших в силу в январе 2010 года. Они предусматривают воспитание, социально- педагогическую поддержку, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. В Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ», национальном проекте «Образование» отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Региональными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений по патриотическому воспитанию, являются: целевая комплексная программа «Патриотическое воспитание учащейся молодежи Дона», «Целевая комплексная программа поддержки казачьих обществ на 2007- 2013 годы», областной закон «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области».

Предлагаемая программа патриотического воспитания младших школьников призвана доступными средствами дать первое, но целостное представление об их малой Родине- донском крае.


Цели программы:

формирование и развитие социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любящей свою Родину и готовой к ее защите; формирование образа малой Родины как основы патриотических чувств.


Задачи программы:

- показать самобытность и неповторимое своеобразие донской народной культуры;

-учить понимать художественный язык, с помощью которого в обряде, сказке, костюме, утвари воплощен глубинный смысл этих произведений, отражающий суть народного мировоззрения;

-сформулировать основы экологической этики;

- знакомить с произведениями донских писателей и поэтов (на произведениях, соответствующих возрасту);

-через дискуссии, встречи со знаменитыми людьми, экскурсии по родному краю, уроки творчества, фольклорные часы, ролевые игры, театрализации, классные часы способствовать формированию личности- гражданина и патриота своей страны;

-содействовать непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта детей;

- через эмоциональность и восприимчивость, присущие возрасту, влиять на формирование таких нравственных качеств как доброта, милосердие, забота о слабых, природе, родном доме.

Основные направления.

Духовно- нравственное:

- осознание учащимися нравственных ценностей, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов.

Историко – краеведческое:

-осознание самобытности и своеобразия донской народной культуры, связи « малой Родины» с судьбой Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников.

Гражданско – патриотическое:

-формирование правовой культуры.

Социально- патриотическое

- формирование активной жизненной позиции.

Военно-патриотическое:

- формирование высокого патриотического сознания.

Героико- патриотическое:

-формирование чувства гордости за героическое прошлое страны, стремление к сохранению традиций, пропаганда героических профессий.

Спортивно – патриотическое:

- формирование в процессе занятий физкультурой и спортом морально- волевых качеств, а так же силы, ловкости, выносливости, необходимых защитнику Отечества.

Программа рассчитана на 4 года. Содержание программы представлено по годам обучения.

1класс

Гражданско-патриотическое направление



п\п

Дата

Название мероприятия

Составляющие качества образования

Форма проведения

Примечания

Предметно-информационные

Ценностно-ориентированные

1


Дом, в котором мы живем

Понятия: дом-семья.Дом-жилище. Дом-родной город

Чувство принадлежности к семье, школе, городу. Осознание себя частью социума.

Классный час


2


Праздник посвящения в гимназисты.

Знакомство с правами и обязанностями школьников. Законы жизни гимназии. Понятия: свобода человека, неприкосновенность, достоинство. Атрибуты гимназии

Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Праздник


3


Мы-граждане великой страны

Наша Родина -Россия. Столица нашей Родины. Флаг, герб, гимн


Классный час


4


Тебе, мой город, посвящаю...

День рождения города Миллерово. Основатель города И.А. Миллер. Улицы нашего города. Памятник основателю

Формирование чувства любви к «малой Родине». Чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос

Экскурсия по улицам города. Экскурсия к памятнику основателю города. Конкурс рисунков о родном городе


5


Воспитание у ребенка ответственности за свои поступки

Взаимопонимание, уступчивость, дружелюбие, забота друг о друге, ответственность.

Понимание ответственности за свои поступки, формирование позитивных взаимоотношений в коллективе класса.

Родительское собрание



Духовно-нравственное воспитание


1


Красота вокруг нас

Многообразие красок и звуков окружающего мира. Человек- часть природы

Учимся смотреть и слушать, учимся рассуждать.

Экскурсия в парк, к водоему


2


День семьи

Роль семьи в жизни каждого человека, мир в семье, единство семьи.

Уважительное отношение к членам семьи

Конкурс рисунков «Моя семья». Семейные фотоальбомы. Рассказы детей о совместных делах в семье


3


Воспитание нравствен-ности в семье.

Семейные традиции. Воспитание благодарности, дружелюбия, умения идти на компромисс. Выходы из трудных ситуаций

Забота облизких, выполнение обязанностей по дому, уважительное отношение к старшим.

Родительское собрание.


4


Традиции и обычаи гимназии

История гимназии. Устав. Традиции.

Соблюдение устава, традиций

Родительское собрание.



Социально-патриотическое направление


1


«Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо».

Роль школы в жизни человека. Обязанности в классе. Взаимопомощь.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Игра: «Помоги товарищу».


2


День матери.

Нет лучше дружка, чем родная матушка». Русская пословица.

Уважительное отношение к матери и старшим

Праздник.


3


Оглянись вокруг

Понятия: отзывчивость, забота.

Воспитание заботливого отношения к людям старшего возраста

Классный час




Военно-патриотическое направление.


1


«17 января-День освобождения Миллерово от немецко-фашистских захватчиков»

Понятия: воин-освободитель, армия, вечный огонь, мужество.

Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности.

Классный час


2


«Слава армии родной!»

Армия. Герои страны

Привитие уважения к Российской армии, воспитание любви к Родине.

Библиотечный урок



Героико-патриотическое направление.


1


23 февраля - День защитника Отечества.

Мужество, героизм. Чувство долга и ответственности за судьбу Родины

Формирование чувства гордости за подвиги, совершенные во имя Отечества

Классный час. Концерт, посвященный

празднику. Выставка рисунков


2


Памятные места нашего города.

Вечный огонь. Подвиг защитников Родины

Формирование интереса к военной истории. Чувства уважения к людям, защитившим Россию.

Экскурсия к Вечному огню


3


Вперед, мальчишки!

Сила, выносливость, умение работать в команде - черты, необходимые защитнику Отечества.

Осознание зависимости, боевой надежности армии от личного здоровья и тренированности каждого бойца.

Спортивная игра.



Спортивно-патриотическое.


1


Сильные,

смелые, ловкие.

Выносливость, ловкость, умение играть в команде.

Повышение интереса к спорту.

Командные спортивные игры.



Историко-краеведческое


1


Край родной. Быт. Семья.

Семейный уклад донских казаков. Приветствия и обращения по семейному этикету. Быт семьи, занятия населения.

Воспитание любви к родному краю. Знакомство с особенностями жизненного уклада донских казаков.

Экскурсия в краеведческий музей г. Миллерово. Классный час


2


Донской фольклор о Родине, о дружбе, о смелости и честности. «Доброму сердцу — добрые дела»

Пословицы и поговорки о долге, о семье, о дружбе, смелости и честности.

Классный час.




2 класс

Гражданско-патриотическое направление



п\п

Дата

Название мероприятия

Составляющие качества образования

Форма проведения

Примечания

Предметно-информационные

Ценностно-ориентированные

1


Твой адрес в этом мире

Страна-Россия

Область-Ростовская.

Город-Миллерово

Любовь к Родине. Чувство гордости за свою страну, свой народ. Понимание значимости каждого человека в мире.

Урок путешествие

Фотографии, оформление листка в «Портфолио»

2


Тебе, мой город, посвящаю…

Памятные места нашего города

Воспитание любви к родному городу, формирование чувства привязанности к родным местам и ответственности за их судьбу.

Экскурсия.

Классный час.

Оформление стенда «Мой город Миллерово».

3


Законы жизни семьи. Поощрения и наказания в семье.

Закон единых требований отца и матери, значимость похвалы для ребенка.

Нравственная культура родителей и детей, развитие коммуникативных умений,доброты, взаимопонимания в семье.

Родительское собрание.



Духовно-нравственное воспитание


1


Спешите делать добрые дела

Понятия: добро, доброта, доброжелательный, отзывчивый.

Формирование привычки заботиться о других, видеть, где нужна помощь.

Классный час


2


Православ-ные традиции в воспитании.

Бережное отношение друг к другу, уважение старших, взаимопомощь, дружелюбие, неконфликтность, сострадание, сопереживание. Защита детей от безнравственности.

Умение воспитать в детях нравственные качества. Понимание того,что безнравственный человек не может быть достойным гражданином общества.

Родительское собрание.


3


Уважая себя, уважай других.

Относись к товарищам так,

как хочешь, чтобы относились к тебе.

Развитие толерантного отношения к другим людям.

Ролевая игра «Встреча».


4


Семейный уклад донских казаков.

Традиционное воспитание в казачьих семьях

Знакомство с семейным укладом донских казаков.

Библиотеч-ный урок.



Социально-патриотическое направление


1


Сторона моя родная.

Понятия: род, родные, Родина.

Формирование гражданского патриотизма, чувства Родины, родства, сопричастности к миру окружающих людей, ответственности за них и солидарности с ними.

Семейный праздник.

Генеологическое древо семьи.

2


Воспитание мальчика и девочки в семье.

Роль отцов в воспитании мужественности. Роль матерей в воспитании женственности.

Формирование культуры участия мужчины в воспитании детей.

Родительское собрание.


3


Что такое милосердие?

Понятия: добро, отзывчивость, справедливость, милосердие.

Формирование гуманного отношения к инвалидам, старикам. Общечеловеческие ценности.

Классный час.



Военно-патриотическое направление.


1


«А ну-ка,

мальчики!»

Значение Российской армии. Долг мужчины -защищать Родину.


Развитие интереса к истории становления Российской армии и флота.





КВН


2


Мы пол-Европы по-пластунски пропахали…

Понятия: мужество, героизм, самоотверженность во имя Родины.

Сохранение памяти о подвигах российских воинов-защитников Отечества.


Встреча с ветеранами ВОВ.





3


«Нам слава досталась в наследство».

Стихи о войне.

Чувство ответственности за сохранение памяти о великих тех годах.

Конкурс чтецов.

Приглашение ветеранов.


Героико-патриотическое направление.


1


Дети войны. К освобождению г.Миллеро-

во от немецко-фашистских захватчиков

Боевой и трудовой подвиг родных и близких.

Чувство гордости за родных и близких.

Классный час.

Семейные реликвии времен Великой Отечественной.

2


Памяти павших будем достойны.

«Горячие точки» страны. Долг. Память.

Воспитание гражданина и патриота Родины.

Посещение аллеи Славы. Классный час.


3


День Победы.

Героическая история народа.

Развитие интереса учащихся к военной истории Отечества.

Экскурсия по памятным местам города.

Участие в общегород-ском праздновании Дня Победы. Участие в праздничном концерте.

Встреча с ветеранами.


Спортивно-патриотическое.


1


Сильные, смелые, ловкие.

Выносливость, ловкость, умение играть в команде.

Повышение интереса к спорту.

Командные спортивные игры.



Историко-краеведческое


1


Крупные города Ростовской области. Наш город на карте области.

Откуда взялось название «Ростов-на-Дону». Самый древний и самый молодой города нашего региона.

Формирование интереса к истории родного края.

Урок-путешествие по Ростовской области.


2


Православ-ные храмы на территории города.

Храм святого Андрея Первозванного. Храм святого Пантелеимона-исцелителя.

Уважительное отношение к обычаям и традициям своего народа.

Экскурсия в храм.


3


Дон литературный.

Творчество В. Жака. Стихи для детей. «Чудесная лестница». «Подснежник». «Про всех сразу». «Мудрецы».

Знакомство с творчеством донских писателей и поэтов.

Библиотеч-ный урок.


4


Охранять природу - значит охранять Родину. –

Заповедные места на территории Миллеровского района.

Фоминская дача. Лесной массив в 3км. От хутора Фоминка. Насаждения дуба и ясеня, заложенные в 1910-1912гг. Меловые обнажения между хутором Рогалик и слободой Волошино.

Формирование стремления беречь природу родного края.

Автобусная экскурсия.






3 класс

Гражданско-патриотическое направление


п\п

Дата

Название мероприятия

Составляющие качества образования

Форма проведения

Примеча-ния


Предметно-информационные

Ценностно-ориентированные


1


Человек в обществе.

Россия – многонациональная страна. Уважение обычаев и традиций других народов. Малая Родина. Человек среди людей.

Осознание необходимости соблюдения правил поведения в обществе. Воспитание гражданской ответственности.

Классный час.



2


Государственная символика. Символика Ростовской области.

О чем рассказывает символика? Флаг. Гимн. Герб. Как слушают и поют гимн.

Гордость за принадлежность к своему Отечеству.

Классный час.



3


Тебе, мой город, посвящаю….

Почетные граждане города Миллерово.

Сохранение и развитие чувства гордости за свой город, своих земляков.

Встречи с почетными гражданами города.



4


Город Миллерово раньше и теперь.

Культурная жизнь города Миллерово,

Бережное отношение к историческому и культурному наследию, воспитание патриотизма.

Классный час.



5


Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?

Традиции православной культуры в воспитании патриотизма. С чем необходимо бороться, воспитывая патриотизм.


Необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье.

Родительское собрание.



6


Что бы я хотел сделать для своей Родины?

Процветание страны зависит от каждого. Любить свою страну - значит быть ей полезным.

Воспитание ответственности за свои поступки, желание быть полезным людям, своей стране.

Сочинение.




Духовно-нравственное воспитание



1


«Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края…»Н. М. Языков.

Природа родного края. Поэты – миллеровцы о миллеровской земле. Творческие работы детей.

Любовь к родному краю, чувство сопричастности с тем, что окружает.

Классный час. Библиотечный урок.

Сборники стихов поэтов – миллеровцев, фотовыставка, выставка работ учащихся.


2



О честности и чести.

Нравственные качества: совесть, честность, честь.

Формирование нравственных качеств.

Урок – дискуссия.





3


О взаимоотношениях поколений в семье.

Взаимоотношения поколений в семье. Отношение к пожилым членам семьи.

Формирование культурных традиций во взаимоотношениях взрослых и детей.

Родительское собрание.



4


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Православные культурные традиции. Особое место праздника в жизни донских казаков.

Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

Праздник.



5


Праздник Рождества Христова.

Православные культурные традиции. Рождество, Рождественские праздники. Как раньше праздновали Рождество.

Сохранение культурных традиций русского народа.

Рождественские встречи. Экскурсия в храм. Классный час.



6


Праздников праздник.

Пасхальные традиции в русской православной культуре.

Уважительное отношение к культурным ценностям своего народа, сохранение традиций.

Классный час. Участие в международном онлайн – конкурсе « Пасха. Православие».



7


Родословная моей семьи.

Родословная. Родовое древо. Память о предках.

Чувство гордости за свою семью, фамилию.

Классный час с участием родителей.





Спортивно – патриотическое направление




1


Богатыри земли русской.

Православная культура: святые покровители русского воинства.

Сохранение традиций и обычаев русского народа.

Классный час.




2.


Богатырские забавы.

Русская военная история, воинские традиции.

Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности.

Спортивная игра.




Социально – патриотическое направление



1


Трудовое воспитание в семье.

Труд и его значение в жизни ребенка. Традиции трудового воспитания в семье.

Воспитание потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Родительское собрание.



2



Оглянись вокруг.

Добро. Милосердие. Справедливость.

Милосердие к людям, нуждающимся в помощи.

Акция.



Военно – патриотическое направление.



1


Мужество и героизм жителей города в годы оккупации.

Славные страницы истории нашего города.

Повышение интереса учащихся к военной истории.

Экскурсия к месту бывшего лагеря для военнопленных. Классный час.




Героико – патриотическое направление.



1


Герои России – наши земляки.

Героическая биография А. Н. Ефимова, заслуженного военного летчика, маршала авиации.

Сохранение памяти о подвигах российских воинов – защитников Отечества.

Библиотеч-ный урок.


2


Посылка солдату.

Воины российской армии – выпускники гимназии. Воинская обязанность.

Чувство гордости и уважения к защитникам Родины.

Акция.

Письма военнослужащим, проходящим срочную службу. Подарки к празднику 23 февраля. Оформление стенда « Ими гордится гимназия».

3


Это праздник со слезами на глазах.

Понятия: «ветеран войны», « ветеран труда», « малолетний узник», « работник тыла».

Воспитание национальной гордости и достоинства, уважения к защитникам Родины, к ветеранам войны и труда.

Вахта памяти. Письмо ветерану(сочинение).Классный час. Встреча с ветеранами ВОВ.

Фотоальбом.


Историко – краеведческое направление


1


Древние казачьи столицы.

Представление об истории своего края, о месте края в истории и культуре России.

Поддержание интереса к историческому прошлому Родины и своего народа.

Заочное путешествие по древним казачьим столицам.


2


Дон литературный. Рассказ М. А. Шолохова «Жеребенок».

Знакомство с творчеством великого земляка.

Любовь к малой Родине, интерес к истории родного края.

Библиотеч-ный урок.



3


Станица Вешенская – хранительница казачьих традиций.

Обычаи и традиции донских казаков.

Интерес к обычаям и традициям донских казаков.

Обзорная экскурсия по станице, посещение дома – музея М. А. Шолохова.



4


Памятники природы на территории Ростовской области.

Дуб – великан. Находится в 3 км от станицы Вешенской. Считают, что этому дубу около 400 лет. Антиповский бор.Уникальный сосновый массив. Заложен в начале прошлого века.

Поддержание интереса к природе родного края, формирование стремления беречь свой край.

Экскурсия. Классный час.



4 класс

Гражданско-патриотическое направление


п\п

Дата

Название мероприятия

Составляющие качества образования

Форма проведения

Примеча-ния

Предметно-информационные

Ценностно-ориентированные

1


Россия – Родина моя.

Формирование образа родной страны и чувства Родины.

Чувство гордости за достижения своей страны, эмоционально – личностный образ Родины, любовь к Отечеству.

Классный час.

Оформле-ние выставки рисунков.

2


Страницы истории. Гимназии – 110 лет.

Юбилей гимназии. Век 20 –ый. На рубеже веков. Славные страницы истории. Ими гордится гимназия.

Чувство гордости и ответственности носящего звание «гимназист».

Классный час. Библиотечный урок.

Подготовка материалов для школьного музея.

3


Уроки мужества.

Трудовой подвиг жителей района и области по восстановлению народного хозяйства в послевоенные годы.

Сохранение памяти о тех трудных годах.

Экскурсия в краеведческий музей. Классный час.


4


Культура разных народов.

Особенности ценностных ориентиров народной культуры.

Уважение к традициям и культуре разных народов. Культура межличностных отношений.

Классный час.


5


Воспитание патриота – гражданский долг.

Особенности семейного воспитания. Патриот – человек, служащий своей Родине.

Необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье.

Родительское собрание.



Духовно-нравственное воспитание


1


Мой мир.

Способы выражения своих чувств.

Эффективное и позитивное взаимодействие с миром.

Урок – игра.



2



Близкие люди.

Посвящение отцу. Притча. Притча о блудном сыне.

Способствовать формированию уважительного отношения детей к родителям и родителей к детям.

Родительское собрание.

Анкетирование. Памятка для родителей.

3


Я среди людей.

Понятия: вежливость, воспитанность, доброжелательность.

Способствовать формированию нравственного поведения в обществе.

Классный час.


4


Масленица.

Фольклорный праздник. Традиции в организации празднования Масленицы.

Интерес к культурному наследию своего народа.

Праздник.



Спортивно – патриотическое направление



1


День защитников Отечества.

Представление о мужестве. Интерес к спорту.

Воспитание гражданственности.

Смотр строя и песни. Спортивный праздник.



Социально – патриотическое направление.


1


Подарок ветерану.

Понятия: отзывчивость, внимание, милосердие.

Воспитание умений отзываться на чужую боль.

Участие в

акции «Поможем ветерану».



Подарок ветерану.Чест-вование ветеранов в преддве-рии Дня Победы.

2


Праздники Родины – праздники семьи.

Значение Дня Победы. Героическая история, мужество и храбрость патриотов.

Ответственность родителей за передачу эстафеты поколений.

Родительское собрание.



Военно – патриотическое направление.


1


Что для меня значит День Победы?

Героическая история страны.

Сохранение памяти о народном подвиге.

Сочинение.



Героико – патриотическое направление.


1


Они сражались за Родину.

Героические биографии ветеранов.

Восхищение подвигом героев.

Встреча с участниками ВОВ.


2


Что такое минута молчания?


Понятия: Минута молчания, священная память, минута молчания у вечного огня.

Сохранение памяти о погибших воинах- защитниках Отечества.


Классный час.


3


Этих дней не смолкнет слава

Понятия: подвиг, мужество, героизм.

Формирование представлений о роли России в судьбах мира.

Классный час.



Историко – краеведческое направление


1


Знай и люби свой край.

Животный и растительный мир донского края. Редкие и исчезающие виды животных и растений Ростовской области.Заповедники и заказники на территории Ростовской области. Существует ли Лукоморье?( Старинное название Таганрогского залива).

Поддержание интереса к изучению родного края.

Краеведческая викторина.


2


Дон литературный.

А. С. Пушкин на Дону.

Формирование патриотических чувств.

Оформление литературного бюллетеня.



3


Православ-ные святыни на территории области.

Культурное наследие народа.

Формирование внимания к духовной культуре своего народа.

Заочное путешествие.




4


Донские писатели - детям. П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Особенности донской сказки.

Формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сострадания.

Конференция по сказкам П. Лебеденко « Петрусь – мальчонка русский», «Доброе сердце дороже красоты», «Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».






Характеристика современных образовательных технологий, используемых при реализации программы.

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе предполагает переход к личностно – ориентированной, развивающей модели обучения. К личностно - ориентированным технологиям обучения относятся технологии «полного усвоения знаний», «разноуровнего обучения», «коллективного обучения», «модульного обучения», «технология педагогических мастерских».Более подробно остановимся на характеристике технологии «педагогических мастерских», которая чаще других используется при реализации программы патриотического воспитания школьников « Пою тебя, мой край родной…». Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

Цели данной технологии:

-предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей;

- «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, самостоятельное решение творческих задач.

Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии: создание атмосферы сотворчества в общении; обращение к чувствам ребенка; необходимость личной заинтересованности ученика; совместный поиск истины учителем и учащимся; подача необходимой информации учителем малыми дозами; самокоррекция,самоизменение на этапе социализации.

Технология педагогических мастерских включает 7 этапов.

Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Второй этап - самоконструкция: индивидуальное создание текста, рисунка, проекта.

Третий этап - социоконструкция: работа учащихся в парах и группах.

Четвертый этап – социализация: выступление ученика в группе.

Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ в классе, ознакомлениес результатами групповой работы.

Шестой этап – разрыв: осознание учащимися несоответствия своих знаний новому заданию. Далее организуется работа с источниками информации.

Седьмой этап – рефлексия: здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Предлагаемые мастерские могут быть разнообразны по тематике, содержанию и формам организации.


Характеристика методов и приемов нравственного воспитания,

используемых в воспитательном процессе.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной нам представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделены следующие группы методов:1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности). 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 3.Методы стимулирования поведения и деятельности. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Действительно, трудно выработать какое- либо качество без понимания значения этого качества. Методы формирования сознания личности очень важны на этапе формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. Главное назначение этих методов - формирование устойчивых убеждений в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских притч, басен, назидательных рассказов, этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Наиболее сложные по


содержанию и применению методы, которые мы используем при работе с детьми младшего школьного возраста, - рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно- практического воздействия – пример. В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в гармонично организованной системе, и только такое единство способно обеспечить движение воспитательного процесса к намеченной цели. Кроме этого, анализ процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников показал, что педагогическими условиями эффективного использования методов является: 1. знание уровня психической зрелости ребенка; 2. знание особенностей мотивационной сферы младших школьников; 3. стимулирование нравственного поведения школьников.

Планируемые результаты реализации программы:

- выведение работы по патриотическому воспитанию учащихся на качественно новый уровень;

-создание условий для формирования патриотических чувств;

-выявление уровня воспитанности каждого ученика и составление планов коррекционно – развивающей работы;

- сплочение детского коллектива общим интересным делом;

- организация сотрудничества родителей и педагога по повышению уровня нравственности учащихся;

- пропаганда здорового образа жизни;

- пропаганда педагогических и психологических знаний среди родителей;

- коррекция методов семейного воспитания.

Критерии оценивания эффективности работы по программе.

На основании положения о внутреннем контроле воспитательной работы ежегодно проводится оценивание эффективности работы по программе патриотического воспитания «Пою тебя, мой край родной…». Заключение составляется на основе информационно- аналитической справки по воспитательной работе за прошедший год, журнала регистрации организационно – массовых мероприятий, журнала достижений учащихся, материалов по достижению уровня воспитанности, мониторинга родительской удовлетворенности условиями обучения и воспитания школьников.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ