Урок- смотр знаний «Имя прилагательное. Обобщение»






Григорчук Н.И

ШГ№14 г. Астана

Учитель начальных классов



Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.


Урок- смотр знаний.

Тема: «Имя прилагательное. Обобщение.»


Цель: 1. Обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части

речи, выявить знатоков темы , дать детям возможность оценить

свои достижения , ощутить радость успеха в проявлении своих

знаний.


Задачи: 1. Учить правильному написанию имен прилагательных;

2. Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте ;

3. Воспитывать культуру труда, учить работать в группах ,создавая

условия для воспитания чувств взаимовыручки и дружбы.



Тип урока: Урок-обобщение.


Форма организации учебной деятельности: групповая


Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями ,

тест , предметные картинки, экран.


Ход урока.


1. Организационный момент. Психологический момент.


- Дети, вам тепло? (Да!)


-В классе светло? (Да!)


-Прозвенел уже звонок? (Да!)


-Уже закончился урок? (Нет!)


-Только начался урок? (Да!)


-Хотите учиться? (Да!)


-Значит, можете садиться!


2. Каллиграфическая минутка.

( Ребята , у нас урок русского языка , а это значит , что мы с вами будем много писать и поэтому начнём наш урок с подготовки руки к письму.)


- А) Сейчас подготовим руку к письму в тетради.


Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки

Только брызги вверх летят.

(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы).


Запись числа в тетради.

Б) Чистописание. ( образец в тетради)


3. Отгадайте загадку:


Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокура, белолица

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром. (зима)


- Выделите первый звук в слове « зима» и дайте характеристику.

- [з'] - согласный, мягкий, звонкий, парный

- Для чего нужна заглавная буква З?


- Запишем Зз зм зя зу зи зима


- Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «зима»?

( Слайд № 1)

Ребята , какой частью речи является слово - ЗИМА ?

( послушайте стихотворение и скажите , какая часть речи может о себе так заявить? )

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.


Дети: ( имя прилагательное)

- Сегодня мы на уроке повторим и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, будем упражняться в умении писать родовые и падежные окончания. Работать будем в группах.


Ребята, у вас на столах лежат по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.


Вспомним , что мы знаем об имени прилагательном?


4. Работа в группах. (Проверка усвоения изучаемого материала.) _


Тест. Выбери верное утверждение. ( Устно)


1. Имена прилагательные отвечают на вопросы


кто? что?


какой? какая? какие? какое?


что делать?


2. Имя прилагательное.


часть слова


член предложения


часть речи


3. Имена прилагательные обозначают


-действие предмета


признак предмета


4. Имена прилагательные


изменяются по родам


не изменяются по родам


5. Имена прилагательные бывают :


трех родов: муж., жен., ср. рода.


только муж. и жен. рода


6. Имена прилагательные являются


главными членами предложения


второстепенными


7. Имена прилагательные связаны в роде и числе


с именем существительным


с глаголом


8. Имена прилагательные


изменяются по числам


не изменяются по числам


Проверка: от каждой группы представитель отвечают по одному ответу


5. Словарная работа.


- Образуйте от существительных имя прилагательное:

( записываем в тетрадь )


Зима – зимний, снег – снежный, мороз – морозный , холод- холодный,

вкус - вкусный , ягода - ягодный.


6. Картинный диктант ( в виде игры)

«Подари предмету признак». ( Слайд № 5)


Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

- Подберите к данным словам-названиям предметов, изображённых на рисунках, имена прилагательные, согласуйте прилагательные с существительными. Обозначьте окончание имён прилагательных, определите их род и число.


Огурец (по цвету)


арбуз (по вкусу)


берёза (по размеру)


яблоко (по форме)


ягоды (по запаху)


растение (по высоте)



- С одним из словосочетаний составьте предложение.

( Записать предложение на доске)


7. Поэтическая минутка.


На доске написаны предложения: ( Слайд № 6 )


Пришел невод с травою.

Отпустил он рыбку.

Не печалься , будет вам корыто.


( Согласны ли вы , что эти предложения написал А. С. Пушкин?)

Почему? Какие?


8. Игра : Учитель показывает два ЗАМКА, дети дают им характеристику: черный, квадратный, маленький, металлический, дверной, белый, длинный,:

большой , маленький.


Учитель оставляет в руке 1 замок . ( он по размеру какой?)


На вопрос? “какая ” – говорим “большая”,


На вопрос “какой?” – говорим “большой”,


Спросите “какое?” – отвечу “большое? –

( Какой вывод можно сделать? – изменение им. прил. по родам)


Музыкальная физ. минутка.


9. Работа в паре

- Составьте словосочетания: сущ.+прил. ( картинки на партах)


Даны картинки: медведь, лиса, лягушка, петух. ( произнести на казахском и на английском языках)


- Ребята какого рода прилагательное в I группе? Во II группе? В III группе? В IV группе?

- Что помогло нам правильно подобрать прилагательные?

(Существительные, а также знание характера и внешнего вида этих животных из русских народных сказок.)- какие это животные? Почему?


10. Работа с недописанным текстом.


Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. (карточка с текстом на парте)



Заяц.


Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него ________, __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________.

Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. Есть острые зубы, но оборонятся ими он не может. Зверёк всего боится.


11. Индивидуальная работа. ( 3 человека по карточкам в тетради)

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.


Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая



12. Игра «Коврик из слов» (коллективная работа – Слайд № 7)


- На данном коврике отыщите не менее 5 слов - названий предметов посуды. Запишите названия предметов. Подберите к ним прилагательные.


Щ ч а ш к а р о р б ( чашка)

Л е о к ж а ю к е в ( ложка)

С н т м с а к и ы а ( стакан)

Т р а л е а ж к ( тарелка)

Й а к ч и в к н ( чайник)- орфограммы

От чего зависит род и падеж имен прилагательных? Докажите.


13. задание . Исправьте ошибки, если есть.



1 группа

Пушистому снегу – ед.ч., ср.р., И.п. ( м.р., Д. п.)

Чистого неба – ед.ч., ср.р., И.п. ( Р. П.)


2 группа.

Снежную шаль – ед.ч., ср.р., И.п. ( ж. р., В. П.)

Ледяным одеялом - ед.ч., ср.р., ^ И.п. ( Т. п.)


3 группа .

Высоким забором- ед. ч. , ср. р., И. п. ( м. р., Т. п.)

Белый пёс- мн. ч., м.р., Р.п.


4 группа.

Холодная вода- м. р., мн. ч., И. п.( Ж. р., ед. ч.)

Вкусного пирога- ж.р., ед. ч., И.п.


14. Логический диктант. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ( Слайд №8 )

Да + ( таблицы на парте)

Нет -

Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

Имена прил. обозначают признак предмета.

Имена прил. изменяются по родам.

Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.

Имена прил. не изменяются по числам.

Имена прил. является второстепенными членами предложения.

Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.

Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий

Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

Имена прил. –это главные члены предложения?

Оценивание. Меньше 4-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)


Меньше 4-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)

5- правильных ответов- удовлетворительно.

7- правильных ответов.- хорошо.

9- правильных ответов- отлично.


Рефлексия


1. Ребята , пришло время вновь обратиться к облачку. Оно у нас какое? (весёлое , мягкое…..) А настроение у вас какое?

Отлично! Глядя на ваше облачко , солнышку тоже захотелось побыть с нами и оно появилось на небосводе. ( учитель раздаёт в каждую группу по солнышку.)


Работа в группах

- У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах слова пожелания и благодарности детям из других групп.


( поместить на доску.)


Итог урока.

- Сегодня на уроке вы были:

Умные

Внимательные

Активные

Красивые

Добрые

Воспитанные


Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать


И сделать вывод с вами:

Каким он был?..


Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?


Учитель делает вывод (формулирует оптимальный вариант)

В результате изучения темы « Имя прилагательное» я думаю, что ваша речь будет красивее, точнее, у вас улучшится грамотность, что приведёт к успешному обучению в последующих классах.

Поэтому - имя прилагательное очень важно знать,

Имя прилагательное надо понимать. ( Слайд № 9 )


Домашнее задание.


Написать сочинение о своём классе, используя как можно больше прилагательных.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ