Урок- смотр знаний «Имя прилагательное. Обобщение»
Григорчук Н.И
ШГ№14 г. Астана
Учитель начальных классов
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Урок- смотр знаний.
Тема: «Имя прилагательное. Обобщение.»
Цель: 1. Обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части
речи, выявить знатоков темы , дать детям возможность оценить
свои достижения , ощутить радость успеха в проявлении своих
знаний.
Задачи: 1. Учить правильному написанию имен прилагательных;
2. Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте ;
3. Воспитывать культуру труда, учить работать в группах ,создавая
условия для воспитания чувств взаимовыручки и дружбы.
Тип урока: Урок-обобщение.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями ,
тест , предметные картинки, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический момент.
- Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-Хотите учиться? (Да!)
-Значит, можете садиться!
2. Каллиграфическая минутка.
( Ребята , у нас урок русского языка , а это значит , что мы с вами будем много писать и поэтому начнём наш урок с подготовки руки к письму.)
- А) Сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы).
Запись числа в тетради.
Б) Чистописание. ( образец в тетради)
3. Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокура, белолица
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (зима)
- Выделите первый звук в слове « зима» и дайте характеристику.
- [з'] - согласный, мягкий, звонкий, парный
- Для чего нужна заглавная буква З?
- Запишем Зз зм зя зу зи зима
- Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «зима»?
( Слайд № 1)
Ребята , какой частью речи является слово - ЗИМА ?
( послушайте стихотворение и скажите , какая часть речи может о себе так заявить? )
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
Дети: ( имя прилагательное)
- Сегодня мы на уроке повторим и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, будем упражняться в умении писать родовые и падежные окончания. Работать будем в группах.
Ребята, у вас на столах лежат по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.
Вспомним , что мы знаем об имени прилагательном?
4. Работа в группах. (Проверка усвоения изучаемого материала.) _
Тест. Выбери верное утверждение. ( Устно)
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы
– кто? что?
– какой? какая? какие? какое?
– что делать?
2. Имя прилагательное.
– часть слова
– член предложения
– часть речи
3. Имена прилагательные обозначают
-действие предмета
– признак предмета
4. Имена прилагательные
– изменяются по родам
– не изменяются по родам
5. Имена прилагательные бывают :
– трех родов: муж., жен., ср. рода.
– только муж. и жен. рода
6. Имена прилагательные являются
– главными членами предложения
– второстепенными
7. Имена прилагательные связаны в роде и числе
– с именем существительным
– с глаголом
8. Имена прилагательные
– изменяются по числам
– не изменяются по числам
Проверка: от каждой группы представитель отвечают по одному ответу
5. Словарная работа.
- Образуйте от существительных имя прилагательное:
( записываем в тетрадь )
Зима – зимний, снег – снежный, мороз – морозный , холод- холодный,
вкус - вкусный , ягода - ягодный.
6. Картинный диктант ( в виде игры)
«Подари предмету признак». ( Слайд № 5)
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
- Подберите к данным словам-названиям предметов, изображённых на рисунках, имена прилагательные, согласуйте прилагательные с существительными. Обозначьте окончание имён прилагательных, определите их род и число.
Огурец (по цвету)
арбуз (по вкусу)
берёза (по размеру)
яблоко (по форме)
ягоды (по запаху)
растение (по высоте)
- С одним из словосочетаний составьте предложение.
( Записать предложение на доске)
7. Поэтическая минутка.
На доске написаны предложения: ( Слайд № 6 )
Пришел невод с травою.
Отпустил он рыбку.
Не печалься , будет вам корыто.
( Согласны ли вы , что эти предложения написал А. С. Пушкин?)
Почему? Какие?
8. Игра : Учитель показывает два ЗАМКА, дети дают им характеристику: черный, квадратный, маленький, металлический, дверной, белый, длинный,:
большой , маленький.
Учитель оставляет в руке 1 замок . ( он по размеру какой?)
На вопрос? “какая ” – говорим “большая”,
На вопрос “какой?” – говорим “большой”,
Спросите “какое?” – отвечу “большое? –
( Какой вывод можно сделать? – изменение им. прил. по родам)
Музыкальная физ. минутка.
9. Работа в паре
- Составьте словосочетания: сущ.+прил. ( картинки на партах)
Даны картинки: медведь, лиса, лягушка, петух. ( произнести на казахском и на английском языках)
- Ребята какого рода прилагательное в I группе? Во II группе? В III группе? В IV группе?
- Что помогло нам правильно подобрать прилагательные?
(Существительные, а также знание характера и внешнего вида этих животных из русских народных сказок.)- какие это животные? Почему?
10. Работа с недописанным текстом.
Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. (карточка с текстом на парте)
Заяц.
Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него ________, __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________.
Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. Есть острые зубы, но оборонятся ими он не может. Зверёк всего боится.
11. Индивидуальная работа. ( 3 человека по карточкам в тетради)
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая
12. Игра «Коврик из слов» (коллективная работа – Слайд № 7)
- На данном коврике отыщите не менее 5 слов - названий предметов посуды. Запишите названия предметов. Подберите к ним прилагательные.
Щ ч а ш к а р о р б ( чашка)
Л е о к ж а ю к е в ( ложка)
С н т м с а к и ы а ( стакан)
Т р а л е а ж к ( тарелка)
Й а к ч и в к н ( чайник)- орфограммы
– От чего зависит род и падеж имен прилагательных? Докажите.
13. задание . Исправьте ошибки, если есть.
1 группа
Пушистому снегу – ед.ч., ср.р., И.п. ( м.р., Д. п.)
Чистого неба – ед.ч., ср.р., И.п. ( Р. П.)
2 группа.
Снежную шаль – ед.ч., ср.р., И.п. ( ж. р., В. П.)
Ледяным одеялом - ед.ч., ср.р., ^ И.п. ( Т. п.)
3 группа .
Высоким забором- ед. ч. , ср. р., И. п. ( м. р., Т. п.)
Белый пёс- мн. ч., м.р., Р.п.
4 группа.
Холодная вода- м. р., мн. ч., И. п.( Ж. р., ед. ч.)
Вкусного пирога- ж.р., ед. ч., И.п.
14. Логический диктант. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ( Слайд №8 )
Да + ( таблицы на парте)
Нет -
Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
Имена прил. обозначают признак предмета.
Имена прил. изменяются по родам.
Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.
Имена прил. не изменяются по числам.
Имена прил. является второстепенными членами предложения.
Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.
Имена прил. –это главные члены предложения?
Оценивание. Меньше 4-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)
Меньше 4-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)
5- правильных ответов- удовлетворительно.
7- правильных ответов.- хорошо.
9- правильных ответов- отлично.
Рефлексия
1. Ребята , пришло время вновь обратиться к облачку. Оно у нас какое? (весёлое , мягкое…..) А настроение у вас какое?
Отлично! Глядя на ваше облачко , солнышку тоже захотелось побыть с нами и оно появилось на небосводе. ( учитель раздаёт в каждую группу по солнышку.)
Работа в группах
- У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах слова пожелания и благодарности детям из других групп.
( поместить на доску.)
Итог урока.
- Сегодня на уроке вы были:
Умные
Внимательные
Активные
Красивые
Добрые
Воспитанные
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
Учитель делает вывод (формулирует оптимальный вариант)
В результате изучения темы « Имя прилагательное» я думаю, что ваша речь будет красивее, точнее, у вас улучшится грамотность, что приведёт к успешному обучению в последующих классах.
Поэтому - имя прилагательное очень важно знать,
Имя прилагательное надо понимать. ( Слайд № 9 )
Домашнее задание.
Написать сочинение о своём классе, используя как можно больше прилагательных.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ