Внеклассное мероприятие на экологическую тему: «Берегите лес!» (1 – 4 класс)
СОГБОУ «Ярцевская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа - интернат VII -VIII видов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
 
 
 
 
Внеклассное мероприятие на
экологическую тему: «Берегите лес!»
(1 – 4 класс)
 
Разработала учитель нач. классов:
Черткова Н.В.
 
 
 
 
 
 
Ярцево – 2014
 
 
Пояснительная записка
В последнее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Экологическое воспитание в начальной школе - одно из важных направлений воспитательной деятельности. Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе.
 Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. 
Поэтому школа должна приготовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе.  
Цель:
Формировать экологическое сознание учащихся.
- активизировать и дополнить представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу; 
- развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность; 
- воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в лесах и бережному отношению к ним. 
 
 
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, плакаты и детские рисунки на тему: «Берегите лес!», презентация: «Берегите лес!», аудиозапись «Песня леса».
Занятие разработано: для учащихся 1 - 4 классов ( школа VII – VIII вида).
Время: 35 мин.
Место проведения: актовый зал.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Орг. момент. Настрой на работу. 
- Здравствуйте, дети! Внимательно посмотрите на меня. Давайте проверим все ли у нас готово к занятию:
- Руки на месте?
- Ноги на месте?
- Сидите удобно?
- Настроение хорошее?
- Готовы слушать?
- Тогда начнем…
- Вступление. 
- Мы живём с вами на прекрасной ЗЕМЛЕ. ( Слайд 1 )
- Где нас окружает замечательная природа: леса, луга, поля и реки.
( Слайд 2 )
- Постановка темы, целей. 
- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы соверши сегодня поход:
Здесь всегда полно чудес,
Здесь деревья до небес,
Птички весело поют.
Звери разные живут.
В чаще волка встретить можно -
Там гуляйте осторожно!
Куда ведёт нас интерес ?
Совершим поход мы в … ( лес)
( Слайд 3 )
Лес - одно из главных богатств нашего народа.
- У нас в России лес связывают с понятием Родина. Это потому, что леса занимают более половины всей территории нашей страны.
- Сегодня мы с вами поговорим о лесе, а точнее о его значении в жизни человека, решим, нужно ли нам беречь лес и как это мы сможем сделать.
- Работа над темой. 
- Введение. Активизация знаний. 
- Давайте, вспомним, что такое лес?
( Ролик 1)
Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он постоянный спутник русских сказок и былин, соучастник нашей богатой истории. О нем написано много стихов, нарисовано картин.
- 1 -
- Кто из вас был в лесу?
Энциклопедия говорит нам: ( Слайд 4 )
Лес, это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, птицы, насекомые, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать». 
 Н. И. Сладков
Викторина « Животные и растения леса»
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, кто «живет» в лесу?
( Слайд 5 )
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки).
А у меня длинней иголки,
Чем у ёлки… ( сосна).
 Пышный хвост торчит с верхушки. 
 Что за странная зверюшка? 
 Щелкает орешки мелко. 
 Ну, конечно, это.. (белка).
 Хитрая плутовка, 
 Рыжая головка, 
 Пушистый хвост-краса.  
 
 
Кто же это?.. ( лиса).
 Угадайте, что за птица: 
 Света яркого боится, 
 Клюв - крючком, глаза - пятачком, 
 Ушастая голова…. Это... ( сова).
 Кто без нот и без свирели 
 Лучше всех выводит трели, 
 Голосистей и нежней? 
 Кто же это?... ( соловей).
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко… ( земляника).
 Знают даже малыши 
 Красно-белые грибы 
   - 2 -
 Те, что с мухами не дружат. 
 Не бери ты их на ужин - 
 Несъедобен этот гриб, 
 Хоть красавец он на вид. 
 Называют с давних пор.
Гриб тот - красный.. (мухомор).
 
 
 
 
 Этот цветок распускается в мае, 
 Белые бусинки он одевает… ( ландыш).
 
- Рассказ: «Для чего мы с лесом дружим?» 
- Лес с незапамятных времен служит людям. Много в нем всего интересного и полезного! Нужно только присмотреться, понаблюдать и лес откроет свои тайны.
- Так для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?
( Слайд 6 )
Лес – «легкие нашей планеты .
- Лес - это “кислородный цех”, “легкие нашей планеты”. Каждый листок, каждая травинка - маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода без, которого нет жизни на земле.
- В лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон. Поэтому лес – это еще замечательное и полезное для здоровья место отдыха.
( Слайд 7 )
Главный дар леса – древесина.
Главный дар леса – древесина. Практически без древесины не может обходиться ни одна отрасль народного хозяйства. Даже сейчас, в пору бурного научно-технического прогресса потребление древесины не сокращается.
Из древесины производят: спички и фанеру, бумагу и картон, целлюлозные и столярные изделия, посуду, мебель, искусственный шелк, лаки, краски, спирты и топливо… Древесина идет на строительство жилья.
Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны. Поэтому человек постоянно заботится о лесе. Например, ведет посадку новых лесов.
Народная мудрость:
 Срубил дерево – посади два.
 
 В некоторых лесах рубка вообще запрещена. Более 15 % лесов России являются особо ценными. Их называю заповедники. Эти леса находятся под особой охраной. Животные и растения этих лесов занесены в Красную книгу.
  
( Слайд 8 )
Лес – кладовая с дарами.
Лес – это богатая кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.
 
- 3 -
 
Из которых человек производит более 25 тыс. различных полезных товаров.
( Слайд 9 )
Лес – природная аптека.
 Самое главное у человека – это здоровье! Но и здесь сама природа позаботилась о нашем здоровье. Ведь леса полны лекарств и витаминов: ягодами, травами, грибами.
 Народная мудрость:  
 Зеленое царство – лучшее лекарство.
  ( Слайд 10 )
Вывод :
- Вот сколько всего полезного человек получает от леса! Вот для чего человеку нужен лес!
 
 
- Знакомство с правилами поведения в лесу. 
Однако, с каждым днем, с каждым годом наши леса все больше и больше нуждаются в нашей защите. А ведь защита леса начинается с простых правил, которые должен помнить и соблюдать каждый.
 
 
Огонь – самый опасный враг леса!
У леса есть злейший враг - огонь. И все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течении нескольких часов. Лесной пожар страшен.
( Слайд 11 )
Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния или сильная жара, но такие случаи довольно редки.
( Слайд 12 )
Как не допустить пожар в лесу
При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности.
- Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, кустарниками, там, где много сухой травы или, когда очень жарко. 
- Не разводите очень большой и высокий костер. 
- Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать старое кострище. 
- Помните золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! 
- Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. 
- Убедитесь, что костер полностью затушен. 
Встреча с лесным пожаром
 
- 4 -
- Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. 
- Не переоценивайте свои силы. 
- Выйдите из зоны возгорания и поскорее расскажите взрослым или позвоните в службу МЧС (телефоны 01, 112). 
 
( Слайды…13, 14 )
- Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев. 
- Не оставляй мусор в лесу. 
- Не бей стекло в лесу. 
- Не разоряй птичьи гнёзда, не забирай из леса домой животных. 
- Не разоряй муравейники. 
- Не рви охапками цветы. 
- Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. 
Помни:
Один человек оставляет в лесу - след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.
 
- Не шумите в лесу. 
- Не ловите насекомых. 
- Не вырывай грибы и кустарники с корнем. 
( Слайды 15 - 24 )
(Дети читают правила в стихах - см.на слайдах)
- Вот сколько получилось у нас правил. Дети, всегда помните и соблюдайте их!
 
 
- Закрепление. 
Игра « Можно – нельзя»
 
( Вместо слова «можно» - хлопайте в ладоши; вместо слова «нельзя»- топайте ногами).
• Ломать деревья и ветки - (нельзя).
• Сажать деревья - (можно).
• Ходить и топтать траву и цветы - (нельзя).
• Ходить только по тропинкам - (можно).
• Рвать большие букеты цветов - (нельзя).
• Любоваться ими - (можно).
• Оставлять мусор в лесу - (нельзя).
- 5 -
• Собрать мусор в яму и закопать - (можно).
• Разжигать костры в лесу - (нельзя).
• Беречь лес от пожара - (можно).
• В лесу шуметь - (нельзя).
- Разорять птичьи гнёзда? - (нельзя). 
Вывод.
( Слайд 25 )
- Итог занятия. Рефлексия. 
- Человек многое умеет, многое может, но ведь и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Поэтому давайте с малых лет беречь лес, беречь нашу планету!
 
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою -
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
( Слайд 26 )
- Заключение. ( Песня «Берегите лес!» в исполнении детей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-6 -
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ