Урок 1. Знакомство с учебником
Урок 1. Знакомство с учебником.
Цели урока:
1) познакомить с учебником, его содержанием, структурой, основными типами упражнений;
2) сформировать представление о лингвистике как науке о языке;
Ход урока:
Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Анатольевна. Я помогу вам в изучении увлекательной дисциплины под названием русский язык. Для начала вспомним несколько правил поведения на уроке.
Дети перечисляют правила. Например:
Правила поведения на уроке.
Для того чтобы ничего не пропустить из объяснений учителя, надо быть предельно внимательными и сосредоточенными. А для этого необходима тишина.
Перед уроком достаньте из ранца все необходимые учебные принадлежности: тетради, дневник, учебник, ручку, карандаш, линейку и т. п.
Во время урока ведите себя тихо и спокойно; не разговаривайте с соседями и не отвлекайтесь на посторонние вещи.
Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.
Если вы хотите спросить что-либо у учителя, желаете ответить на его вопрос или вам необходимо выйти, поднимите руку.
Не кричите с места, не перебивайте учителя. Не вставайте без разрешения учителя.
Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте то, что он говорит. Не подсказывайте ему, если он не знает ответа. Если он говорит неправильно, не кричите с места. Поднимите руку и ждите, когда учитель обратится к вам.
Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно. Правильная и уверенная речь вызывает уважение и свидетельствует о том, что вы готовы к уроку и знаете ответ на вопрос.
Не списывайте у своих соседей: это не только некрасиво и недостойно, но и отвлекает от работы других учеников.
Старайтесь поддерживать порядок на своём рабочем месте.
В тетрадях и в дневнике пишите разборчиво и аккуратно. Хороший почерк свидетельствует об уважении к тому, кто будет читать то, что вы написали.
Бережно относитесь к учебникам, независимо от того, ваши ли они собственные или вы взяли их в школьной библиотеке.
Когда учитель или другой взрослый входит в класс, учащиеся встают, приветствуя его. Когда кто-то из взрослых покидает класс, все ученики также должны встать.
Входя в класс, обязательно поздоровайтесь с учителем и своими одноклассниками. Уходя с урока, не забудьте попрощаться.
Не опаздывайте на урок без уважительной причины. Если вы всё-таки опоздали, постучитесь, прежде чем войти в класс. Затем поздоровайтесь, извинитесь за опоздание, тихо и быстро садитесь на своё место.
Услышав звонок, возвещающий об окончании урока, не вскакивайте с места. Покидать класс можно только с разрешения учителя.
Ни в коем случае не пользуйтесь во время урока мобильным телефоном. Если вы забыли отключить телефон, и он зазвонил на уроке, извинитесь и немедленно выключите его.
Никогда не жуйте жевательную резинку на уроке. Ничего не ешьте и не пейте, надеясь, что учитель не заметит этого. Даже если вы очень проголодались, дождитесь перемены.
В классе вы проводите большую часть учебного времени. Поэтому там необходимо соблюдать чистоту и порядок.
– Если вы будете соблюдать эти простые правила, то мы сможем плодотворно и с удовольствием проводить каждый наш урок.
У вас на столах лежат смайлики. Они трех цветов. С их помощью вы сможете оценить свою работоспособность на уроке.
- все ясно. У меня отличное настроение. Я доволен своей работой.
- кое-что не понял. Нужно еще закрепить свои знания, сделать несколько упражнений.
- ничего не понял. Настроение ухудшилось. Нужно с начала все прочитать и выполнить упражнения.
Давайте потренируемся. Вы уже целый час учитесь в лицее. С утра вас встретил куратор, вы увидели друзей после каникул, сейчас идет ваш первый урок в лицее. Как вы себя чувствуете? Как настроение?
Дети поднимают смайлики.
– Молодцы! А теперь я вам скажу, что нам понадобится для проведения уроков.
Одна общая тетрадь для справочника
Две рабочие тетради в линейку 12 или 18 листов
Одна тетрадь для развития речи 12 листов в линейку
Одна тетрадь для контрольных работ 12 листов в линейку
Одна тетрадь для самостоятельных работ 18 листов в линейку.
Конечно, еще нам будет помогать мой товарищ. Кто это?
Дети высказывают свои предположения.
– Верно, это учебник. Надеюсь, вы с ним подружитесь. Давайте познакомимся с ним поближе. Итак, возьмите учебник в руки и расскажите, что мы можем узнать о нем, не заглядываю под обложку.
– Из скольких частей состоит учебник?
– Кто является автором учебника?
– В каком издательстве напечатан учебник? В каком году?
– А теперь рассмотрим обложку учебника. Что изображено на ней?
– Как вы думаете, почему иллюстраторы остановили свой выбор на этих картинках?
– Рассмотрим форзац учебника. Какие слова вам уже знакомы? Что они значат?
– Откроем стр.3 и посмотрим, какие условные обозначения используются в нашем пособии.
– Откройте содержание учебника. Какие разделы нам предстоит изучать?
– Наш учебник состоит из трех частей. С первыми двумя мы уже познакомились. А для чего же нам понадобится третья часть?
Ознакомление с организацией и предъявлением материала в параграфах учебника. При этом нужно акцентировать внимание учащихся на том, что:
перед вступительным параграфом и в начале каждого раздела даются эпиграфы (затем обсуждается их назначение: раскрыть цель изучения каждого раздела и подчеркнуть его важность, отмеченную писателями-классиками или известными лингвистами);
используются специальные рубрики, с помощью которых вводится теория («Теоретические сведения», «Знайте и применяйте!», «Обратите внимание!»);
перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста;
в рамочках заключена информация, разъясняющая значение и происхождение лингвистических терминов;
выделяются специальные типы упражнений: «Пишем творческую работу» (сочинение-миниатюра, сочинение, изложение-миниатюра, изложение), «Проводим наблюдение», «Русский язык на других уроках» («Язык и литература», «На уроке иностранного языка», «На уроке истории», «На уроке математики»), «Речевой этикет», «Конкурс художников», «Устное высказывание», «Орфографический минимум»;
в учебнике есть репродукции картин, большое количество рисунков, фотографий (учащиеся пробуют определить их назначение в книге).
– Прослушайте стихотворение Валентина Берестова «Учебник».
–Учитель у меня в портфеле!
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
– Как вы думаете, почему учитель называет учебник учителем? Согласны ли вы с этим утверждением?
II. Выразительное чтение и обсуждение содержание эпиграфа (высказывание Н. В. Гоголя на стр. 3).
Высказывание Н. В. Гоголя учащиеся сначала внимательно читают про себя, а затем вслух. Уже на этом уроке можно начать работу, связанную с подготовкой выразительного чтения мини-текста. Учитель может обратить внимание на то, как отражается в звучании слова его значение и тот смысл, который с его помощью передаётся в тексте: громада (объёмное, мощное звучание слова), наслаждение, неизмеримость (несколько замедленное произнесение, растянутые гласные звуки), чудные (акцентированное повышение тона). Можно организовать хоровое чтение текста, чтобы все учащиеся попробовали передать эмоциональный настрой автора.
После выразительного прочтения эпиграфа учащиеся записывают его и определяют главную мысль высказывания. Обращаем внимание на то, что эта мысль выражена точно, образно, ярко, а помогает в этом автору правильный отбор языковых средств.
III. Формирование представления о лингвистике и её основных разделах (чтение и анализ текста (стр. 3), упр. 1, 2).
Анализ текста начинается с работы по предтекстовым заданиям. Поиск ответа на первый вопрос позволяет активизировать возможности памяти и мыслительные способности учеников и настроить их на восприятие новой информации. Второе задание определяет характер предстоящего чтения (вдумчивое) и те характеристики текста, на которые нужно обратить особое внимание при чтении (тематика, композиция).
Вопросы после текста помогают проверить, как усвоена информация, и повторить полученные сведения. Можно предложить детям пересказать одну из частей текста в том случае, если учитель считает нужным закрепить знания.
Таким образом, в ходе анализа текста учащиеся усваивают значение термина лингвистика (языкознание, языковедение) и получают некоторое представление о круге изучаемых лингвистикой вопросов и о её разделах.
Выполнение упр. 1 и упр. 2 позволит подвести пятиклассников к осознанию основных задач изучения родного языка в средней школе: усвоить основные сведения о языке, его законы (правила), овладеть правильной и выразительной устной и письменной речью.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся пробуют кратко восстановить ход урока, назвать его основные этапы и сделать вывод о том, что нового о русском языке они узнали.
– А теперь снова обратимся к нашим смайликам. Оцените свою работу на уроке.
V. Домашнее задание.
1) упр. 3 (устное высказывание);
2) выучить наизусть эпиграф и подготовиться к письму по памяти;
3) завести тетрадь для творческих работ и тетрадь для проверочных работ и принести на урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ