РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 -4 классах кружок « Цветик –семицветик »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майнский многопрофильный лицей»

Рассмотрено и одобрено Согласовано: Утверждено:

на заседании МО учителей

начальных классов протокол Зам.директора Директор лицея

1 от29.08.2013г. ______/Л.Н.Дёмина ______/О.Н.Михайлова

« 30 » августа 2013г « 31 » августа 2013г

_____/Н.В.Чибрикова/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 -4 классах

кружок

« Цветик –семицветик »

2013-2014 учебный год

Разработчик программы учитель начальных классов –

Безрукова Е.Г.



Содержание

Пояснительная записка………………………….……….…….

Содержание программы (1 класс)…………………………….

Учебно-тематическое планирование (1 класс)……………….

Содержание программы ( 2 класс)……………..……….……..

Учебно-тематическое планирование (2 класс)….......……….

Содержание программы (3 класс)……………………..……....

Учебно-тематическое планирование (3 класс)……………….

Содержание программы ( 4 класс)……………………….…....

Учебно-тематическое планирование (4 класс)………………

Литература………………………………………………………

Приложение …….……………………………………………















Пояснительная записка.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения. Программа может быть использована учителями начальных классов для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности.

Рабочая программа к курсу « Цветик – семицветик » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33часа (1 час в неделю)., второй класс 34часа(1 час в неделю),третий класс 34 (1 час в неделю, четвёртый класс 34часа ( 1 час в неделю) .

В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.

Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.

А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя , он живой!»

Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства

В ходе её достижения решаются задачи:

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное

Особенность изучаемого курса состоит в тесном

общении с природой., что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.

Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы- вот предназначение курса « Цветик – семицветик ».

Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».

Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.

Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Программа « Цветик – семицветик » разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

- создание условий для самореализации;

- интеграция личности в национальную культуру;

- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.

Новизна программы:


Данная программа предусматривает получение некоторых знаний по правильному ведению цветоводства. Не имея специального агрономического образования, часто делая ошибки при подборе сортов, неправильно размещая растения при посадке часто наступает разочарование . Чтобы этого не произошло, необходимо правильно спланировать территорию участка, выбирать оптимальные схемы посадки, организовывать правильный уход за почвой, растениями, грамотно утилизировать различные отходы.


Актуальность программы:

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Основной идеей построения программы кружка является: углубление знаний обучающихся о разнообразии цветочно-декоративных растений.

Педагогическая целесообразность

Благодаря полученным знаниям исследовательской работе, школьники будут учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среды, в которой они живут.

Цветоводческая деятельность на земле – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд бодрости и творческое удовлетворение. Занимаясь в кружке, обучающиеся обнаруживают и развивают у себя определенные способности, такие, как декоратор, художник, садовник, цветовод, проектировщик. В подготовке к занятиям используется различная литература: научная, научно-популярная, художественная, местная и периодическая печать, справочники и др.

Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии, творческие дела, подготовка докладов, сообщений, умение планировать, фантазировать, составлять экспозиции из природного материала, изготавливать поделки из различных материалов.

Кружок « Цветик – семицветик » - это детское объединение ребят. Занимаясь в кружке, воспитываются такие качества как: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные.


Виды деятельности и предполагаемые формы :

Практическое изучение строения растений

Конструирование из разных материалов

Рисование с натуры и по воображению

Лепка по воображению

Игровые программы

Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)

Эксперимент

Исследование объекта

Наблюдения

Ведение дневников наблюдения

Проектная деятельность

Коллективные разработки

Экскурсии

Встречи с садоводами

Праздники (литературно – музыкальные)

Организации круглых столов, диспутов

Проведение фотосессий

Репортажи, интервью

Цель: создать условия для формирования осознанного отношения к окружающей среде и понимания зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи объединения.

Обучающие:

​ Развить познавательный интерес к окружающей природе и своему здоровью;

​ Привить навыки работы с методами, необходимыми для исследований.

Воспитательные:

​ Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

​ Воспитывать потребность в общении с природой;

​ Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.

Развивающие:

​ Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.

​ Развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение санитарно – гигиенических и экологических условий для жизни человека.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Ведь не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Я надеюсь, что данная программа поможет мне сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и своему здоровью.

В своей программе я опираюсь на такие понятия, как: экология, мониторинг, окружающая среда, природоохранная деятельность, ЗОЖ.



При составлении программы использованы принципы:



​ доступности материала (от известного к не известному),

​ принцип связи теории с практикой,

​ принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),

​ принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,

​ принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),

​ принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.

​ Занятия могут проводиться в форме познавательных игр, лабораторных, практических работ, фенологических наблюдений,
экскурсий, работа в библиотеке, а так же уход и общение с животными живого уголка.
Программа позволит сформировать коммуникативные, здоровьесберегающие, природоохранные компетенции учащихся. Способствует развитию навыков трудовой деятельности, общения с животными, повышает познавательный интерес к природе. Формирует устойчивое отношение к охране природы.
Результатом реализации программы может быть: показатель знаний и умений учащихся, итог наблюдений за животными, развитие живого уголка в школе, организация и участие в проводимых выставках, мероприятиях, выпуск газет, буклетов, подготовка и проведение экскурсий в живой уголок, для других ребят и другие формы творческой деятельности учащихся.




Особенности организации

учебного процесса.


Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

.

Программа рассчитана на 135 часов

1 класс- 33 часа (1 час в неделю)

2 класс- 34 часа (1 час в неделю)

3 класс- 34 часа ( 1 час в неделю)

4 класс- 34 часа ( 1 час в неделю)

















Содержание программы

1 класса ( 33 часа)

Цветы-краски природы (6 часов)

Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка).Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.

Экскурсия: Цветы вокруг нас.

Строение цветущего растения (4 часа)

Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

Уход за растениями (4 часа)

Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.

Эти удивительные растения (6 часов)

Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.

Растения в доме и в саду 6 часов)

Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»

Школа цветовода (7 часов)

Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».

Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений)

















Календарно -тематическое планирование 1 класс- (33 часа )

Наименование разделов и тем

Количество часов

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса


В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.






всего

теория

практика

экскурсии


Раздел 1 «Цветы – краски природы» (6 часов)




1.1.Что мы знаем о цветах.

Рисование любимого цветка.



1.2. Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки)



1.3. Экскурсия «Цветы вокруг нас»



1.4. Аппликация «Мой любимый цветок».

1.5 Коллективное панно «Цветочная поляна»



1.6.Цветочные узоры.

Декорирование платка, сумочки













1



1













1

1



1














1



6

1

4

1



Раздел 2 «Строение цветущего растения» (4 часа)




2.1. Строение цветущего растения



2.2.Живи цветок (что необходимо для жизни растений).



2.3. Строение цветущего растения.



2.4.Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение







1



1



1
















1


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.



4

3

1

0


Раздел 3 «Уход за растениями» ( 4 часа)




3.1.Уход за растениями

3.2. Правильный полив.

3.3. Рыхление. Подкормки.

3.4. Уход за листьями.









1





1

1

1




4

1

3

0






































Раздел 4 «Эти удивительные растения» ( 6 часа)



Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.









4.1. Эти удивительные растения

4.2. Эти удивительные растения (слайды).

4.3. Цветы-синоптики.

4.4. Цветы- доктора

4.5. Цветы-хищники.

4.6. Игра- практикум «Что мы знаем о цветах»






1

1

1

1

1













1



6

5

1

0








Раздел 5 «Растения в доме и в саду» (6 часов)


5.1. Комнатные растения (просмотр слайдов)



5.2. Какие цветы в нашем доме.



5.3. Условия выращивания.



5.4.Цветы на праздник. Открытки . Техника оригами «Розы», «Тюльпаны»



5.5. Игровая программа «Во саду ли , в огороде»



5.6.Конкурсная программа «Угадай цветок».



1



1



1













1



1



1






6

3

3

0















Раздел 6 «Школа цветовода» ( 7 часов)




6.1. Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение)



6.2. Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.



6.3. Весенняя экскурсия «Рождение жизни»



6.4 Экскурсия в сад. Наблюдение за появлением первых всходов растений.



6.5 Цветочное местечко. Уход за ростками.







6.6 Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту»









6.7. Выпуск школьной газеты « Зелёная страничка»




1



1













1







1











1











1



1

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Всего:

33

12

18

3






























Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса:



В результате реализации программы обучающиеся должны



Знать/понимать:

- строение цветкового растения;

- несколько видов комнатных растений;

- способы ухода за комнатными растениями;

- распознавать виды некоторых цветковых растений;

- роль цветковых растений в жизни человека.



Уметь:

- выполнять правильный полив , очистку листьев;

- проверять семена на всхожесть;

- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений

Эмоциональный уровень:

Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру.



Универсальные учебные

действия, которыми должен овладеть обучающийся 1 класса:



Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.



Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.



Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.



Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.



Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.















Содержание программы

2 класса ( 34 часа)



В гости к цветам (5 часов)

Цветы со всего света (просмотр слайдов)

Экскурсии: «Растения осенью», «Цветочки в лукошке» (сбор растений для гербария), экскурсия – исследование «Загадки природы», экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)

Загадочный мир цветов ( 6 часов)

«История создания чуда» (просмотр слайдов). Лекция «Содружество людей и природы». Правила сбора и сушки растений. Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии». Очевидное - невероятное (необычное в жизни растений). Мои наблюдения. Интересные факты.



Знатоки природы (6 часов)

Цветы и листья. «Где цветы? Где листья?». Особенности цветения растений (просмотр слайдов). Музыкально – эстетический праздник «Цветочный хоровод». Презентация детских находок «Комнатное чудо» (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно – иллюстративной книжки – раскладушки. Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (сбор моделей цветковых растений)



Мы цветоводы ( 8 часов)

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.. Правила безопасности при работе с почвой, водой. КВН «Живая акварель». Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (бригадный метод). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуально- познавательная игра «Мой сад». Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.



Наши проекты ( 9 часов)

Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов (индивидуально – творческая работа). Коллективная работа «Наш цветник». Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками ( по группам). Проект декоративного оформления клумбы ( макет или рисунок). Уход за ростками ( рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание). Декоративное ограждение из цветных камешек. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений «Мисс лепесток». Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения»





Учебно-тематическое планирование 2 класс 34 часа

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

Раздел 1 «В гости к цветам» ( 5 часов)

    1. Экскурсия «Растения осенью».

    2. . Экскурсия и сбор растений для гербария «Цветочки в лукошке».

    3. Экскурсия – исследование «Загадки природы».

1.4. Экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)

1.5. Цветы со всего света. (Просмотр слайдов, энциклопедий, книг)
















5

1

1



1


1



1

Раздел 2 «Загадочный мир цветов» (7 часов)

    1. Просмотр слайдов «История создания чуда».

    1. Лекция « Содружество людей и природы»

2.3. Правила сбора и сушки растений.

2.4. Составление гербария (4-5 объектов). 2.5.Составление цветочных композиций из сухих растений. «Цветочные фантазии»

2.6. Очевидное – невероятное ( необычное в жизни растений)

2.7. Мои наблюдения. Интересные факты.


1

1

1

1

1







1



1



7

5

2

0

Раздел 3 «Знатоки природы» ( 6 часов)

3.1. Цветы и листья.

«Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений (просмотр слайдов)

3.2. Музыкально- эстетический праздник «Цветочный хоровод»

3.3. Презентация детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации, поделки)

3.4. «Цветочные загадки»

Клуб знатоков природы

    1. Изготовление информационно- иллюстративной книжки – раскладушки

3.6.Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (Сбор моделей цветковых растений из частей)




























6

1







1

1



1



1























1































Раздел 4 «Мы- цветоводы» (8 часов)

4.1. Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.

4.2. Правила безопасности при работе с водой, землёй.

4.3. КВН « Живая акварель»

4.4. Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (Бригадный метод).

4.5. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

4.6.Интеллектуально - познавательная игра

«Мой сад»

4.7. Посадка комнатных растений черенками.

4.8. Уход за молодыми растениями.






1

1





1

1



1

1



1

1



8

1

7

0



Раздел 5 « Наши проекты» (8 часов)

5.1. Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов. (Индивидуально – творческая

работа)

5.2. «Наш цветник» Коллективная работа (макет).

5.3.Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке.

Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками. (По группам)

5.4. Проект декоративного оформления клумбы. (Макет или рисунок)

5.5. Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки)

5.6 Декоративное ограждение из цветных камешек . Практическая работа на участке



5.7 Выставка выращенных растений. «Мисс лепесток»

5.8. Презентация «Своими руками»

Фотоотчёт «Наши достижения»



1





1

1

1



1



1

1





1

1



8

0

8

0

Всего:

34

14

16

4











Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса



В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:

- виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам;

- особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт;

- особенности комбинированной посадки ;

- требования декоративных растений к среде обитания;

- сезонные изменения растений

Уметь:

- составлять правильно цветочные композиции;

- изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов;

- пользоваться простейшим садовым инвентарём;

- соблюдать санитарно-гигиенические при работе с растениями, инвентарём;

- осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение,

Прополка;

- прогнозировать результат



Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 2 класса:



Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации.



Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.



Личные: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.



Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.



Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.









Содержание программы

3 класс 34 часа

Зелёная лужайка ( 10 час ов)

Сбор растений для гербария. Выступление агтбригад «Защити цветок». Игра – викторина «Лужайка». Интеллектуальная игра «Зелёный патруль». Санитарно – гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. «Праздник цветов» ( музыкально – литературный праздник).

Экскурсии: весенняя экскурсия на природу, экскурсия в городскую оранжерею.



Мы – дизайнеры (11 часов)

Из истории возникновения клумб. Выращивание декоративных растений. Презентации. Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). Макет клумбы по индивидуальному проекту. Интеллектуально – творческая игра «Цветик – семицветик». Сказка и реальность (просмотр слайдов). Самое удивительное в мире растений ( просмотр слайдов). Правила формирования клумб. Клумбы. Дизайн клумб. Простые и сложные клумбы. Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.



Среда обитания (5 часов)

Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов. Свет и тень. Среда обитания. Друзья и соперники. Просто соседи. На земле, в воде.. По законам жизни.





Наш участок (3 часа)

Какая почва в саду. Практическое исследование. Исследование дневного освещения участка «Когда солнце, когда тень?» Как украсить наш участок? Макет оформлеия участка.





Расти, цветок! (5 часов)

Проверка семян на всхожесть. Посев семян. Правила ухода за растениями. Санитарно – гигиенические правила при работе на школьном участке. Высадка ростков в грунт «Здравствуй, цветок!» Бригадный метод. Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.









Учебно-тематическое планирование 3 класс- 34 часа



Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

экс

кур

сии

Раздел 1 «Зелёная лужайка» ( 10 часов)

    1. Экскурсия на природу .

    2. Сбор растений для гербария.

1.3. Выступление агитбригад «Защити цветок»

1.4. Игра – викторина «Лужайка»

1.5. Интеллектуальная игра «Зелёный патруль»

1.6. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке

1.7. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации.

1.8. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме.

1.9. «Праздник цветов» Музыкально – литературный праздник

1.10. Экскурсия в городскую оранжерею





1

1

1

1

1



1



1



1

1

























1


10

0

8

2

Раздел 2 «Мы – дизайнеры» (11 часов)

2.1. Из истории возникновения клумб.

2.2. Выращивание декоративных растений. Презентация

2.3. Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа).

2.4. Макет клумбы по индивидуальному проекту.

2.5. Интеллектуально-практическая игра «Цветик-семицветик».

2.6. Сказка и реальность Просмотр слайдов

2.7. Просмотр слайдов «Самое удивительное в мире растений.

2.8 Дизайнерское оформление участка. Просмотр слайдов.

2.9. Правила формирования клумб.

2.10.Клумбы. Дизайн клумб. Простые клумбы. (Презентация)

2.11. Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.










































11

1

1











1

1



1





1









6







1

1

1













1





1





5


































0


Раздел 3 Среда обитания. (5 часов)

3.1.Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов.

3.2. Свет и тень. Среда обитания..

3.3. Друзья и соперники. Просто соседи. Среда обитания.

3.4. На земле, в воде. Среда обитания.

3.5. «По законам жизни». Среда обитания.


1



1

1



1

1
















5

5

0

0

Раздел 4 «Наш участок» (3 часа)

4.1. Какая почва в саду. Практическое исследование.

4.2. «Когда солнце, когда тень?» Исследование дневного освещения участка.

4.3. Как украсить наш участок? Макет оформления.



1

1



1





3

0

3

0

Раздел 5 «Расти цветок» (5 часов )

    1. Проверим семена на всхожесть.

    2. Посев семян. Бригадный метод.

    3. Правила ухода за посевами. Бригадный метод.

5.4. «Здравствуй, цветок!»

Санитарно-гигиенические правила при работе на пришкольном участке. Высадка ростков в грунт. Бригадный метод.

5.5 Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.



1

1

1

1







1









5

0

5

0

Всего

34

18

14

2

























Требования к уровню подготовки обучающихся

3 класса



В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:

- правила выращивания растений для клумб в комнатных условиях;

- влияние климатических условий, освещённости, влажности на произрастание растений;

- правила правильного расположения клумб на участке;

- правила «содружества» цветов разных видов



Уметь:

- различать растения по видам;

- осуществлять полив, прополку клумбовых растений;

- правильно пользоваться простым инвентарём ;

- пользоваться литературными источниками;

- составлять простые проекты клумб, макеты;

- работать бригадой и самостоятельно



Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 3 класса:



Познавательные: умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.



Регулятивные: умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.



Личные : умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.



Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.



Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе,.







Содержание программы

4 класс 34 часа

Цветочный мир Земли (5 часов)

«Цветочный мир Земли» ( просмотр слайдов). Реальность и фантазия. Мифы и легенды о цветах ( роза, гиацинт, нарцисс). Какие бывают ботанические сады?

Экскурсии: экскурсия на природу, экскурсия на зеленстрой.





Ландшафтный дизайн ( 8 часов)

Виды ландшафтных композиций. Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. Дизайнерское искусство Японии. Дизайн садов Греции, Италии. Дизайн открытого пространства сада. Дизайн закрытого пространства сада. Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов». Макет «Сад моей мечты»





Планирование цветочного участка ( 8 часов)

Правила планирования цветочного участка. Проект участка в зависимости от типа местности и состава почвы. Лепка. Пластилин. Дизайнерское оформление участка.Макеты из разных материалов. «Солнечные» и «Тенистые» клумбы.( просмотр слайдов). Клумбы, расположенные на солнечной местности. Клумбы на тенистом участке. Цветовая схема клумб. Создание цветовых схем клумб.



Подарим жизнь (3 часа)

Выбор цветов для клумбы. Отбор семян. Посев семян. Правила безопасности при работе с инвентарём.

Уход за ростками.





Моя первая клумба (10 часов)

Планирование проектной деятельности. Конкурс разработок проектной деятельности. Лучший дизайнерский проект.Реализация проектов: «Королевство цветов», «Цветочная горка», «Школьный двор». Выбор материалов.

Подготовка участка к высадке ростков. Выбор дизайнерского оформления. Реализация проекта. Дизайнерский отчёт «Праздник первой клумбы»











Учебно-тематическое планирование 4 класс- 34 часа



Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

Раздел 1 «Цветочный мир Земли» (5 часов)

1.1 «Цветочный мир Земли». Просмотр слайдов.

1.2. Экскурсия на природу

1.3. Реальность и фантазия

Мифы и легенды о цветах (гиацинт, нарцисс, роза, гвоздика…)

1.4. Экскурсия на Зеленстрой

1.5. Какие бывают ботанические сады Просмотр слайдов.


1



1







1




1







1


5

3

0

2

Раздел 2 Ландшафтный дизайн. (8 часов)

2.1. Виды ландшафтных композиций. Просмотр слайдов.

2.2. Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна.

2.3. Дизайнерское искусство Японии.

2.4. Дизайн садов Греции, Италии.

2.5. Дизайн открытого пространства сада.

2.6. Дизайн закрытого пространства сада.

2.7 Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов»

2.8. Макет «Сад моей мечты»


1



1



1

1

1

1

















1



1



8

6

2

0

Раздел 3 Планирование цветочного участка (8 часов)

3.1. Правила планирования цветочного участка.

3.2. Проект участка в зависимости от типа местности и состава почвы. Лепка. Пластилин.

3.3. Дизайнерское оформление участка. Макеты из разных материалов

3.4. «Солнечные» и «тенистые» клумбы. (Просмотр слайдов)

3.5. Клумбы, расположенные на солнечной местности.

3.6. Клумбы на тенистом участке

3.7. Цветовая схема клумб.

3.8. Цветочная схема клумб. Создание цветовых схем.






















1









1



1

1

1




1



1













1























8

5

3

0






Раздел 4 «Подарим жизнь» (3 часа)

4.1. Выбор цветов для клумбы. Отбор семян, посев

4.2. Правила работы с инвентарём.

4.3. Уход за ростками.



1

1

1



3

0

3

0

Раздел 5 «Моя первая клумба» (10 часов)

5.1. Проектная деятельность. Планирование .

5. 2. Проектная деятельность. Конкурс разработок.

5.3. Проектная деятельность. Конкурс на лучший дизайнерский проект.

5.4. Планирование проектной деятельности.

5. 5. Реализации проекта

(«Королевство цветов», «Цветочная горка, «Школьный двор»). Материалы, сроки, помощники.

5.6. Подготовка участка к высадке ростков.

5.7 Выбор дизайнерского оформления

5.8 Реализация проектной деятельности.

5.9. Реализация проектной деятельности.

5.10. Дизайнерский отчёт «Праздник первой клумбы »


1



1

1



1

1





1

1

1

1

1



10

1

9

0

Всего:

34

13

19

2















































Требования к уровню подготовки обучающихся

4 класса



В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:

- виды почв;

- правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;

- виды ландшафтных композиций;

- правила ухода за цветочными участками;

- произрастание растений в разных климатических зонах;





Уметь:

- выполнять посадку растений;

- правильно пользоваться клумбовым инвентарём;

- создавать собственные проекты оформления участков;

- подбирать дизайнерское оформление

- подготавливать участок для посадки;

- реализовывать проекты



Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:



Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.



Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.

Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.



Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками..



Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.

Литература

Для учителя:



1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.



2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html

3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.



4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.



5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.



6. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.

7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.



8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.



9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.



10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.



Для обучающихся:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008



2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.



3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.























































Приложение 1



Контрольно – измерительные материалы



1 класс

1. Перечислите части растения:







2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:

Комнатные_____________________

Садовые_______________________



3. Перечислите основные условия жизни растений:





4. Напишите функции органов растений:

Корень-

Стебель-

Листья-

Цветок -

Плод с семенами-









































2 класс



1. .Какую роль выполняют растения в жизни человека?







2. Что такое гербарий?





4 Подпишите названия к цветковым растениям:





5. Какие санитарно – гигиенические правила нужно соблюдать при работе с цветами в саду?







6. Какие комнатные цветковые растения вы знаете:



__________________________________________________________________





























3 класс



1. Напишите названия растений парами по их способности жить на общей территории:






Друзья:





Соперники:








2. Перечислите названия цветковых растений по месту произрастания:



Лес:_____________________

Водоём:__________________

Пустыня:_________________

Поле:____________________

Луг:_____________________



3. В чём заключается уход за растениями?





4. Расставьте номера растений, которые правильно разместятся на простой клумбе:









































4 класс



1. Мифы и реальность:

1) Очень красивый юноша, который любовался только собой, превратился в цветок:________________

2) Королева, которая превратилась в цветок. Боги подарили цветку острое оружие от злых людей: __________________



2. Ландшафт какой страны изображён, подпишите:

_____________________________



3. Напишите не менее пяти названий клумбовых цветковых растений:

Светолюбивые __________________________________________

Тенелюбивые __________________________________________



4. Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название:















1


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ