Риторика 1 класс "Как построен текст. Начало – конец"
Тема: Как построен текст. Начало – конец. (2 урока.)
Цель:
– даём представление о структурных частях текста – начале, концовке, основной части;
– помогаем осмыслить и употреблять начало – концовку как части текста.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
ТОУУ (тех-ия оц-ия уч-ых ус-ов)
Ι. Актуализация знаний
– Что мы с вами уже узнали о тексте?– Мы узнали, как оформляют запись текста с красной строки в его начале. Но вы, наверное, заметили, что в книгах с красной строки начинается не только первое предложение текста, но и первые предложения частей текста.– Что это за части? 1 3– Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2) представлять информацию в виде схемы;3) выявлять сущность, особенности объектов;4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;6) ориентироваться на развороте учебника;7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
ΙΙ. Открытие нового знания
Работа по учебнику. 1 3 2 1
1. Анализ частей текста.
– Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 42.– Сколько частей выделено в тексте?
– Посмотрите названия частей текста – они записаны справа.– Исправьте эту запись, сделайте её более точной (начало – против этой части, концовка – последнее предложение).– Найдите начало текста, прочитайте. Что вы из него узнали?– Где основная часть текста, в которой говорится об основных событиях? Что вы узнали из неё?– Прочитайте концовку. О чём в ней идёт речь?– Итак, в каждом тексте можно выделить три части: начало, основную часть, концовку. Например, в рассказах, сказках начало нередко показывает, где происходит действие, когда, какие герои участвуют в событиях; основная часть рассказывает самое важное, а концовка – чем всё закончилось.– Вспомните, как в записи оформляют начало текста.– Каждую часть текста записывают с красной строки. Какие предложения в тексте рассказа также должны быть записаны с отступом? Запишите концовку с красной строки.
2. Определение частей текста.
– У меня для вас интересное задание, которое поможет вам проверить себя: видите ли вы все части текста – начало, основную часть и концовку?– На с. 42 внизу есть все три части одного текста, но они даны не по порядку. Ваша задача – выстроить части текста по порядку. Сначала прочитайте каждую часть.– Где начало? Какое слово подсказало, что это начало?– Где основная часть?– Чем же закончился рассказ? Получил ли отец спички?
– Озаглавим получившийся текст. («Как сын покупал спички».)
Дети выполняют упражнение на с. 43.
– Когда вы собирали текст про то, как сын спички покупал, многие сразу догадались, где начало. И очень хорошей подсказкой оказалось первое предложение. Сейчас прочитайте начальные и последние предложения из различных текстов и определите, где начальное предложение, а где последнее.
Дети выполняют упражнение на с. 44. Учитель ориентирует их на понимание смысла предложений, а также помогает им увидеть те слова, которые указывают на начало или концовку («однажды», «жила-была», «вот», «да только», «с тех пор»).
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа по учебнику. 2 1 2 2
1. Задание на с. 45 и 46 дети выполняют самостоятельно в классе.
Концовка рассказа «Сёмка и Мороз» у автора:
«Ну, – говорит, – коли так, катайся себе на здоровье!»
2. Сочинение по сюжетным рисункам на с. 50.
Возможный вариант истории:
«Жила-была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.
Вот однажды повела мама-курица своих деток на прогулку. Впереди важно курица вышагивает, корм высматривает, а за ней цыплятки по дорожке бегут.
Остановилась мама-курица у чёрной трубы, которую на дорожке кто-то бросил, и смотрит по сторонам: нет ли опасности её дорогим деткам?
А дорогие детки шмыг в трубу!
Оглянулась мама и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные
цыплята или воронята? Заволновалась курица, закудахтала: «Куд-куда! Куда подевались мои дети?» А самый боевой цыплёнок отвечает: «Это мы твои дети, просто мы в трубу залезли...»
Пришлось курице целый вечер отмывать цыплят от сажи».
Дополнительный материал.
– Кто из вас любит играть? В какие игры?– С чего начинаются многие игры? Как вы определяете, например при игре в прятки, кому водить?– Какие считалки вы знаете?
Дописывание и сочинение считалки (с. 47–49).
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Что помогает определить начало и конец текста?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ