Программа внеурочной деятельности «Речевое творчество»
Негосударственное образовательное учреждение
«Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского»
«Речевое творчество».
Программа внеурочной деятельности по ФГОС для начальных классов
Срок реализации: 4 года
Разработал: Тимохина Валентина Ивановна
воспитатель ГПД
Братск, 2011-2015
Пояснительная записка
Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрении, формировании основ умения учиться и способности организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Проблема развития познавательной активности детей является чрезвычайно важной для современной образовательной системы. Сегодня на первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности, поэтому современным детям необходимо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков).
Между тем, как замечают педагоги, в нашей стране в настоящее время во всех звеньях системы образования – от дошкольных учреждений до университетов – отмечается, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, уровня познавательного развития обучающихся.
Младший школьный возраст – период, оптимальный для когнитивного развития, познавательных интересов, познавательной активности. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок, обучающийся в начальных классах, может не только познавать внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.
Программа направлена на:
• создание благоприятных условий для развития ребенка;
• создание мотивации к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
• развитие качеств личности: внимания, усидчивости.
Программа отражает:
• принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
• дифференцированное обучение.
Основные требования к программе:
• связь содержания программы с изучением программного материала;
• учёт желаний учащихся;
• использование занимательного материала;
• наличие необходимой литературы у учителя.
Цель программы:
Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи программы:
• развивать, совершенствовать и обогащать речь;
• создать условия для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;
• повышать эмоциональный уровень ребенка;
• формировать позитивное отношения к учебе;
• использовать на занятиях различные методы и приёмы;
• повышать нравственность;
• формировать речевые умения;
• уметь слушать и понимать других;
• уметь использовать развивающие игры для организации своего досуга.
Занятия выстроены следующим образом:
1. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
2. Развивающие игры.
3. Творческие задания.
Формы работы:
Формы работы ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Используются как фронтальные, так и индивидуальные формы работы.
На занятиях дети не только рассматривают картины, отвечают на вопросы, составляют рассказы по картине. Они играют в развивающие игры. Детям даются творческие задания.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Занятия должны помочь учащимся:
• обогатить речь учащихся;
• формировать творческое мышление, воображение;
• воспитать у учащихся добрые чувства;
• формировать речевые умения;
• развивать связную речь.
Учащийся будет уметь:
• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;
• устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
• объединять разрозненные впечатления в целостную картину;
• осуществлять самостоятельный поиск решений.
Реализация:
Программа ориентирована на учащихся 7-10 лет.
Сроки реализации образовательной программы 4 года с детьми первой ступени обучения в разновозрастных группах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность.
Занятия проходит 1 раз в неделю. Занятия по времени строго не ограничены (длительность зависит от интереса детей, но не более 30 минут).
Тематическое планирование 1 класс «Времена года»
№
Тема
Форма
Часы
1
Моя осень
КН 1 стр. 25
1
2
Сентябрь
Папка"12 месяцев"
1
3
Ягоды
КН 1стр. 40
1
4
Октябрь
Папка"12 месяцев"
1
5
Листопад
КН 1 стр. 43
1
6
Осенние дни
Папка "В зной и стужу я читаю"
1
7
Как щенок нашел друзей
Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.
1
8
Как щенок нашел друзей
Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.
1
9
Ноябрь
Папка"12 месяцев"
1
10
Слово и образ, или поговорим о словарях. Составление словарика
КН 3 стр. 9
1
11
Итоговый урок. Осень
Конспект воспитателя №1
1
12
Моя зима
КН 1 стр. 85
1
13
Декабрь
Папка"12 месяцев"
1
14
Любимое время года
КН 1 стр. 103
1
15
Новогодняя елка
КН 2 стр. 82
1
16
Январь
Папка"12 месяцев"
1
17
На горке
Папка "В зной и стужу я читаю"
1
18
Рисование диафильма по сказке "Про
Снежинку»
КН 3 стр. 61
1
19
Итоговый урок – зима
Конспект воспитателя №2
1
20
Что я чувствую и представляю, когда слышу слова ЗИМА и ВЕСНА.
Кн 2 стр. 130
1
21
Таяние снега
Кн 2 стр. 125
1
22
Моя весна
КН 1 стр. 156
1
23
Март
Папка"12 месяцев"
1
24
Весенние забавы
Папка "В зной и стужу я читаю"
1
25
Апрель
Папка"12 месяцев"
1
26
Скворцы прилетели
Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.
1
27
Скворцы прилетели
Папка "Беседы по сюжетным картинкам" Ильякова.
1
28
Май
Папка "12 месяцев"
1
29
Итоговый урок – весна
Конспект воспитателя №3
1
30
Мое лето.
КН 1 стр. 162
1
31
Контрольный урок. Времена года
1
32
Резервный урок
1
33
Резервный урок
1
34
Резервный урок
1
Итого – 34 часа
Тематическое планирование 2 класс «Я и другие»
№
Тема
Форма
Часы
1
Давайте познакомимся
Папка "Я и другие"
1
2
Я и мое настроение
КН 2 стр. 8
1
3
Автопортрет
КН 2 стр. 17
1
4
Моя мечта.
КН 4 стр. 37
1
5
Положительные и отрицательные
КН 2 стр. 27
1
6
Слово. Чувство. Образ.
КН 2 стр. 31
1
7
Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.
КН 2 стр. 38
1
8
Эмоции. Мимика. Жесты
КН 2 стр. 72
1
9
Возможности слов "смеяться" и "плакать"
КН 4 стр. 20
1
10
Что я чувствую и представляю, когда слышу слова "тревога", "волнение", "беспокойство".
КН 4 стр. 60
1
11
Обижают и радуют. Словарик настроений.
КН 3 стр. 49
1
12
Капризное настроение. Капризная
КН 3 стр. 36
1
13
Учимся быть смелыми.
Папка "Я и другие"
1
14
Мы стали смелее.
Папка "Я и другие"
1
15
Моя дружная семья.
КН 2 стр. 24
1
16
Как я помогаю маме.
КН 1 стр. 131
1
17
Честный и нечестный поступок.
КН 3 стр. 36
1
18
Моя школа. Мой класс.
КН 4 стр. 89
1
19
Сочинение: "Моя парта". Глазами моей парты.
КН 2 стр. 147
1
20
Новенькая
Папка "Я и другие"
1
21
Чужая игрушка
Папка "Я и другие"
1
22
Ссориться не будем
Папка "Я и другие"
1
23
Правила вежливости.
КН 2 стр. 149
1
24
Слово - друг.
КН 2 стр. 47
1
25
КН 2 стр. 144
1
26
Как поступить
Папка "Я и другие"
1
27
Твердое слово
Папка "Я и другие"
1
28
Право на ошибку
Папка "Я и другие"
1
29
Играть вместе веселее
Папка "Я и другие"
1
30
Природа - наш дом.
КН 1 стр. 118
1
31
Резервный урок
1
32
Резервный урок
1
33
Резервный урок
1
34
Резервный урок
1
Итого – 34 часа
Тематическое планирование 3 класс «Времена года»
№
Тема
Форма
Часы
1
Что такое творчество?
КН 2 стр. 4
1
2
Игры со словом
КН 2 стр. 44
1
3
Сочинение по пословице "Семь раз отмерь -один раз отрежь"
КН 2 стр. 50
1
4
Задачи. Загадки. Шутки.
КН 2 стр. 54
1
5
Сочинение считалки.
КН 2 стр. 61
1
6
Сочинение скороговорки.
КН 2 стр. 65, КН 4 стр.
116
1
7
Рисование и составление рассказа на тему "Я люблю..."
КН 2 стр. 68
1
8
Текст, тема, основная мысль, опорные слова.
КН 3 стр. 41
1
9
Сочинение сказки по опорным словам
КН 2 стр. 86
1
10
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
КН 3 стр. 45
1
11
Знакомство с жанром "Побасенка"
КН 3 стр. 72
1
12
Структура жанра небылица. Сочинение небылицы.
КН 3 стр. 77
1
13
Сочинение по пословице "Поспешишь -людей насмешишь"
КН 3 стр. 86
1
14
Знакомство с жанром "Потешка"
КН 3 стр. 89
1
15
Слова -синонимы.
По плану учителя
1
16
Многозначные слова.
По плану учителя
1
17
Слова антонимы
По плану учителя
1
18
Слова - друзья, слова - враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов.
КН 3 стр. 108
1
19
Сочинение стихотворений по заданой рифме
КН 4 стр. 30
1
20
Сочинение -миниатюра на тему: "В цирке" с использованием фразеологизмов.
КН 4 стр. 43
1
21
Сравнительное описание кошки и собаки
КН 4 стр. 92
1
22
Сочинение загадки наоборот
КН 4 стр. 99
1
23
Волшебная сказка (работа в группах)
КН 4 стр. 110
1
24
Реклама. Заметка в газету.
КН4стр. 112
1
25
Работа со словарем
По плану учителя
1
26
Работа со словарем
По плану учителя
1
27
Работа со словарем
По плану учителя
1
28
Работа со словарем
По плану учителя
1
29
Укрась слово
Кн 4 стр. 118
1
30
Сочинение-миниатюра по необычному началу: "Если вдруг..."
Кн 4 стр. 115
1
31
Сочинение на свободную тему (работа в
Кн 4 стр. 122
1
32
Резервный урок
1
33
Резервный урок
1
34
Резервный урок
1
Итого – 34 часа
.
Тематическое планирование 4 класс «Музей в вашем классе»
№
Название картины
Тема
Развивающие игры
Творческие задания
Часы
1
Иван Хруцкий. Цветы и фрукты
Рассматривание картины
Грамматическая арифметика
Кроссворды
1
2
Иван Хруцкий. Цветы и фрукты
Рассказывание по картине
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
Работа над деформированным текстом
1
3
Зинаида Серебрякова. За завтраком (За обедом)
Рассматривание картины
Карусель из слов
Словарь вежливых слов
1
4
Зинаида Серебрякова. За завтраком (За обедом)
Рассказывание по картине
Ах, слова, слова, слова…
Составление пословиц
1
5
Зинаида Серебрякова. На кухне. Портрет Кати
Рассматривание картины
Мысль бежит, слово догоняет
Проговори скороговорку
1
6
Зинаида Серебрякова. На кухне. Портрет Кати
Рассказывание по картине
О чём речь?
Кроссворды
1
7
Василий Поленов. Московский дворик
Рассматривание картины
Поговорки цветочки – пословицы ягодки
Угадай слово
1
8
Василий Поленов. Московский дворик
Рассказывание по картине
Мудрые советы – мудрёная наука
Дополни слово
1
9
Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга
Рассматривание картины
Угадай слово
Учимся рифмовать
1
10
Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга
Рассказывание по картине
Грамматическая арифметика
Фразеологизмы
1
11
Борис Кустодиев. Морозный день
Рассматривание картины
Весёлый наборщик
Кроссворды
1
12
Борис Кустодиев. Морозный день
Рассказывание по картине
Прочти, что нарисовано
Работа с перфокартами
1
13
Борис Кустодиев. Масленица
Рассматривание картины
Игра «Грамотей»
Учимся рифмовать
1
14
Борис Кустодиев. Масленица
Рассказывание по картине
Игра «Почему удивился автор?»
Составь четверостишье
1
15
Павел Федотов. Сватовство майора
Рассматривание картины
Хитрые слова
Составление предложений из предложенных слов
1
16
Павел Федотов. Сватовство майора
Рассказывание по картине
С какого дерева упали листья?
Кроссворды
1
17
Карл Брюллов. Последний день Помпеи
Рассматривание картины
Языковая игра
Назови новые слова
1
18
Карл Брюллов. Последний день Помпеи
Рассказывание по картине
Чтение и сочинение чистоговорок
Проговори скороговорку
1
19
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе
Рассматривание картины
Игра «Лишнее слово»
Работа над деформированным текстом
1
20
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе
Рассказывание по картине
Игра «Весёлый наборщик»
Продолжи предложение
1
21
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из 17-го столетия (Московская слобода)
Рассматривание картины
Эмоциональная речевая разминка
Образование новых слов от одного слова
1
22
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из 17-го столетия (Московская слобода)
Рассказывание по картине
Игра в рифму
Синонимы
1
23
Владимир Маковский Две сестры (Две дочери)
Рассматривание картины
Весёлая минутка
Антонимы
1
24
Владимир Маковский Две сестры (Две дочери)
Рассказывание по картине
Грамматическая арифметика
Найди значение слова
1
25
Владимир Маковский. Две дочери
Рассматривание картины
Игра «Из одного слова»
Фразеологизмы
1
26
Владимир Маковский. Две дочери
Рассказывание по картине
Игра «Четвертый лишний»
Термины
1
27
Михаил Нестеров. Три старца
Рассматривание картины
Игра «Разгадай по описанию»
Продолжи рассказ
1
28
Михаил Нестеров. Три старца
Рассказывание по картине
Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь
Найди значение слова
1
29
Константин Коровин. За чайным столом
Рассматривание картины
Карусель из слов
Вставь слово
1
30
Константин Коровин. За чайным столом
Рассказывание по картине
Ах, слова, слова, слова…
Составление рассказа по фразеологизму
1
31
Константин Коровин. Алупка
Рассматривание картины
Мысль бежит, слово догоняет
Составь четверостишье
1
32
Константин Коровин. Алупка
Рассказывание по картине
О чём речь?
Работа с деформированным текстом
1
33
Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова
Рассматривание картины
Поговорки цветочки – пословицы ягодки
Эпитеты
1
34
Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова
Рассказывание по картине
Мудрые слова – мудрая наука
Продолжи предложение
1
Итогго – 34 часа
Литература:
Н.Н. Каландорова «Уроки речевого творчества» Изд. Москва «Вако» 2009 г. 1-2-3-4 классы.
Демонстрационный материал:
1. «Я и другие». Наглядное пособие для воспитателей, учителей начальной школы. Материал можно найти в интернете.
2. Внеклассное чтение «В зной и стужу я читаю». Материал есть в интернете.
3. Беседы по рисункам «12 месяцев». Беседы, загадки, народные приметы, игровые упражнения, творческие задания.
Материал есть в интернете.
4. Н.Е. Ильякова «Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи».
5. Методическое пособие с вопросами и заданиями для трёх уровней подготовки «Музей в моем классе».
6. Словари.
Дидактические игры
АНО «Центр образования и творчество развития «Ребус»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ