Урок - викторина "Где зимуют птицы?" в 1 классе



МБОУ «Леплейская СОШ»








Провела: Балашова Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Леплейская СОШ»



Леплей 2012




Тема: Где зимуют птицы?

Цели: Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах,

зимующих в наших краях и перелётных;

Воспитывать заботливое отношение к ним.

Оборудование: мультимедиопроэктор, экран, компьютер,

учебник «Мир вокруг нас» 1кл, рабочая тетрадь к

учебнику.



Ход урока


I. Вступительное слово учителя.


Учитель пересказывает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

(с. 163-164, метод) Рассказ сопровождается показом слайдов.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё–таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие насколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев или кустарников. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы бывают очень разные …


Итак, отгадайте загадки, о ком идёт речь?


  1. В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода. (Петух)



  1. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей)


  1. Красны лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)


- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая? (ВОРОБЕЙ – он не домашний)


II. Основная часть.

  1. Сообщение темы урока.


- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в природе. А поможет нам в этом ВИКТОРИНА. «Где зимуют птицы?»

Вы разделились на две команды:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценивать ваши результаты будет наше жюри в составе:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Конкурс загадок. (за правильный ответ одно очко)


    • Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).


  • Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?»

Такая ней морока,

Когда трещит …(сорока).


  • В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись …(дятел)


  • И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …(совы).

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?

(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)


-Эти птицы называются ОСЁДЛЫМИ. А каких ещё осёдлых птиц вы знаете?


  1. Работа с учебником с.76.


Рассматривание птиц, которые осенью не улетают в тёплые страны, а зимуют в наших краях.

Раскрашивание кружочков возле тех птиц, которые они видели зимой.


(Во время раскрашивания учитель сообщает)


- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки им тяжело зимой. Их 10, может быть, 1-2 доживают до весны. Мы должны им помогать. Изготавливать кормушки, насыпать туда зерна, крупы или хлебных крошек.


  1. Продолжение конкурса загадок.


  • Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться.

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)

  • Угадайте, что за птица –

Тёмненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)


  • Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)


  • Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-розовый … (Скворец)


  1. Загадки для зрителей.


  • Ещё в низинах снег и лёд,

Но небеса весенние,

И он летает и поёт,

Блистая оперением.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песни, и пролёт

Вошли в стихотворение. (Жаворонок)


  • В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ёжится, зябнет на ветке росистой,

На песни он просто певец голосистый:

На яблоне звонко поёт, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)


  • «Фи-тиц!» - флейтой на рассвете

У речки слышен звук высокий …

И наклоняет иву ветер

И прячется в густой осоке

Чуть свет блеснёт, она задорно

Уже поёт на ветке тонкой.

Два цвета – золотой и чёрный –

Пестрят в наряде птицы звонкой

Вспугни её хотя б немножко, –

«Фи-тиц!» в «мау» обернётся,

За что она «лесною кошкой»

Народом исстари зовётся. (Иволга)


  • Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)



  1. Жюри подводит итоги первого конкурса.


  1. Перелётные птицы.


а) Птицы – непоседы. Как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка, умеет или какой–нибудь другой зверёк. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.


-Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, что бы весной вернуться в родные места? (Перелётные птицы)

- Каких перелётных птиц вы ещё знаете?


б) Работа с учебником с. 76.


Чтение текста. Вопросы по прочитанному:


- Куда улетают некоторые птицы на зиму?

- Когда они возвращаются к нам?

- Как называют этих птиц?

- Почему их так называют?


Раскрашивание кружков возле птиц, которые дети видели в природе.

Подчёркивание названий птиц, пение которых они слышали.


  1. Конкурс – «Почемучка».


Каждой команде задаётся по одному вопросу. Для ответа на первую часть вопроса ученики пользуются учебником с.77, а на вторую часть вопроса дети готовят ответ самостоятельно.


  • Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать у нас?

  • Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в наших краях?



Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше люди не знали этого. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.


- Как же это удалось сделать учёным?


Учёным помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.


Рассматривание рисунка в учебнике на с. 77


  1. Конкурс «Кому улетать?»


Работа ведётся в рабочей тетради на с. 32. Учитель читает задание, а дети выполняют. Задание выполняется в одной тетради коллективно.


  • Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помогите им разобраться в этом. У каждой перелётной птице нарисуйте на лапке кольцо.

  • Соедините название птиц с изображением.


Жюри подводит итоги конкурсов.


  1. Конкурс «Третий лишний».


На экране названия трёх птиц. Определите, какая из них лишняя и почему она не подходит к двум другим.

Галка Ласточка Стриж Сова

Грач Зяблик Воробей Голубь

Воробей Дятел Галка Соловей


  1. Конкурс «Узнай птицу».


По описанию дети должны, догадать о какой птице идёт речь. Чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Описание первое:


Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается, а иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома.

Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половиной клюва о верхнюю. (АИТСЫ)


Описание второе:


Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжать свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течении весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнёзда других птиц.

Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (КУКУШКА)


Описание третье:


Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускают на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. ( ЛАСТОЧКА)


Описание четвёртое:


Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещину на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью; они будут клевать всё. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо – голубые. (СИНИЦА)


III. Итог урока.


- Наша викторина подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы?

- Какие птицы зимуют у нас?


Жюри подводит итоги викторины. Награждение.











































Результаты конкурсов викторины «Где зимуют птицы?».


Название конкурсов

Команда «Соколы»

Команда

«Орлы»

1.

«Загадок»




Итоги 1 конкурса



2.

«Почемучка»




Итоги конкурсов



3.

«Кому улетать?»




Итоги конкурсов



4.

«Третий лишний»




Итоги конкурсов



5.

«Узнай птицу»




Итоги викторины




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Результаты конкурсов викторины «Где зимуют птицы?».


Название конкурсов

Команда «Соколы»

Команда

«Орлы»

1.

«Загадок»




Итоги 1 конкурса



2.

«Почемучка»




Итоги конкурсов



3.

«Кому улетать?»




Итоги конкурсов



4.

«Третий лишний»




Итоги конкурсов



5.

«Узнай птицу»




Итоги викторины




--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Результаты конкурсов викторины «Где зимуют птицы?».


Название конкурсов

Команда «Соколы»

Команда

«Орлы»

1.

«Загадок»




Итоги 1 конкурса



2.

«Почемучка»




Итоги конкурсов



3.

«Кому улетать?»




Итоги конкурсов



4.

«Третий лишний»




Итоги конкурсов



5.

«Узнай птицу»




Итоги викторины




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ