Рабочая программа внеурочной деятельности Школа мастеров
Пояснительная записка.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования одним из приоритетных направлений урочной и внеурочной деятельности учащихся становится деятельность проектная. Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь школьников, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность в выполнении работы.
Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- направленные на достижении конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом;
- результаты в определённой степени неповторимы и уникальны.
Актуальность. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных государственных образовательных стандартов».
Содержание программы «Декоративное творчество» связано с содержанием смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, - которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Отличительные особенности данной программы. В отличие от существующих образовательных программ по технологии, рассчитанных на обучение детей начальной школы, разработанная программа направлена на продуктивную внеурочную преобразовательную деятельность и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга через проектную деятельность. Ведь в ходе освоения программы ребёнок, обучаясь, создаёт индивидуальные и коллективные сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные учащимися на занятиях. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения, полученные, несомненно, на уроках. А вот выполнение его наиболее продуктивно во внеурочное время. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения школьников по интересам, доброжелательного и уважительного общения друг с другом.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;
- формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно-прикладного искусства;
Развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое мышление младших школьников, повышать эффективность их обучения;
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности в течении 270 часов при условии организации занятий 2 часа в неделю.
Основной формой работы являются учебные знания. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведёт детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневными (проводится в конце каждого задания с целью обсуждения);
- постоянные (проводятся в помещении, где работаю дети);
- тематические (по итогам изучения разделов, тем);
- итоговые (в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей);
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Результаты освоения программы.
Освоение детьми программы «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных УУД у учащихся:
будут сформированы:
- учебно-познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены:
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научится:
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой;
Моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;
Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средствами массовой информации;
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
Более углубленному освоению понравившегося ремесла и изобразительно-творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Младший школьник получит возможность научиться:
Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.
Тематическое планирование.
Учебно-тематическое планирование (в целом).
№
Название раздела
Количество часов
всего
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Теор.
Прак.
Теор.
Прак.
Теор.
Прак.
Теор.
Прак.
I
Введение: правило
техники безопасности
4
1
1
1
1
II
Пластилинография
79
2
14
5
16
3
18
2
19
III
Бумагопластика
52
1
15
2
10
3
9
2
10
IV
Бисероплетение
77
1,5
18,5
1
18
3
16
3
16
V
Изготовление кукол
58
1
12
3
12
3
12
1
14
Итого
270
66
68
68
68
Учебно-тематическое планирование (по годам обучения).
1 год обучения.
№
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.
Прак.
I
Введение: правила техники безопасности
1
1
II
Пластилинография
16
1
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию»
1
1
2
Плоскостное изображение. «Подарки осени»
1
1
3
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке»
1
1
4
«Кактус в горшке»
1
1
5
Плоскостное изображение. «Рыбка»
2
2
6
«Натюрморт из чайной посуды»
1
1
7
Рельефное изображение. «Ферма»
2
2
8
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»
1
1
9
Божьи коровки на ромашке
1
1
10
Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»
2
1
1
11
«Ромашки»
1
1
12
«Совушка – сова»
1
1
13
«Снегурочка в зимнем лесу»
2
2
III
Бумагопластика
16
1
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».
2
1
1
2
Фрукты
2
2
3
«Чудо-дерево»
2
2
4
Птенчики
2
2
5
«Снегирь»
2
2
6
Новогодняя игрушка. Символ года
2
2
7
Открытка к Новому году
2
2
8
Праздничный салют
2
2
IV
Бисероплетение
20
1
Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
1
1
2
Знакомство с основными технологическими приёмами низания на проволоку.
1
0,5
0,5
3
Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утёнок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза и др.)
16
16
4
Низание крестиками
2
2
V
Изготовление кукол
13
1
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
1
1
2
Кукла на картонной основе
4
4
3
Композиция «В лесу»
4
4
4
Кукла – актёр. Аппликация. Пальчиковые куклы.
4
4
Итого: 66 часов
2 год обучения.
№
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.
Прак.
I
Введение: правила техники безопасности
1
1
Чему будем учится на занятиях. Цвет. Цветовой круг
1
II
Пластилинография
21
1
Полуобъёмное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»
5
1
4
2
Жанр изобразительного искусства – натюрморт. «Осенний натюрморт»
4
1
3
3
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Весёлый клоун»
4
1
3
4
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
4
1
3
5
Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрёшка»
4
1
3
III
Бумагопластика
12
1
История бумаги. Технология работы с бумагой
1
1
2
Цветы из бумаги
4
4
3
Снежинки
4
4
4
Новогодняя открытка
3
1
2
IV
Бисероплетение
19
1
Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».
4
4
2
Техника параллельного низания. «Бабочка»
4
4
3
Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта»
6
6
4
Бисерная цепочка с петельками
5
1
4
V
Изготовление кукол
15
1
Народная кукла. Русские обряды и традиции
1
1
2
Бесшовные куклы
7
1
6
3
Техника продевания. «Кукла-ремесленник», «Хозяйка-рукодельница».
7
1
6
Итого: 68 часов
3 год обучения.
№
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.
Прак.
I
Введение: правила техники безопасности
1
1
Вводное занятие
1
1
II
Пластилинография как способ декорирования
21
1
Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство в интерьере.
1
1
2
Фоторамка.
4
4
3
Подсвечник.
2
3
4
Ваза.
4
4
5
Объёмно-пространственная композиция «Сказочный город».
10
1
9
III
Бумагопластика
12
1
Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги
1
1
2
Конструирование из бумажных полос
5
1
4
3
Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приёмы работы.
6
1
5
IV
Бисероплетение
19
1
Техника «французского» плетения.
5
1
4
2
Бисерные «растения» в горшочках.
7
1
6
3
Объёмные картины. Панно, выполненное на проволоке.
7
1
6
V
Изготовление кукол
15
1
Сувенирная кукла
1
1
2
Оберег. Символика оберегов. Домовёнок
7
1
6
3
Кукла - шкатулка
7
1
6
Итого: 68 часов
4 год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.
Прак.
I
Введение: правила техники безопасности
1
1
Чему будем учится на занятиях.
1
1
II
Пластилинография
21
1
Панно из пластилина. Знакомство принципами работы.
1
1
2
Перенесение рисунка на прозрачную основу.
1
1
3
Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу
5
5
4
Тематические композиции. Творческо–поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
14
1
13
III
Бумагопластика
12
1
Смешанные базовые формы в бумажном конструировании
6
1
5
2
Завивка, закругления.
6
1
5
IV
Бисероплетение
19
1
Бисероплетение как способ оформления интерьера
1
1
2
Праздничные сувениры
9
1
8
3
Цветочные композиции, букеты.
9
1
8
V
Изготовление кукол
15
1
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
1
1
2
Работа над образом. Эскиз.
2
2
3
Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.
1
1
4
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
11
11
Итого: 68 часов
Содержание разделов и тем программы.
Первый год обучения (66 часов)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых сведений о простейших приёмах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, обучение организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности.
Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Плоскостное изображение. Подарки осени».
Понятие «натюрморт», «колорит».
Практическая часть. Освоение приёма «вливания одного цвета в другой».
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».
Создание выразительного образа посредством объёма и цвета. Свойства используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание).
Практическая часть. Сплющивание и разглаживание поверхностей в создаваемых объектах.
Плоскостное изображение. «Рыбка» .
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире с использованием техники пластилинографии.
«Натюрморт из чайной посуды».
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия путём сглаживания мест скрепления.
Рельефное изображение. «Ферма».
Создание сюжета в полуобъёме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочка», «Божьи коровки на ромашке».
Понятие «симметрия» (на примере внешнего вида бабочки в природе и в рисунке).
Практическая часть. Работа в технике «мазок пластилином» с плавным «вливанием» одного цвета в другой на границе их соединения. Создание рельефа.
Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Понятие «композиция» в пластилинографии.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объём и выступаю над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлинённых лепестков с использованием чесноковыжималки.
«Ромашки».
Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.
«Совушка – сова».
Стека как инструмент для лепки.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.
«Снегурочка в зимнем лесу».
Практическая часть». Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт детей
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ