Риторика 1 класс "Благодарность"
Риторика.
Тема: Благодарность.
Цель:
– научить детей уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации;
– научить детей благодарить за подарок;
– развивать умение выражать благодарность в различных ситуациях.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
Чтение стихотворения И. Токмаковой. 1 2
Дети хором произносят пропущенные слова.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас ... (благодарят).
Но молчит она, как рыба,
Вместо каждого ... (спасибо).
– Что за слова мы сейчас назвали?
– Какие ещё слова благодарности вы знаете?
– Для чего они нужны?
– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
Работа по учебнику. 1 3 1
1) – Откройте свои учебники на с. 54. Прочитайте слова благодарности.
– Кто изображён на рисунках на с. 55 и 56?
– За что Буратино мог благодарить Тортилу?
– Мальвину?
– Папу Карло?
– Пьеро?
2) – Папа Карло продал свою куртку, чтобы купить букварь. Как Буратино должен поблагодарить папу Карло?
– Что ответит ему папа Карло?
(«Большое спасибо, папа Карло, за букварь!
– Пожалуйста. Учись хорошенько, сынок».)
3) Аналогичная беседа проводится по другому рисунку на с. 56. Дети понимают, что иногда вполне достаточно выразить свою благодарность словом «спасибо» и что поблагодарить надо и тогда, когда то, что тебе предлагают, не очень тебе нравится (см. рис. на с. 56).
4) Дети разыгрывают две-три предложенные ситуации, используя разные способы выражения благодарности. Можно провести это задание в виде игры-конкурса, где победителем окажется тот, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит.
5) – Вы, конечно, любите получать подарки. А умеете ли вы их принимать?
– Посмотрите на с. 57. Кто изображён на рисунке?
– Вспомним стихотворение К. Чуковского «Муха-цокотуха». Кто в стихотворении принимал подарки?
– А какой была причина торжества?
– Как Муха могла бы поблагодарить блошек? Выберите ответ-благодарность, который показался вам самым вежливым. Слушайте и выбирайте:
● Муха рассматривает сапожки и говорит:
«Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить».
● Муха держит в руках сапожки и говорит:
«У меня уж есть сапожки.
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе».
● Муха примеряет сапожки и говорит:
«Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки!
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору».
– Прочитаем стихотворение К. Чуковского (с. 57).
6) С подарком можно поступить по-разному, например:
● Ставишь мёд на стол для гостей.
● Прячешь мёд подальше.
● Перекладываешь часть мёда из банки в красивую вазочку и ставишь его на стол для гостей.
– А как бы вы поступили? Как бы вы поблагодарили Бабушку-пчелу за подарок?
– Кто ещё пришёл на день рождения Мухи? (Комарик, Бабочка, Кузнечик.)
– Что каждый из них принёс в подарок? Как Муха поблагодарит их?
Что они скажут в ответ?
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Разыгрывание ситуации 3 3 2
– Вам неожиданно принесли на день рождения два одинаковых подарка. Как вы будете себя вести? Что вы скажете? (Можно предложить разыграть эту ситуацию несколько раз и сравнить предложенные варианты.)
2. Чтение стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой»
Несли мы облако с собой:
Букет сирени голубой. <...>
Взглянула Надя на сирень:
– Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть,
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
Ну Наденька!
Ну скромница!
Мы не могли опомниться.
– Как вы думаете, вежливо ли заказывать подарки? Почему говорят:
«Не дорог подарок, дорого внимание»,
«Дарёному коню в зубы не смотрят»?
3. Работа по учебнику. 3 1
– Посмотрите на с. 58.
– Кто изображён на рисунке?
– Что принесли коту Леопольду?
– Как он будет благодарить за каждый подарок?
– Что ему ответят?
– Как поблагодарил кот Леопольд за ненужный подарок?
1) – Карлсону принесли три подарка.
Дети разыгрывают одну-две ситуации.
2) – Помните ли вы сказку Андерсена «Свинопас»? Принц прислал в подарок принцессе дивную розу и сладкоголосого соловья. Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала. «Фи, папа, – сказала принцесса, – она не искусственная, а настоящая!» И о соловье, который сразу чудесно запел, принцесса спросила: «Надеюсь, птица не настоящая?» И когда она узнала, что птица настоящая, сказала: «Так пусть она летит!» – и не позволила принцу явиться к ней.
– Чем закончилась сказка? Как была наказана принцесса?
– А как бы вы поблагодарили принца за подарок?
Разыграем сценку с участием императора, принцессы, придворных.
4. Сказка «Город Спасибоград» 2
– За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город Спасибоград. В этом городе живут удивительные люди. Они сказочно вежливые.
А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на Вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
(Н. Юсупов.)
– Почему город так называется?
– Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми (невежливыми) людьми?
– А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?
ТОУУ
В течение всего урока удачно разыгравшим ситуации детям можно предложить по алгоритму самооценки оценить свою работу.
ΙV. Итог урока
– Как вы понимаете пословицу «Жив буду – не забуду»?
– Герои каких сказок могли бы так выразить свою благодарность? (Иванушка – Коньку-Горбунку, царевич Елисей – ветру, старик – золотой рыбке и т.д.)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ