Тренировка дифференцированности восприятия 1 Класс

Тренировка дифференцированности восприятия.


Русский язык


1.« Поиск буквы среди других»

Например, буква А затерялась среди других и её надо отыскать, как девочку Аню, затерявшуюся в толпе.

2. «Отыскание букв, которые сами не звучат, а на другие влияют (Ь, Ъ)». Ученикам даётся текст, в котором они ищут эти буквы и пытаются произнести слово с «незвучащей» буквой и без неё. Затем учитель читает слова, в которых ученики различают наличие или отсутствие мягкого или твёрдого знака.

3. «Различение движений».

Различение движений губ при произнесении звуков, движений руки при написании в воздухе букв, писание букв под диктовку направления и формы движения.

Различение через дифференцировку направленности движения при написании букв - попытка писать их правой и левой рукой, с закрытыми глазами, ногой чертить по полу.

Построение по алфавиту – сначала по именам, потом по фамилиям, а затем и по тем и по другим показателям, с учётом и первой, и второй и остальных букв в имени.


Математика


  1. «Различение количества при зрительном предъявлении материала». Учитель пишет на доске для сравнения два числа с разным количеством цифр, два слова с разным количеством букв, и просит учеников определить, какое число содержит большее количество цифр, а слово большее количество букв и поднять соответствующую руку.

При овладении навыками счёта, можно проводить сравнения числовые и буквенные. Например, написав дату 25 октября, попросить определить, какое количество больше - обозначенное цифрами или буквами.

  1. «Различение на слух количества поданных сигналов»

Использовать можно любые звуковые раздражители (хлопки, удары и т. д.) Они должны быть локализованы пространственно. Например, разное количество ударов делается сначала правой, а затем левой рукой.

Здесь же проводится тренировка способности запоминать слова учителя с первого раза, мысленно подсчитывая, какое количество действий они должны совершить (достать тетрадь, открыть её и пр.). Сообщить об этом учителю при помощи условного сигнала, а затем приступать к выполнению.

  1. «Различение размеров». Определить на глаз, в каких единицах должен измеряться тот или иной объект-скрепка, книга, доска, класс.

  2. «Включение движений в различение чисел». Различение цифр на ощупь в мешочке может начинаться с выбора цифры, которая пишется на доске или называется, затем более сложные задания – выбор на ощупь только чётных или нечётных цифр, выбор цифр, которые могут быть

получены от сложения первого и второго нечётного числа (1и 3) и пр.

«Вставание по пальцам». Учитель показывает ученикам одного ряда определённое количество пальцев и предупреждает, что должно встать точно такое же количество учеников. Это формирует «чувство партнёра», т. к. на показанный один палец могут встать все, или не встать ни один, надеясь на других. После небольшой тренировки каждого ряда, можно начинать

«Счёт по пальцам». Учитель показывает, например, первому ряду 2 пальца, второму – 4, а в третьем ряду количество вставших должно равняться сумме, которую они подсчитывают самостоятельно.

«Шаги с закрытыми шагами». Ученики становятся в цепочку, рассчитывая расстояние так, чтобы не наступать на пятки стоящего впереди. Затем все, кроме ведущего, закрывают глаза и под диктовку делают шаги (молча). Например, 5 шагов вперёд. Если они считают правильно, то не наступают на пятки идущих впереди и им не наступают. Таким образом можно считать в пределах 20, использовать игровые формы (Мы – альпинисты, водители авто).



Тренировка аналитического восприятия.


1. «Анализ конкретного предмета». Ученикам предъявляется любой конкретный предмет и их просят перечислить всё, что они видят. Учитель неизбежно столкнётся с тем, что дети начинают перечислять части тела животного или детали лица в случайном порядке. Учитель объясняет, что для полноты анализа лучше всего выработать какую-нибудь систему. Например, начинать анализ животного с мордочки к хвосту, а лицо человека с волос или с подбородка, шеи. Ученики сразу же убеждаются, что число воспринятых элементов увеличивается по сравнению со случайным рассмотрением.


2. «Система анализа конкретных предметов, сделанных человеком», должна начинаться с назначения предмета, которое и определяет его форму, размер, строение. Например, тетрадь, предназначенная для индивидуального письма, не может быть размером с доску. Обязательно должны обсуждаться и свойства материалов, из которых они сделаны (рваться, гореть, тонуть, исписываться и пр.).


3. «Анализ предметов природного мира», например дерева, идёт по иному пути. Анализ частей дерева должен начинаться с главной его части – ствола, его формы, цвета, характеристики коры, и переходить к веткам, листьям. После перечисления свойств – гореть, плавать, меняться, расти и пр., в систему анализа входит использование дерева человеком и та польза, которую приносит дерево самим своим существованием всему живому.


4. «Отгадывание предмета по его признакам».


5. «Видение закономерностей на основе анализа повторений, изменений, последовательности действий и взаимодействий»

Продолжи ряд: АБВ БВГ ВГД ГДЕ,,,, или 91929497… или ряды слов, где чередуются части речи.


6. «Анализ сложного целого». Ученикам даётся задача выбрать два слова из пяти, стоящих в скобках, которые обозначают то, что данный предмет всегда имеет, без чего не бывает. Например,

САД (растения, садовник, собак, забор, земля); РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода) и пр.

Аналогично – «Без чего не может быть слово, предложение, рассказ, сложение, вычитание?».

Обратный анализ. При заучивании правил – «Без каких слов может существовать правило и стать более понятным?».




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ