Урок для 1 класса по теме: «Буква Ч ч, звук [чʼ ]»

Долгова Татьяна Ивановна

учитель начальных классов


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Усть - Кажинская средняя общеобразовательная школа»

Красногорского района Алтайского края


«Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе»


Эл. адрес:

tatyana.dolgova.63@mail.ru;





УМК «Перспективная начальная школа»

Н.Г.Агаркова, Ю.Г.Агарков «Азбука» - учебник по обучению грамоте и чтению.



























Тема урока: «Буква Ч ч, звук [чʼ ]».

Класс – первый;

Предмет – Литературное чтение(обучение грамоте, чтению);

Цель урока:

  • создание условий для ознакомления с новой буквой «Ч» и звуком, который она обозначает;

  • учить находить место звука в словах, читать слова с новой буквой

  • создать оптимальные условия для самореализации школьников;

  • формировать способности к самоучению и саморазвитию;

  • воспитывать коммуникативную культуру, гуманные качества, интеллектуальные эмоциональные способности учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технологии обучения: ИКТ, организация проектной деятельности.

Тип проекта:

  • По продолжительности проведения: мини-проект.

  • По числу участников проекта: групповой.

  • По широте охвата содержания: внутриклассный.

  • По методу доминирующему в проекте: практико- ориентированный.

Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: литературное чтение.

Оборудование:

Компьютер,мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки с рисунками, звукобуквенные схемы слов, инструкционные письма для каждой группы, листы формата А-4, маркеры, учебник по обучению грамоте и чтению – Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков., Азбука. С. 95-97


Итог урока: оформление опорной схемы.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • находить информацию в тексте;

  • представлять информацию, используя модели единиц русского языка;

  • сравнивать факты;

  • анализировать и обобщать;

  • устанавливать причину и ее следствие;

  • осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные:

  • определить цель (проблему)

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли и действия;

  • создавать устные и письменные тексты;

  • работать в группе.

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
























Этапы

Деятельность учителя

Деятельность и ответы учащихся

Методический комментарий

I.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, эмоциональный настрой детей на работу.

УУД

Личностные:

- самоопределение к деятельности;

- включенность в учебную деятельность;

Метапредметные (регулятивные):

- самоконтроль;

- самооценка;

Предметные:

- предметная готовность к предстоящей деятельности.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Звучит музыка В.Шаинского, фрагмент песни «Улыбка».

К нам на урок сегодня заглянуло «Солнышко», улыбаясь нам приятной, теплой улыбкой. Слайд№2. А знаете ли вы, что простая человеческая улыбка, способна на многое, она делает нас добрее и искреннее, вызывая в людях ответное чувство. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

 И пусть девизом нашей учебной деятельности будут слова:  «Начинать с малого, но стремиться к большему!» (Слайд№3)

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, конверт со звуковыми схемами. Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место.

Что бы наша работа была успешной, вспомним законы урока: ( Слайд№4)

Уметь слушать друг друга, внимательно относиться друг к другу, учиться работать сообща, относиться с уважением к мнению своих одноклассников, Работать успешно и творчески.

Я желаю вам успеха!

А урок у нас сегодня будет не простой, а из серии уроков проектной деятельности. Особенности таких уроков вам уже знакомы.

Открывает на доске: (Слайд №5)

  1. Планирование.

  2. Разработка основных частей проекта.

  3. Иллюстрирование.

  4. Испытание.

Объясняет особенности работы.

















Обмениваются улыбками.





Озвучивают c экрана.




Проверка готовности к уроку.





(Озвучивают правила с экрана)













Включаются в учебную деятельность




Перечисляют этапы проектной деятельности.

Цель:

- Эмоциональный настрой на работу

- Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

- Организация самооценки предстоящей деятельности.

- Воспитание навыков культуры поведения на уроке.

- Создание ситуации успеха





































II.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», фиксация затруднений в деятельности.

УУД

Личностные:

- активизация самостоятельности, мотивирование на достижение цели познания;

Регулятивные:

- выполнение учебных действий;

- осуществление контроля, самоконтроля;

Познавательные:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Но прежде чем отправиться за новыми знаниями, повторим пройденное. С какой буквой мы работали два последних урока?

Расскажите о ней все что знаете.


Проводит чтение индивидуального и дифференцированного характера.


На столах карточки с картинками и звуковые схемы слов. Какую работу мы можем выполнить? ( хвоя, хвост, халат, хлеб, хлев, художник, характер, сахар, чудо, часы).

Оцените свою работу, в чем возникло затруднение?


У нас появилась проблема.

Как ее можно сформулировать?








С буквой Х, х





Рассказывают, используя опорную схему.

Слайд№ 6


Индивидуальное и чтение «Буксир» в парах

«сильный+слабый»

(Слайд №7)



Подобрать к каждой картинке нужную схему.

(Работают в парах по карточкам).


Сомневаемся в выборе нужной схемы к двум последним словам. Встретилась новая буква. Необходимо узнать все о новом

Звуке и букве. Научиться читать слоги и слова с новым звуком. Узнать все ее тайны.

Актуализация  знаний, открытых ранее, создание проблемной ситуации (с затруднением). Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Мотивация к предстоящей деятельности на уроке.












III.

Физкультминутка.

Цель: Направлена на воспитание звуковой культуры речи.

Перед такой важной работой необходимо, немного отдохнуть, читает:

В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.





Повторяют, выполняя движения. 

В процессе игры дети приобретают знания и умения в правильном звукопроизношении, закрепляют и обогащают словарный запас.



IV.

Постановка целей и задач проектной деятельности. Погружение в проект. Цель: Подготовка учащихся к проектной деятельности

УУД

Регулятивные:

- целеполагание как установка учебной задачи.

Познавательные:

- анализ материала, выделение главного.








































Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какого сказочного персонажа мы увидим сегодня на нашем уроке?

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой.

Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным.

Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - ...


Как вы думаете, случайно Чебурашка пришел на наш урок?

И пришел Чебурашка, не просто так, а с большой просьбой, он пообещал своему другу крокодилу Гене, что узнает все о первой букве своего имени и еще маленькую тайну этого звука и очень надеется на вашу помощь.

А «можно ли применить уже усвоенные знания к новой букве, новому звуку?

Так какую работу на уроке будем выполнять?



Какие цели перед собой поставим?










Предложите свои варианты, как можно помочь Чебурашке.

























(Слайд №8)

Чебурашку.


Отвечают, не случайно, имя у него начинается с нового звука.









Можно попробовать, проверить.


Мы будем открывать знания о новом звуке и новой букве.



Помочь Чебурашке узнать все о [ч]ʼ и букве Ч, ч, а также раскрыть тайну звука [ч]ʼ.

Продолжать учиться работать в группе, выбирать главное, рассказывать с

опорой на схему-алгоритм.



Обсуждают, предлагают возможные варианты проектов, останавливаются на опорной схеме, с помощью которой они ответят на все вопросы

Чебурашки.




































Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.







Варианты проектов уже рассматривались на предыдущих уроках.


V.

Планирование деятельности.

Цель: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

УУД

Регулятивные:

- планирование.

Познавательные:

- моделирование, рассуждение, доказательства.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Учитель совместно с учащимися организует проектную деятельность по исследованию проблемы.

Помогает разделиться на группы. Предлагает открыть конверты, (которые лежат на столах или в виде слайдов) где для каждой группы пришло письмо – от кого? Вы узнаете ответив на загадку -

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)


Помогает определить последовательность работы. Направляет в процессе поиска информации. Помогает использовать в работе ИКТ.



Распределяют обязанности по группам, планируют работу, определяют источники информации, с опорой на схемы- алгоритмы, которые использовались при изучении других букв, предметные карточки-картинки с двухъярусными звукобуквенными схемами, учебник, наглядные таблицы, и другие источники, необходимые для изготовления проекта.

ЗАДАНИЯ в конвертах;

1 – группа (Слайд №: 9), 2- группа (Слайд №10), 3- группа (Слайд №11)

- Выполнение частично- поисковой деятельности.

- Самостоятельная работа с различными информационными источниками

- Использование применяемого ранее практического опыта в выделении и характеристике звуков.

- Представление основного материала в словесных и знаково-символическ. формах.

В конвертах (учитывая возраст детей) задания направляющего характера.

VI.

Физкультминутка


«Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни 
(смотрят на раскрытые ладони): 
И вот эдак, и вот так – не обидятся никак 
(потирают руки) .
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) –
Не сидится им опять (встряхивают кистями).
Постучали (стучат по столу),
Повертели (круговые вращения кистями)
И работать захотели (потирают руки).
Поработают немножко (хлопают в ладоши),
Мы дадим им отдохнуть 
(складывают ладони вместе) .
Постучали (стучат по столу),
Повертели (круговые вращения кистью) –
И опять пустились в путь (хлопают в ладоши).






Выполняют движения.


















 

VII.

Осуществление деятельности по решению проблемы, оформление результатов.

Цель: Разработка проекта

УУД

Регулятивные:

- контроль, коррекция.

Общеучебные:

- умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с партнёрами.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.


Выполняют самостоятельно запланированные в группе действия, при необходимости консультируются с учителем. (экспертом).

Оформляют проект, подводят анализ достижений поставленной цели, делают выводы.

Закрепление умений самостоятельно решать поставленные задачи.


VIII.

Презентация результатов.

Цель: Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Регулятивные УУД

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Выступает в роли эксперта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха, подчеркивает социальную и личностную значимость достигнутого.

Осуществляют защиту проекта. Каждая группа прикрепляет свои результаты исследований (схемы) на плакате. В результате получается одна общая схема.



IX. 

Аналитический этап.

Цель: побудить детей к анализу собственной деятельности.

Регулятивные УУД

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Как вы считаете, мы смогли сегодня помочь Чебурашке, полностью исполнили его просьбу?

Решили проблему, с которой столкнулись в начале урока?

Примените ваши знания на практике.

Создает для каждого по возможности ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Анализирут.



- Подбирают звукобуквенные схемы к словам.

- Индивидуально упражняются в слоговом чтении на с.95-96 Азбуки

- Чтение слов с доски.

Групповая и индивидуальная формы работы.

Развитие самооценки при достижении целей.

IX. 

Рефлексия.

Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Подведем итог вашей работы

Предлагаю выбрать, как вы поступите с информацией полученной на уроке.



На карте настроения отметьте кружочком, на каком из островов вы сегодня побывали.



Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.

На парте рисунки: чемодан – все пригодится в дальнейшем

Мясорубка – нформацию переработаю

Корзина – все выброшу


Отмечают: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости. 


Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ