Разработка урока по русскому языку 3 класс «Слово и его значение. Антонимы»
МОУ «СОШ п.Заволжский Пугачёвского района Саратовской области»
Разработка урока по русскому языку
3 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»
( разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)
Урок разработала: Ханина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Заволжский»
1 категории
п. Заволжский 2014г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода
Тема
Слово и его значение. Антонимы.
Цель темы
• Актуализировать умения:
- определять и подбирать антонимы;
- строить предложения, используя антонимы.
Научить:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;
- подбирать и писать антонимы к словам;
- распознавать и правильно употреблять в речи антонимы;
- развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; - писать пословицы, используя антонимы;
- заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании;
- адекватно воспринимать оценку своих действий;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;
- создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Основное содержание темы, термины и понятия
Представление об антонимах.
Термины: антонимы, противоположны.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
— подбирать и писать антонимы к словам;
— писать пословицы, используя антонимы;
— заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании.
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к родному языку. Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. - адекватно воспринимать оценку своих действий.
Познавательные:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение. Коммуникативные:
-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литературное чтение
Технология
Музыка
ОБЖ
фронтальная
в парах
индивидуальная работа
-Уч. Русский язык 3 класс, ч.1, стр.76,
-Рабочая тетрадь по русскому языку, ч.1, стр.64
Методическое пособие «Русский язык с поурочными разработками», 3 класс. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, «Просвещение» М., 2012.
- Интернет-ресурсы (музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова);
- компьютер, проектор, демонстрационный экран; - информационные средства: УМК учителя (презентация фрагмента урока в формате программы Power Point), - раздаточный материал, карточки со словами, пословицами (приложение).
Этап урока
Содержание урока
Характеристика
деятельности учащихся и учителя
УУД
I этап. 6 минут Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы
« Слово и его значение. Антонимы»
Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Приглашаю я вас путешествовать
Знания приобретать и совершенствовать.
-Сегодня мы продолжим познавательную игру - виртуальное путешествие по океану «Слово и его значение» на парусной яхте «Мечта» и посетим один остров, а как он называется, вы узнаете чуть позже.
- Что нам понадобится для нашего круиза? (Навигационная карта, учебник - путеводитель, тетрадь для наблюдений, форма и, конечно же, наши знания.)
- Итак, юнги, надеть бескозырки! Вы - моя команда, я - ваш капитан.
- А чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.
Пальчиковая гимнастика
Волны - Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это — море.
Чайки - Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте и опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
Бинокль - Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.
Подзорная труба - Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу —
Влево, вправо, за корму.
Согрейте свои ладошки. Поделитесь теплом с соседом. (Желают друг другу успехов. Попутного ветра)
-Я вам желаю с хорошим настроением приняться за работу.
Настроение каково?
Во!
Кто за приключения?
Все без исключения!
Главное умение – определять различные значения слов и правильно их употреблять. Ему должны мы научиться.
Обещаем на уроке креативно потрудиться!
Минутка чистописания.
Откройте свои тетради для наблюдений и красиво запишите дату нашего отплытия.
У каждого из вас своё упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что вам нужно прописать.
-Напишите одну строку. Те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут прописать только полстроки, но очень старательно и аккуратно.
-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.
Проверка д/з и повторение ранее изученного.
Наше плавание продолжается. Посмотрите, что у нас остаётся справа по борту? (Остров «Синонимы»)
Мы исследовали его вчера. Что вы узнали на нём? Что такое синонимы? (Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. Синонимы – это слова – «друзья», или «приятели»)
Какими частями речи могут быть синонимы? (Любой)
Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной)
Проверим д/з: игра «Лови – назови» (Кидаю спасательный круг)
Кухня – камбуз
Зал – кают-компания
Балкон – мостик капитана
Спальня – каюта
Повар – кок
Мыть палубу – драить
Отплывать – отчаливать
Морские разбойники – пираты
Лестница – трап
Начальник морского судна – капитан
Нательная рубашка – тельняшка
Фуражка без козырька - бескозырка
Учитель настраивает детей на нужную волну урока.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
II этап. 7 минут
Учебно-познавательная деятельность
Цель – формирование у учащихся представления об антонимах
Открытие нового. Тема урока. Задачи.
Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение - загадку.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять… Н. Найденова (Ветер.)
Проблемная ситуация
Есть ли в стихотворении слова – синонимы? (Здесь их нет.)
- Правильно.
- Может быть кто-нибудь вспомнит, как называются эти слова? Мы знакомились с ними во 2 классе? (Эти слова называются «антонимы».)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О словах-антонимах.)
Сформулируйте тему нашего урока (Антонимы.) Запишите её в тетрадь наблюдений. Наша яхта приближается к острову, который называется «Антонимы».
Этот остров таит много интересных загадок, явлений, которые мы попробуем отгадать, обследовав его.
Что хотите узнать об антонимах? (Узнаем, какие слова называются антонимами. Для чего нужны антонимы в речи.)
Чему будете учиться на уроке? (Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)
-На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.
- Наша яхта у цели. Высаживаемся на остров, начинаем движение по нему.
Слайд 5
Учащиеся путём предположения, отгадывания загадки, формулируют тему урока.
Дети слушают и отгадывают загадку. Ищут синонимы, антонимы.
Слайд 6
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
III этап. 22 минуты Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи
Работа по теме. Определение признаков антонимов.
Но что это на песке? Бутылка, видно кто-то побывал здесь до нас и оставил послание.
(Читаю) «Уважаемые путешественники. Вас наверное интересует, что означает название острова. Что такое «Антонимы». Слово это наше, греческое, а что оно значит, вы узнаете, если с нашей помощью его исследуете. «Антоним» сравните со словом «Синоним». «Син» - один, «онима» - имя - «синоним» -одноимённый.
«Антоним» - «онима» - имя.
А значение слова «анти» назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Догадались, какое значение имеет приставка анти - в этих словах? «Против" – противоположный.
Значит, антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.
А чтобы утвердиться в правильности нашего предположения, откройте учебник – путеводитель на странице 76. Найдите «Узелки на память», прочитайте правило. Прочесть – одно, а вот запомнить…
Давайте его зарифмуем:
Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны! (В.А. Синицын)
Упражнение в подборе антонимов.
Вот теперь можно продолжить исследование острова.
На нашем пути «Поляна рассыпанных пословиц». Вам необходимо их собрать, объяснить смысл, чтобы продолжить путь.
-Работать будем в парах. Напоминаю, что в диалог в паре должен вестись вполголоса. О завершении работы мне сигналят ваши поднятые руки. Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны. (Работа в паре, пословицы разрезаны)
Мир строит, а война разрушает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Горьким лечат, а сладким калечат.
-Теперь проверим, что у вас получилось.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Запишите одну понравившуюся. (Один ученик работает у доски.)
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
-Найдите и назовите антонимы. На какие вопросы они отвечают? (Антонимы отвечают на один и тот же вопрос.)
-Определите и запишите часть речи у антонимических пар.
Проверьте себя по слайду.
-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс – минус, кто не смог справиться – минус.
-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи? (Любой)
-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
-И что же мы с вами видим?
Пираты оставили свой сундук.
-Давайте посмотрим, что в нём? Загадки.
Чтобы их отгадать, необходима смекалка.
Я - антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
Я -антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …..(зима)
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ……(тишина)
Молодцы! Запишите их парами в тетрадь. (Зной-прохлада, лето-зима, шум-тишина.)
А теперь понадобится ваше внимание.
Самостоятельная работа.
-К картинкам из сундука нужно подобрать слова-антонимы. (Взаимопроверка)
Надо помнить, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонент значения: лежебока — труженик (отношение к труду); зима — лето (отношение к времени года). Без общего компонента значения антонимов не бывает. Ср.: горячий — невкусный и горячий — холодный, длинный — тяжелый и тяжелый — легкий .
-Молодцы!
-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть. Физминутка - игра «Делай все наоборот»
Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. }2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. }2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) ----------------------- влево. }2 р.
7) Закройте глаза (откройте) }2 р.
8) Привстаньте.
9) Присядьте.
Спасибо. Садитесь за парты.
-Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.
Молодой лето
Север юг
Зима старый
Толстый тонкий
Наблюдение за ролью слов – антонимов в тексте.
И снова вперед, за приключениями-знаниями.
-На нашем пути встала Пещера волшебных превращений. Работа в паре.
Откройте РТ на стр.64. Найдите Упр.107. Выберите текст-описание под буквой Б. Замените выделенные слова антонимами. (Устная проверка.) Что изменилось в тексте?
Какую роль играют антонимы в русском языке? (Могут изменить текст. Делают нашу речь богаче, красивее или образной и выразительной.)
- Всегда ли вам было легко подбирать антонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (Спросить у
взрослых, посмотреть в словаре)
Где можно найти слова антонимы? (В словаре антонимов.)
Правильно, словарь антонимов в конце учебника на стр.157. Рассмотрите, полистайте. Вы можете воспользоваться его подсказками при выполнении д/з.
Ученики в ходе работы определяют, что такое антонимы. Делают выводы.
Учитель помогает детям делать в правильной форме умозаключения.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Познавательные:
- в ходе практической работы наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; узнать их название; сравнить их с синонимами; учиться подбирать пары к словам; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре,
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения.
Регулятивные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Регулятивные:
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
. IV этап.2минуты Рефлексия деятельности
Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний
- Наше путешествие по острову подходит к концу и нам пора возвращаться. Нас ждут дома. Пора подвести итог.
Рефлексивный экран.
- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Сейчас я проверю, чему вы научились.
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ...(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ...(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ...(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : ...(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : ...(конец)
Хорошо! Молодцы!
Не дорого начало, похвален конец.
Слайд 18
Дети проводят самооценку,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни.
Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Vэтап. 3 минуты
Контроль деятельности ученика . Домашнее задание
Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
Домашнее задание (по выбору)
- Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?
- Итак, домашнее задание.
В учебнике на с. 76выучить правило.
По выбору возьмите карточки по своим силам.
Жёлтая карточка – Учебник с. 77 Упр 123; РТ с.64 Упр.107(А)
Зелёная карточка – учебник с.77 Упр.124
Синяя карточка – на Диске Тема 10, № 2 или выучить три пословицы, в которых встречаются антонимы (по желанию).
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Самооценка учащихся.
Выставление отметок.
Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы.
Звучит музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова
Учитель даёт инструктаж по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор, наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома.
Слайд 19
Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Используемая литература:
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: (, «Просвещение», 2012 .- (Перспектива)
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс в 2 ч. – М.: (, «Просвещение», 2012 .- (Перспектива)
Коваленко В. И. Школа физкультминуток(1 – 4 классы) – М.: ВАКО, 2007.-208 с. – (Мастерская учителя)
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками». 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина - М.: «Просвещение» 2012 – 192 с. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: «Академия развития»,1998. – 208 с. – (Серия: «Мои первые уроки»)
Цифровые ресурсы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/4250.html
http://www.rusedu.ru/detail_15522.html
http://www.childtoys.ru/razvivayushhaya-igra-antonimy-v-poslovicax/ пословицы
Фон: http://fotki.yandex.ru/users/tais-ja/view/473260?page=0
yoursmileys.ru/p-captain.php
Oleg_Gazmanov_-_Ti_moryachka_ya_moryak_(get-tune.net)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ