Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьник»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное Автономное Оздоровительное Образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ленинская санаторная школа – интернат»











Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Школьник»











Составитель: Тарасова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов,

руководитель МО учителей начальных классов











Пояснительная записка

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того: что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы.

Цель: Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Задачи:

  1. Формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей

  2. Формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины», родной школе через приобщение к истокам и традициям.

  3. Воспитывать положительное отношение к труду, развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда

  4. Приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом.


Воспитательная работа в 1- 4 классах ведется по пяти направлениям:


  1. Нравственность

  2. Познавательная деятельность

  3. Гражданско - патриотическое

  4. Досуг

  5. Семья

Нормативно правовая база

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422);

Социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (ИМП МО РФ от 154.12.2002 г. № 30-51-914/16);

Закон «О защите прав ребенка»,

Концепция модернизации Российского образования на 2004-2008 гг. и на период до 2010 г. от 29.12.01. №1756-р.

Реализация программы «Школьник»

Данная программа направлена на создание и поддержание условий для накопления и обогащения опыта нравственного поведения путем организации их практической деятельности, гражданского самосознания и причастности к родным истокам, формирование умственного труда, участие в различных внеклассных мероприятиях, участие родителей в решении школьных проблем.

Программа ориентирована на занятия с детьми от 7 до 10 лет. Возрастные особенности детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Методическое обеспечение программы

Структура занятий предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путем разнообразных методических форм: диалог, развивающие игры, наблюдения, экскурсии, поездки, дискуссии, тренинги, чтение художественных произведений, беседы, викторины, КВН, сочинение историй, импровизации, мини- конкурсы, мини – соревнования, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование.

Занятия строятся путём создания проблемных ситуаций. Приоритетными методами организации деятельности служат практические, поисково-творческие, исследовательские работы. Способами работы являются как групповые, так и индивидуальные виды деятельности.

Классные часы проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю по 35- 40 минут.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами:

Модель выпускника

Направления

Критерии

Начальная школа 1-4 классы

Гражданские качества

  • Знание своих прав и обязанностей

  • Долг и ответственность перед семьей и школой

  • Осознанность своих поступков

  • Патриотизм

  • Правдолюбие

Нравственные качества

  • Понятие чести, достоинства

  • Выдержка

  • Умение жить в коллективе

  • Взаимопонимание и взаимовыручка

Интеллектуальные способности

  • Сформированный запас ЗУН

  • Использование ЗУН на практике

  • Понимание, что учеба - труд

Досуг

  • Умение рационально использовать время

  • Высказывать свое мнение

  • Стремление заниматься в кружках и секциях



Прогнозируемые результаты:

  • Приобщение школьников к истории своей семьи, школы, края

  • Расширение кругозора, интеллектуального уровня

  • Проявление уважительного отношения к старшим

  • Владение методами самовоспитания и самоконтроля

  • Проявление самостоятельности творческой деятельности

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МАООУ «Ленинская санаторная школа – интернат». Содержание программы внеурочной деятельности «Школьник», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

  • предлагать помощь и сотрудничество

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию

  • координировать и принимать различные позиции во

взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей

Участники программы:

  • Учащиеся

  • Классные руководители

  • Учителя предметники

  • Психолог, воспитатели, медицинский работник

  • Педагоги дополнительного образования

Программа «Школьник» педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Школьник» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.



  1. Нравственность

Цель: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

Задачи:

  • обогатить эмоциональный мир обучающихся нравственными переживаниями

  • сформировать нравственные чувства

  • вооружить знаниями о морали, раскрыть ее сущность

  • привить культуру, формировать навыки и привычки нравственного поведения

  • систематически накапливать и обогащать опыт нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности

  • организовать нравственное самовоспитания детей.

Основные понятия направления «Нравственность»: нравственный выбор, нравственная позиция (нравственные чувства, нравственное сознание), нравственное поведение, нравственное сознание нравственные ценности, жизненные ценности, самореализация.

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Понятие «Нравственное воспитание» достаточно широко. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья помочь в этом. Понятие «Нравственное воспитание» пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были непросто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья (Свадковский И.Ф. 1977, -11). Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

На современном этапе нравственность рассматривается как социальный закон, регулирующий взаимоотношения людей между собой; как способ найти компромисс среди совершенно разных людей; как механизм построения оптимистичного будущего с общечеловеческим содержанием.

Каждое из нравственных понятий выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у младших школьников целостной системы нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех сторон воспитания.

Дальнейшее развитие человека невозможно без осознания себя как носителя нравственности. Сначала нравственные действия дети осуществляют по внешнему побуждению. Оно исходит от субъектов образовательного пространства (их требования, авторитет, оценки), от мнения сверстников (соревновательный аспект), диктуется общественным мнением. А далее внешние побудители переходят в стадию действия по внутренним побуждениям – мотивам и определяются интересом, ответственностью, любознательностью, самоутверждением и т.д. Это процесс отражает этап личностного становления ребенка, когда зарождается внутренняя мотивация.

При этом сам ребенок выступает активным субъектом образовательного пространства. Он, согласно концепции Н.Е.Щурковой, вступает в целенаправленно организованное взаимодействие с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную.

Эффективность данного взаимодействия зависит от осмысленного наполнения педагогом всех видов деятельности нравственным содержанием, погружения школьника в систему истинно нравственного взаимодействия.


Нравственность

1 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

Мы школьники, а это значит

(Что такое школьная дисциплина)


Ж-л «Воспитание школьников» №2-2006 г.

Спутник кл. руководителя

2

Октябрь

Мис Кис – кис и Мистер Мяу


«Начальная школа» №5 – 2002 г..

3

Ноябрь

День Матери

Ж-л «Воспитание школьников» №8 – 2005 г.; «Начальная школа» №10- 2001 г

4

Декабрь

Ты и твои друзья


Спутник кл. руководителя

5

Январь

В гостях у Мойдодыра (правила опрятности и аккуратности)

Ж-л «Воспитание школьников» №6 – 2006 г.

6

Февраль

Мы в театре


Ж-л «Воспитание школьников» №3 – 2007г.

7

Март

Красота вокруг нас


«Начальная школа» №10- 2001 г.

8

Апрель

Здоровый сон


«Настольная книга кл. рук.»

9

Май

Школа вежливых наук

Саляхова «Настольная книга кл. рук.»;

Ж-л «Воспитание школьников» №8 – 2006 г.


2 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

Правила культуры поведения на улице, дома, в школе



Ж-л «Воспитание школьников» №1-4; 6-8 2005г; 6-10- 2004 г.

Спутник кл. руководителя

2

Октябрь

Ростки нашей дружбы

Ж-л «Воспитание школьников» №7 – 2003 г.;


3

Ноябрь

День Матери



Ж-л «Педсовет»

4

Декабрь

«Звездный час вежливости»


Саляхова «Настольная книга кл. рук.»; Ж-л «Воспитание школьников» №10 – 2002 г.

5

Январь

Правдивость, честность



Ж-л «Воспитание школьников» №2-7 – 2006 г.

6

Февраль

Жизнь дана на добрые дела


Спутник кл. руководителя, стр. 135

7

Март

Хлеб всему голова


Ж-л «Воспитание школьников» № 6 – 2002 г.;

9- 2004г.

8

Апрель

Такой незнакомый Я



Психолог школы

9

Май

Радоваться жизни самой

Саляхова «Настольная книга кл. рук.»;










3 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

О хлебе насущном замолвите слово


Ж-л «Воспитание школьников» №7; 2003 г.


2

Октябрь

Добрым быть совсем не просто



Ж-л «Классный руководитель» № 8 – 2006 г.

3

Ноябрь

Пути разрешения конфликтных ситуаций


Ж-л «Педсовет»

4

Декабрь

Книга – это друг, советчик



Ж-л «Воспитание школьников» №7 – 2007 г.

5

Январь

Как жить в согласии с людьми



Ж-л «Классный руководитель»

6

Февраль

Наши друзья птицы

Саляхова «Настольная книга кл. рук.»;


7

Март

Школа вежливых наук



Саляхова «Настольная книга кл. рук.»

8

Апрель

Основы этикета и искусства общения


Ж-л «Воспитание школьников» №1-6 – 2004 г.

9

Май

Что такое характер, темперамент?


Психолог школы









4 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

О товариществе и дружбе

Ж-л «Классный руководитель» № 2 – 2009 г.


2

Октябрь

Путь к себе


Ж-л «Классный руководитель» № 2 – 2009 г.; Психолог школы

3

Ноябрь

Счастливая семья



Ж-л «Классный руководитель» № 2

4

Декабрь

Пока не мернет свет, пока горит свеча (королевство дружбы, царство Доброты)


Ж-л «Классный руководитель» № 2

5

Январь

Человек живет среди людей

Ж-л «Классный руководитель» №2


6

Февраль

Хорошие манеры

Ж-л «Классный руководитель» №2


7

Март

Доброта вокруг нас


Ж-л «Классный руководитель» №2


8

Апрель

Жизненные ценности, или исккусство жить достойно

Ж-л «Классный руководитель» №2


9

Май

Совесть – это нравственная категория

Ж-л «Классный руководитель» №2









Литература

Журнал «Воспитание школьников» № 1-4,6-10, - 2005 г.; № 1-6, 6-10 -2004 г.; №2-8, 2-7 – 2006 г., №7 – 2003 г.; № 6-10 -2002 г.;№3,7 – 2007 г.; №8 -2005 г.

Журнал «Классный руководитель» №3 – 2004г.; №8 -2006.г.; №2 – 2009 г.

Журнал «Начальная школа» № 10 – 2001г.; №5- 2002 г.

Н.А.Максименко «Спутник классного руководителя» Издательство «Учитель»

Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя»
































  1. Познавательная деятельность

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в его жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н.Толстой

В организации внеклассной работы с младшим школьником большое значение имеют развлекательно – познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Для развития познавательной сферы деятельности в школе проводятся предметные вечера и предметные недели, интеллектуальные марафоны, турниры эрудитов.

Очень важно в начальной школе заложить ростки будущх побед, успехов, открытий. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Основная задача классного руководителя – развивать стремление к успеху, поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентрировать внимание на неудачах. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое отношение к кому – либо или чему – либо. Важно во внеклассной работе использовать материал, повышающий интерес к предмету, а также дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки, что создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся. Стараться формировать их средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врождённой любознательностью младших школьников. Занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд. Необходимо создавать для учащихся комфортную атмосферу, чётко организовать работу. Проводить интеллектуальные игры и расширять поле применения интеллектуальных способностей, знаний, умения работать в группе сменного состава, возможность блеснуть своей эрудицией, показать смекалку, умение соревноваться, развивать своё творчество.

Познавательная деятельность выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка. Каждый классный час наполнен богатым историческим материалом, энциклопедическими сведениями в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В процессе проведения мероприятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. Очень важно поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными за­претами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.















Познавательная деятельность


1 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

Самопредставление

Ж-л «Педсовет» № 5- 08г., №7- 2001г.


2

Октябрь

Игра «Моя любимая игрушка»



Ж-л «Педсовет» № 3- 06г.

3

Ноябрь

Стали мы учениками


Ж-л «Начальная школа» №5- 2001г.


4

Декабрь

Игра «Украшаем ёлку»



Ж-л «Педсовет» № 3- 06г, №9-2008 г.


5

Январь

Викторина «По дорогам сказки»

Подборка журналов «Педсовет»



6

Февраль

Газеты и журналы нашего дома




7

Март

Читательская конференция «Мои первые книжки»

Ж-л «Педсовет»№12-2008 г.



8

Апрель

Викторина « Родная природа»

Ж-л «Начальная школа» №4- 2002г.

9

Май

Смотр знаний «Королевство Буковки»

Ж-л «Завуч», Спутник классного руководителя, стр. 118








2 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

Читательская конференция «По страницам любимых сказок»


Ж-л «Педсовет» № 4- 05г.

2

Октябрь

«Тайны зеленой шкатулки»



Ж-л «Начальная школа» №12- 2008г.


3

Ноябрь

Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» (Беседа – игра «Барсики и Мурзики»)

Ж-л «Начальная школа» №5- 2009г.


4

Декабрь

Встречаем Новый год по -разному

Ж-л «Педсовет» № 10- 2000г, №9-2006 г.


5

Январь

Праздник первой оценки

Справочник классного руководителя


6

Февраль

Путешествие по Земному шару (карта мира)

Ж-л «Педсовет» № 5- 2006г



7

Март

Природа в произведениях Паустовского и Бианки



8

Апрель

«В городе дорожных наук»

Ж-л «Педсовет» № 4- 2008г.


9

Май

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»


Справочник классного руководителя









3 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

Викторина «Что растёт на грядке?»


Ж-л «Начальная школа» №5- 2002г.


2

Октябрь

«Я песню пою милой маме»


Ж-л «Педсовет» № 2- 2009г.



3

Ноябрь

«Легенды и были о собаках

Ж-л «Классный руководитель» №3- 2009г.

4

Декабрь

Конкурс новогодних игрушек и карнавальных масок

Ж-л «Педсовет» № 8- 2002г, № 9-2008г., № 3- 2006г.


5

Январь

«Все прфессии нужны, все профессии важны»

Ж-л «Педсовет» № 8- 2003г., №5-2001г., № 8- 2005г.


6

Февраль

«Рыцарский турнир»

Ж-л «Педсовет»№ 11- 2002г



7

Март

Путешествие по «Реке Времени»

Ж-л «Педсовет»№ 11- 2003г



8

Апрель

«День птиц»

Ж-л «Начальная школа» №12- 2008г, №3-2005 г, настольная книга кл. рук.- стр.128

9

Май

Читательская конференция «Школа и школьники в произведениях поэтов» (С.Маршак, А.Барто, И.Токмакова)







4 класс


Месяц


Тема

Литература

1

Сентябрь

Час общения « Мир моих увлечений»

Ж-л «Педсовет» № 8- 03г., №5- 2001г.,№8- 2005 г.


2

Октябрь

«Мы одна семья»


Ж-л «Педсовет» № 2- 2007г



3

Ноябрь

Путешествие в страну Знаек

Ж-л «Начальная школа» №7- 2003г.


4

Декабрь

Интересные факты всего мира

Книга рекордов Гиннеса



5

Январь

Люди мира и их открытия




6

Февраль

Мы за чаем не скучаем

Ж-л «Начальная школа» №12- 2008г


7

Март

Викторина «Растительный и животный мир Земного шара»

Ж-л «Педсовет» № 6- 2003г



8

Апрель

Игра «Скоморошина» или «Юмор в нашей жизни»

Ж-л «Педсовет» № 8- 2003г.


9

Май

Экскурсия в лето. Летние забавы.

Ж-л «Начальная школа» №4- 2003г., №5-2004 г.


Н.И.Дереклеева Справочник классного руководителя

Журнал «Начальная школа»№ 2001г., №4-2002 г., №12- 2008г., №5- 2009г., № 5- 2002 г., № 3- 2005 г., №7 – 2003 г.

Журнал «Классный руководитель» № - 2009 г.

Журнал «Педсовет» № 10- 2000г., №5- 2001 г., №8-2002 г., №1 -2003г., №11 – 2003 г., №2-2004г., №4- 2005г., №3- 2006г., №9-2006г., №2-2007 г., №4- 2008г, №12- 2008 г., №2- 2009 г.

  1. Гражданско – патриотическое воспитание

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

  • Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

  • Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные понятия направления «Гражданин»: право, закон, права и обязанности, правонарушения, преступления, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеучебной деятельности младших школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Деятельность классного руководителя акцентируется на проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.

Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к формированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско – патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота свой страны.

Данное направление представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Значимость изучения системы гражданско-патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина и патриота страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, дети не могут назвать имя, отчество прабабушек, прадедушек, плохо знают традиции и обычаи своего народа, не все ребята интересуются его героическим прошлым.

А ведь «… любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему …» (Д. С. Лихачев).

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, познавательные игры учащиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.








Гражданско – патриотическое воспитание


1 класс

Тема: «Наша страна и люди, которые в ней живут»

Задача: знакомить с общественно – политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма



Месяц


Тема

1

Сентябрь


«Мы теперь не только дети, мы теперь ученики


2

Октябрь

Беседы по разбору типичных случаев конфликтов в классе.

Создание правил жизни класса


3

Ноябрь

«Россия – Родина моя!» (Лирико – поэтический час)


4

Декабрь

Беседа « У ребенка есть права»


5

Январь

Разучивание игр с хороводами


6

Февраль

О солдатах и генералах


7

Март

Экскурсия – поездка в музей г. Кудымкара

8

Апрель

Праздники для всей семьи (Путешествие по календарю)


9

Май

«О тех, кто мир нам подарил»












2 класс

Тема: «Россия – Родина моя»

Задача: знакомить с общественно – политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма



Месяц


Тема

1

Сентябрь


Освоение социальных ролей коллективных классныз дел

2

Октябрь

Моё и чужое в школьной жизни


3

Ноябрь

«Наша страна Россия» (конкурс чтецов стихов)


4

Декабрь

Правила в жизни школьника


5

Январь

Беседа «Имена улиц города»


6

Февраль

«Наша Российская Армия»


7

Март

Беседа «История Урала в сказках»

8

Апрель

О людях нашей страны (Путешествие по страницам журналов)


9

Май

Библиотечный урок «Ваши права, дети»














3 класс

Тема: «Россия и россияне, наше Отечество»

Задача: знакомить с жизнью страны, развивать чувство патриотизма



Месяц


Тема

1

Сентябрь


Знания нужны мне и моей стране

2

Октябрь

Освоение социальных ролей в коллективных классных делах


3

Ноябрь

«Моё Отечество!»Заочная экскурсия по городам и сёлам


4

Декабрь

«Только трусы с дураками спор решают кулаками»


5

Январь

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок»


6

Февраль

Защитники Родины моей (Лирико – поэтический час)


7

Март

Правовые документы в жизни человека

8

Апрель

Путешествие – экскурсия в музей г.Кудымкара


9

Май

«Звучи, памяти набат!» (Вахта памяти)
















4 класс

Тема: «Наше современное общество и наша страна»

Задача: знакомить с изменениями в общественно- политической жизни страны, развивать чувство патриотизма



Месяц


Тема

1

Сентябрь


«Вместе – дружная семья»

2

Октябрь

Освоение социальных ролей в коллективных классных делах


3

Ноябрь

«Россия – мы дети твои!» (утренник)


4

Декабрь

Международные правовые документы


5

Январь

Беседа «исторические личности на Урале»


6

Февраль

«В память о юных героях – антифашистах»


7

Март

Путешествие – экскурсия в музей г.Кудымкара


8

Апрель

Какое оно, наше общество? (диспут)


9

Май

Вспомним героев своих!



Литература


О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Я – гражданин России»

Журнал «Воспитание школьников № 6 – 2001 г.

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»






  1. Досуг

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

  • Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

  • Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг является важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь реализовать то лучшее, что в нём есть. Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля в самореализации и самореабилитации. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а нее толко профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребёнка.

  • В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

  • Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в своболде, независимости;

  • Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит – растут;

  • Досуг удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

  • Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.

Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей. В процессе досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.


1 класс

Тема: «Организация досуга – это большая работа, даже искусство, которому стоит научиться»»

Задача: Развивать фантазию, творчество,воспитывать чувство коллективизма



Месяц


Тема

1

Сентябрь


Путешествие в осень

2

Октябрь

Загадки, пословицы на тему осень


3

Ноябрь

В гостях у доктора Айболита


4

Декабрь

Письмо Снегурочке


5

Январь

День рождения – веселый праздник


6

Февраль

Сказки водят хоровод


7

Март

Утренник «Моей мамочке пою»


8

Апрель

Из Букваринска в страну Литературию


9

Май

Занятие по ППД «Светофорик»




2 класс


Месяц


Тема

1

Сентябрь


Путешествие в золотую осень

2

Октябрь

Игра – викторина « Кто живет в лесу»


3

Ноябрь

Чистота – залог здоровья


4

Декабрь

Украсим ёлочку


5

Январь

Именины, именины…


6

Февраль

КВН по сказкам


7

Март

Огонёк «Воспеваем и говорим о маме»


8

Апрель

Книга – твой дучший друг


9

Май

Занятие по ППД «Мы пассажиры»


















3 класс

Задача: Свободное общение – приятное время провождение


Месяц


Тема

1

Сентябрь


В гостях у Лесовичка (Игры, стихи…)

2

Октябрь

Экологическая игра


3

Ноябрь

Игра «чистым будь, опрятным будь»


4

Декабрь

Обмен информацией о праздновании Нового года. Веселые старты 3-4 классы

5

Январь

Сюрпризы на именинах


6

Февраль

КВН по литературным героям


7

Март

Чаепитие. Конкрс «Девочки, для вас поем»


8

Апрель

Интеллектуальная игра «Ума палата»


9

Май

Игра «Разрешается – запрещается» (По правилам ДД)


















4 класс

Задача: Познакомить с народными традициями. Развивать культуру общения.


Месяц


Тема

1

Сентябрь


В гостях Лесовичка (игры, костер…)

2

Октябрь

КВН по теме «Животный и растительный мир Прикамья»


3

Ноябрь

Откуда берутся грязнули?


4

Декабрь

Праздник Рождества. Веселые старты 3-4 классы


5

Январь

Именины, именины. Что означает твоё имя, твой гороскоп?


6

Февраль

КВН по сказочным былинам и сказкам


7

Март

Утренник 8 марта – Женский день


8

Апрель

Интеллектуальная игра «Ума палата». Масленица


9

Май

Огонёк «Переходим в 5 класс»



Литература


М.А.Бесова «Шутки, игры, песни вокруг нас вместе» Ярославль Академия К- 2000г.

Журналы «Педсовет» (подборка)

С.В.Зайцева «На досуге. Игры в школе, дома, во двор» Ярославль Акаднмия К – 1998 г.

«Игры и развлечения в группе продленного дня» Москва Просвещение – 1983г.






  1. Семья

Цель: Организация совместной деятельности, направленной на развитие и раскрытие лучших качеств и свойств ребёнка

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

  • Способствовать сплочению семьи, установлению взаимоотношения родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формирование их совместной деятельности и общения.

Основные понятия направления «Семья»: семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого сообщества, кроме сообщества семьи, так точно определяющего закономерности формирования будущего человека. Именно там закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье.

Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются: выбор слов, организация в семье досуга, отношения с ребенком, друзьями и соседями, и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение. Именно потому, что он услышал, увидел и почувствовал это от людей, которым доверяет. Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников, так как опыт ребенка, приобретенный непосредственно в семье, становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему социуму, людям.

Но, в настоящее время, зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучной) воспитание может быть деформированным. Это обусловлено следующими факторами:

  • педагогическая неграмотность и бескультурие родителей;

  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

  • возникновение конфликтной ситуации в семье;

  • аморальный образ жизни родителей;

  • отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

Данные факторы, как по отдельности так и несколько вместе взятых, в последнее время имеют очень широкое распространение в современных семьях. Например, с каждым годом возрастает количество семей находящихся в социально опасном положении, попавших в трудную жизненную ситуацию, растет число и правонарушений среди подростков. Все это, прежде всего, напрямую связано с неблагополучием в семьях.

Только семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей ежедневно остается всего лишь 17 минут. И за эти минутки мама и папа должны успеть позаботиться о ребенке, проявить по отношению к нему свою любовь, внимание, ласку. Но, как правило, именно на это и не хватает времени. За 17 минут родители успевают вынести только порицания за плохое поведение или полученную отрицательную отметку. А трагедия человека – с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия влечет за собой равнодушие и нелюбовь родителей, так как их мнение для ребенка имеет большое значение.

Благодаря эмоциональной связи, любящие детей и понимающие свои обязанности родители, с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей, что в последнее время также стало актуальной темой. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, от верно выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни.

Поэтому на родительских собраниях, проводимых в различных формах, затрагиваем вместе с родителями различные стороны воспитания и обучения детей, вопросы построения детско – родительских взаимоотношений, устанавливаем партнерские, доверительные отношения между участниками взаимодействия, создаем атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Работу с родителями можно разделить на две части:

  • Работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;

  • Работа с группами родителей в форме коррекционно – развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель – ребёнок.

Родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно – воспитательного процесса в школе и классах. Родителей можно привлечь к проведению разовых классных часов. Они могут принимать участие в работе жюри на конкурсах, соревнованиях. При этом классный руководитель не должен забывать и о поощрении родителей. Это могут быть благодарственные письма, медали…

Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания

  • Индивидуальные и тематические консультации с родителями

  • Практикум

  • Педагогическая дискуссия

  • Совместные мероприятия

  • Письма

  • Индивидуальные беседы, звонки

  • День открытых дверей

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.



Методы изучения семьи:

  • наблюдение

  • беседа

  • тестирование

  • анкетирование

  • деловая игра

  • тренинги

  • материалы детского творчества.

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают,  что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

«Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин,- заключает В.А. Сухомлинский, утвердивший в своей школе культ матери,- потому что    они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации». Духовный человек - это, прежде всего, результат семейного и общественного воспитания.

Школа обязана содействовать развитию семьи.





Семья

Месяц

Название

Задачи мероприятия

Результат

Сентябрь




Октябрь




Ноябрь




Декабрь




Январь




Февраль




Март




Апрель




Май




Список литературы, используемой для написании программы

  1. Архарова Л.И. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.

  3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

  4. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.

  6. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

  7. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.

  9. Максименко Н.А. «Спутник классного руководителя» Издательство «Учитель»,2007г.

  10. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  11. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя»-М. Глобус, 2007г.

  12. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.

  13. Подборка журналов «Начальная школа», «Классный руководитель», «Педсовет», «Воспитание школьников»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ