Программа внеурочной деятельности «Речевое творчество»

Негосударственное образовательное учреждение

«Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского»








«Речевое творчество».

Программа внеурочной деятельности по ФГОС для начальных классов


Срок реализации: 4 года


Разработал: Тимохина Валентина Ивановна

воспитатель ГПД













Братск, 2011-2015

Пояснительная записка


Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрении, формировании основ умения учиться и способности организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Проблема развития познавательной активности детей является чрезвычайно важной для современной образовательной системы. Сегодня на первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности, поэтому современным детям необходимо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков).

Между тем, как замечают педагоги, в нашей стране в настоящее время во всех звеньях системы образования – от дошкольных учреждений до университетов – отмечается, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, уровня познавательного развития обучающихся.

Младший школьный возраст – период, оптимальный для когнитивного развития, познавательных интересов, познавательной активности. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок, обучающийся в начальных классах, может не только познавать внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.


Программа направлена на:

создание благоприятных условий для развития ребенка;

создание мотивации к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

развитие качеств личности: внимания, усидчивости.

Программа отражает:

принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

дифференцированное обучение.


Основные требования к программе:

связь содержания программы с изучением программного материала;

учёт желаний учащихся;

использование занимательного материала;

наличие необходимой литературы у учителя.


Цель программы:

Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.


Задачи программы:

развивать, совершенствовать и обогащать речь;

создать условия для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;

повышать эмоциональный уровень ребенка;

формировать позитивное отношения к учебе;

использовать на занятиях различные методы и приёмы;

повышать нравственность;

формировать речевые умения;

уметь слушать и понимать других;

уметь использовать развивающие игры для организации своего досуга.


Занятия выстроены следующим образом:

1. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

2. Развивающие игры.

3. Творческие задания.

Формы работы:

Формы работы ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Используются как фронтальные, так и индивидуальные формы работы.

На занятиях дети не только рассматривают картины, отвечают на вопросы, составляют рассказы по картине. Они играют в развивающие игры. Детям даются творческие задания.


Ожидаемые результаты освоения программы.

Занятия должны помочь учащимся:

обогатить речь учащихся;

формировать творческое мышление, воображение;

воспитать у учащихся добрые чувства;

формировать речевые умения;

развивать связную речь.


Учащийся будет уметь:

выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;

устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

объединять разрозненные впечатления в целостную картину;

осуществлять самостоятельный поиск решений.


Реализация:

Программа ориентирована на учащихся 7-10 лет.

Сроки реализации образовательной программы 4 года с детьми первой ступени обучения в разновозрастных группах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность.

Занятия проходит 1 раз в неделю. Занятия по времени строго не ограничены (длительность зависит от интереса детей, но не более 30 минут).


Тематическое планирование 1 класс «Времена года»


Тема

Форма

Часы

1

Моя осень


КН 1 стр. 25

1

2

Сентябрь


Папка"12 месяцев"

1

3

Ягоды


КН 1стр. 40

1

4

Октябрь


Папка"12 месяцев"

1

5

Листопад


КН 1 стр. 43

1

6

Осенние дни


Папка "В зной и стужу я читаю"

1

7

Как щенок нашел друзей

Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.

1

8

Как щенок нашел друзей

Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.

1

9

Ноябрь


Папка"12 месяцев"

1

10

Слово и образ, или поговорим о словарях. Составление словарика

КН 3 стр. 9

1

11

Итоговый урок. Осень


Конспект воспитателя №1

1

12

Моя зима


КН 1 стр. 85

1

13

Декабрь


Папка"12 месяцев"

1

14

Любимое время года


КН 1 стр. 103

1

15

Новогодняя елка


КН 2 стр. 82

1

16

Январь


Папка"12 месяцев"

1

17

На горке


Папка "В зной и стужу я читаю"

1

18

Рисование диафильма по сказке "Про

Снежинку»

КН 3 стр. 61

1

19

Итоговый урок – зима


Конспект воспитателя №2

1

20

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова ЗИМА и ВЕСНА.

Кн 2 стр. 130

1

21

Таяние снега


Кн 2 стр. 125

1

22

Моя весна


КН 1 стр. 156

1

23

Март


Папка"12 месяцев"

1

24

Весенние забавы


Папка "В зной и стужу я читаю"

1

25

Апрель


Папка"12 месяцев"

1

26

Скворцы прилетели

Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.

1

27

Скворцы прилетели

Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.

1

28

Май


Папка "12 месяцев"

1

29

Итоговый урок – весна


Конспект воспитателя №3

1

30

Мое лето.


КН 1 стр. 162

1

31

Контрольный урок. Времена года



1

32

Резервный урок



1

33

Резервный урок



1

34

Резервный урок



1

Итого – 34 часа




Тематическое планирование 2 класс «Я и другие»


Тема

Форма

Часы




1

Давайте познакомимся

Папка "Я и другие"

1



2

Я и мое настроение

КН 2 стр. 8

1



3

Автопортрет

КН 2 стр. 17

1



4

Моя мечта.

КН 4 стр. 37

1



5

Положительные и отрицательные

КН 2 стр. 27

1



6

Слово. Чувство. Образ.

КН 2 стр. 31

1



7

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.

КН 2 стр. 38

1



8

Эмоции. Мимика. Жесты

КН 2 стр. 72

1



9

Возможности слов "смеяться" и "плакать"

КН 4 стр. 20

1



10

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова "тревога", "волнение", "беспокойство".

КН 4 стр. 60

1



11

Обижают и радуют. Словарик настроений.

КН 3 стр. 49

1



12

Капризное настроение. Капризная

КН 3 стр. 36

1



13

Учимся быть смелыми.

Папка "Я и другие"

1



14

Мы стали смелее.

Папка "Я и другие"

1



15

Моя дружная семья.

КН 2 стр. 24

1



16

Как я помогаю маме.

КН 1 стр. 131

1


17

Честный и нечестный поступок.

КН 3 стр. 36

1



18

Моя школа. Мой класс.

КН 4 стр. 89

1



19

Сочинение: "Моя парта". Глазами моей парты.

КН 2 стр. 147

1



20

Новенькая

Папка "Я и другие"

1



21

Чужая игрушка

Папка "Я и другие"

1



22

Ссориться не будем

Папка "Я и другие"

1



23

Правила вежливости.

КН 2 стр. 149

1



24

Слово - друг.

КН 2 стр. 47

1



25

Сочинение и рисование на тему: "Мой друг»

КН 2 стр. 144

1



26

Как поступить

Папка "Я и другие"

1



27

Твердое слово

Папка "Я и другие"

1



28

Право на ошибку

Папка "Я и другие"

1



29

Играть вместе веселее

Папка "Я и другие"

1



30

Природа - наш дом.

КН 1 стр. 118

1



31

Резервный урок


1



32

Резервный урок


1



33

Резервный урок


1



34

Резервный урок


1


Итого – 34 часа




Тематическое планирование 3 класс «Времена года»




Тема

Форма

Часы

1

Что такое творчество?


КН 2 стр. 4

1

2

Игры со словом

КН 2 стр. 44

1

3

Сочинение по пословице "Семь раз отмерь -один раз отрежь"

КН 2 стр. 50

1

4

Задачи. Загадки. Шутки.


КН 2 стр. 54

1

5

Сочинение считалки.


КН 2 стр. 61

1

6

Сочинение скороговорки.


КН 2 стр. 65, КН 4 стр.

116

1

7

Рисование и составление рассказа на тему "Я люблю..."

КН 2 стр. 68

1

8

Текст, тема, основная мысль, опорные слова.


КН 3 стр. 41

1

9

Сочинение сказки по опорным словам


КН 2 стр. 86

1

10

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

КН 3 стр. 45

1

11

Знакомство с жанром "Побасенка"


КН 3 стр. 72

1

12

Структура жанра небылица. Сочинение небылицы.

КН 3 стр. 77

1

13

Сочинение по пословице "Поспешишь -людей насмешишь"

КН 3 стр. 86

1

14

Знакомство с жанром "Потешка"


КН 3 стр. 89

1

15

Слова -синонимы.


По плану учителя

1

16

Многозначные слова.


По плану учителя

1

17

Слова антонимы


По плану учителя

1

18

Слова - друзья, слова - враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов.

КН 3 стр. 108

1

19

Сочинение стихотворений по заданой рифме


КН 4 стр. 30

1

20

Сочинение -миниатюра на тему: "В цирке" с использованием фразеологизмов.

КН 4 стр. 43

1

21

Сравнительное описание кошки и собаки


КН 4 стр. 92

1

22

Сочинение загадки наоборот


КН 4 стр. 99

1

23

Волшебная сказка (работа в группах)


КН 4 стр. 110

1

24

Реклама. Заметка в газету.


КН4стр. 112

1

25

Работа со словарем


По плану учителя

1

26

Работа со словарем


По плану учителя

1

27

Работа со словарем


По плану учителя

1

28

Работа со словарем


По плану учителя

1

29

Укрась слово


Кн 4 стр. 118

1

30

Сочинение-миниатюра по необычному началу: "Если вдруг..."

Кн 4 стр. 115

1

31

Сочинение на свободную тему (работа в


Кн 4 стр. 122

1

32

Резервный урок



1

33

Резервный урок



1

34

Резервный урок



1

Итого – 34 часа



.




Тематическое планирование 4 класс «Музей в вашем классе»


Название картины

Тема

Развивающие игры

Творческие задания

Часы

1

Иван Хруцкий. Цветы и фрукты

Рассматривание картины

Грамматическая арифметика

Кроссворды

1

2

Иван Хруцкий. Цветы и фрукты

Рассказывание по картине

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Работа над деформированным текстом

1

3

Зинаида Серебрякова. За завтраком (За обедом)

Рассматривание картины

Карусель из слов

Словарь вежливых слов

1

4

Зинаида Серебрякова. За завтраком (За обедом)

Рассказывание по картине

Ах, слова, слова, слова…

Составление пословиц

1

5

Зинаида Серебрякова. На кухне. Портрет Кати

Рассматривание картины

Мысль бежит, слово догоняет

Проговори скороговорку

1

6

Зинаида Серебрякова. На кухне. Портрет Кати

Рассказывание по картине

О чём речь?

Кроссворды

1

7


Василий Поленов. Московский дворик

Рассматривание картины

Поговорки цветочки – пословицы ягодки

Угадай слово

1

8

Василий Поленов. Московский дворик

Рассказывание по картине

Мудрые советы – мудрёная наука

Дополни слово

1

9

Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга

Рассматривание картины

Угадай слово

Учимся рифмовать

1

10

Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга

Рассказывание по картине

Грамматическая арифметика

Фразеологизмы

1

11

Борис Кустодиев. Морозный день

Рассматривание картины

Весёлый наборщик

Кроссворды

1

12

Борис Кустодиев. Морозный день

Рассказывание по картине

Прочти, что нарисовано

Работа с перфокартами

1

13

Борис Кустодиев. Масленица

Рассматривание картины

Игра «Грамотей»

Учимся рифмовать

1

14

Борис Кустодиев. Масленица

Рассказывание по картине

Игра «Почему удивился автор?»

Составь четверостишье

1

15

Павел Федотов. Сватовство майора

Рассматривание картины

Хитрые слова

Составление предложений из предложенных слов

1

16

Павел Федотов. Сватовство майора

Рассказывание по картине

С какого дерева упали листья?

Кроссворды

1

17

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Рассматривание картины

Языковая игра

Назови новые слова

1

18

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Рассказывание по картине

Чтение и сочинение чистоговорок

Проговори скороговорку

1

19

Иван Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе

Рассматривание картины

Игра «Лишнее слово»

Работа над деформированным текстом

1

20

Иван Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе

Рассказывание по картине

Игра «Весёлый наборщик»

Продолжи предложение

1

21

Иван Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из 17-го столетия (Московская слобода)

Рассматривание картины

Эмоциональная речевая разминка

Образование новых слов от одного слова

1


22

Иван Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из 17-го столетия (Московская слобода)

Рассказывание по картине

Игра в рифму

Синонимы

1

23

Владимир Маковский Две сестры (Две дочери)

Рассматривание картины

Весёлая минутка

Антонимы

1

24

Владимир Маковский Две сестры (Две дочери)

Рассказывание по картине

Грамматическая арифметика

Найди значение слова

1

25

Владимир Маковский. Две дочери

Рассматривание картины

Игра «Из одного слова»

Фразеологизмы

1

26

Владимир Маковский. Две дочери

Рассказывание по картине

Игра «Четвертый лишний»

Термины

1

27

Михаил Нестеров. Три старца

Рассматривание картины

Игра «Разгадай по описанию»

Продолжи рассказ

1

28

Михаил Нестеров. Три старца

Рассказывание по картине

Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь

Найди значение слова

1

29

Константин Коровин. За чайным столом

Рассматривание картины

Карусель из слов

Вставь слово

1

30

Константин Коровин. За чайным столом

Рассказывание по картине

Ах, слова, слова, слова…

Составление рассказа по фразеологизму

1


31

Константин Коровин. Алупка

Рассматривание картины

Мысль бежит, слово догоняет

Составь четверостишье

1

32

Константин Коровин. Алупка

Рассказывание по картине

О чём речь?

Работа с деформированным текстом

1


33

Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова

Рассматривание картины

Поговорки цветочки – пословицы ягодки

Эпитеты

1

34

Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова

Рассказывание по картине

Мудрые слова – мудрая наука

Продолжи предложение

1

Итогго – 34 часа




Литература:

Н.Н. Каландорова «Уроки речевого творчества» Изд. Москва «Вако» 2009 г. 1-2-3-4 классы.


Демонстрационный материал:

1. «Я и другие». Наглядное пособие для воспитателей, учителей начальной школы. Материал можно найти в интернете.

2. Внеклассное чтение «В зной и стужу я читаю». Материал есть в интернете.

3. Беседы по рисункам «12 месяцев». Беседы, загадки, народные приметы, игровые упражнения, творческие задания.

Материал есть в интернете.

4. Н.Е. Ильякова «Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи».

5. Методическое пособие с вопросами и заданиями для трёх уровней подготовки «Музей в моем классе».

6. Словари.


Дидактические игры


АНО «Центр образования и творчество развития «Ребус»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ