Внеклассное мероприятие «Весенние трели птиц»
Мингалева Светлана Петровна
ГБС(К)ОУ «Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Учитель начальных классов
Внеклассное мероприятие «Весенние трели птиц».
Цели
Закреплять знания детей о приметах весны.
Формировать умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Развивать мышление, зрительное восприятие, творческое воображение детей.
Активизировать, расширять лексический запас, развивать фразовую и монологическую речь.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Оформление: Выставка детских рисунков на тему: «Весна пришла».
Необходимое оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор,
Раздаточный материал.
Подготовительная работа:
Подбор стихов и заучивание их детьми. Подготовка выставки рисунков.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов .
Развитие наглядно-образного мышления.
Недостаточное количество учебно-методических пособий для учителя.
Повышение мотивации
Возможность эффективного индивидуального подхода в работе с детьми с отклонениями в развитии.
Развитие умений самоконтроля.
Ведущий:
Если снег повсюду тает
День становится длинней.
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … (весна)
Какое прекрасное время года – весна
В природе бывает три весны:
- весна света - март,
- весна воды – апрель,
- весна зеленой травы - май,
(раздается стук в дверь, входит ребенок почтальон)
Ребенок:
Телеграмма, телеграмма!
Я бегу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной
Адрес очень точный: г. Мамадыш Коррекционная школа-интернат
Ведущая: Спасибо почтальон. Это действительно нам телеграмма, в нашу школу. В твоей почтовой сумке я вижу больше нет писем, нет ни газет, ни телеграмм. Оставайся у нас погостить (почтальон остается).
Давайте узнаем, что в этой телеграмме и от кого она?
Я хочу вас пригласить
На поляне погостить,
Чтоб потом мы вспоминали,
Как со мною здесь играли,
Чтоб поляночку найти,
Надо мостик перейти,
А потом через болото,
А потом, кому охота,
Ручеек перешагнуть,
И еще пройти чуть- чуть,
Здесь найдете вы меня.
В добрый путь, смелей друзья!
С нетерпеньем жду я вас!
Весна - красна.
Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу (дети переходят их группы в зал). А вот и мостик (проходят по мостику). А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть (перепрыгивают). А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте (во время преодоления препятствия звучит веселая музыка). Вот мы и пришли. Какая красивая полянка. А где – же Весна – Красна?
Давайте позовем.
Зазывают весну «Летит кулик» - попенка.
На поляне появляется Весна:
Я – Весна – Красна
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы откликнулись на мое приглашение. Пришли на поляну ко мне в гости, послушать рассказы, поиграть, повеселиться.
- Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор.
Инсценировка.
Скворец:
Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй, добрая синичка!
Грач:
Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел:
Расскажите птицы,
Где вы побывали?
Расскажите птицы
Что вы повидали?
Скворец:
В жарких странах – жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач:
Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны,
Под деревьями вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы.
Дятел:
Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых.
Скворец:
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Синичка:
Дети, гнезд не разоряйте,
Птичий дом не трогайте,
Яичек теплых не берегите,
Нас, друзья вы берегите!
Ребенок:
Мы не станем разорять
Гнезда у пернатых.
Пусть птичьи песенки звенят
На радость всем ребятам.
Весна: Вы, ребята, оказывается настоящие друзья леса.
С приходом весны все оттаивает вокруг, зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края.
Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед.
Ученик (читает стихотворение С. Погореловского «Наши гости»):
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?!
Что скворечник ждет их новый.
Что проснулись лес и сад...
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели...
Прилетели!
Прилетели наконец!
Ведущий. Сегодня мы с вами, на этой поляне, отмечаем праздник, посвященный прилету птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней — яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы — перелетные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров — так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут.
Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают.
Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе перелётных птиц.
Звучат в грамзаписи голоса птиц.
Ведущий. Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они яркие, красивые, как цветы. (включается мультимедийный проектор .)
Ребята! А знаете ли вы птиц? Сейчас весна-красна загадает загадки, а вы должны отгадать какая это птица.
Весна:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день но пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).
Ведущий:
21 марта — день весеннего равноденствия. В этот день утром по старинному русскому обычаю пекут кулики — булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня по новому нашему обычаю начинается месяц птиц.
Открывают весну грачи. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Первыми долетели самые сильные. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17- 19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим-грачевник. Народ сложил немало пословиц и поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача — весну встречай».
Именно это время года — раннюю весну изобразил русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Прошло более ста лет, но и сейчас в зале Третьяковской галереи возле картины «Грачи прилетели» всегда людно. Если подойдёте ближе, вы услышите звон капели, журчание воды в проталинах, грачиный гомон, скрип сверкающего снега. Увидите сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слышим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года — времени прилета грачей.
Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах — мало птиц, в других — много. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Вслед за грачами в конце марта прилетают другие птицы, отгадайте.
Весна:
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
Ведущий:
Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырехпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворчихи, а за ними, через несколько дней, самки — скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. Выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!
А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Весна: Следующая моя загадка
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из песка и глины… ( ласточка)
Ведущий: Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка. Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю – к счастью.
Ранняя ласточка – к счастливому году.
Одна ласточка весны не делает.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сине-черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посереди: Городские ласточки селятся в долинах горных пых рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилась к жизни в городе. Строят свои гнезда на стенах, карнизах, под балконами и крышами.
Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.
У ласточки-береговушки спинка бурая, брюшко грязно-белое, с широкой серой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоемов. Ласточки-береговушки делают норки от 50 до 150 сантиметров. В конце норы располагают гнездо.
Весна: Следующая моя загадка:
Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва. Лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ?
Ведущий: Правильно, это кукушка. Знают эту птицу, по ее пению, но немногим приходилось ее видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам в гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный (до 18 см). Гнездо кукушка не вьет, а откладывает яйца в гнезда других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех тип, в чьи гнезда будут отложены. Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо — одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца.
Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три-четыре дня. Все, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, яйца.
Я знаю стихотворение М. Джалиля, в котором говорится о пении кукушки;
Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то
Грустное пенье:
Ку-ку!
Ку-ку!
Это кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей
Дуба верхушке:
Ку-ку!
Ку-ку!
Пела б кукушка
Веселые песни,
Если б птенцы ее
Были с ней вместе:
Ку-ку! Ку-ку!
Весна: Следующая моя загадка:
Кто не знает этой птицы,
Что по зарослям ютится?
Серый маленький певец
Так зальётся, молодец!
Ночь готова слушать я
Трели крохи -…. (соловья)
Ведущий: Ну, конечно же, соловей. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.
Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.
Поет соловей полтора месяца. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
Гнездо свое он в поле вьет
Где тянуться растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. ( жаворонок)
( Жаворонок, стрижи, иволга, трясогузка, зяблик, малиновка, цапли, журавли, гуси, утки и др.)
Весна: Молодцы! Всех моих гонцов узнали.
Ведущий. Замечательно, ребята! Вы много знаете о птицах.
Потрудились вы немало и, наверное, очень устали.
Давайте проведем физкультминутку.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Отдохнули? А теперь весна хочет с вами поиграть.
Весна: Игра немного необычна. Называется она «Построим скворечник». Я буду предлагать вам задания, а вы — выполнять. За каждое выполненное задание будем прикреплять на доске деталь скворечника.
1 задание:
Прочитайте стихи о перелетных птицах.
Мы построили скворечню —
Дом великого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки —
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат: —
Мы хотим добавку — Муху и козявку!
Е. Тарахпвская
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто в вышине
Поет, на солнышке сверкая: —
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
В. Жуковский
Молодцы! Получаете деталь от скворечника, прикрепляйте её к доске.
2 задание:
Это задание потребует особого внимания. Я буду медленно читать стихотворение, а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.
Зябко в лесу. Словно щеки ребят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетает в осеннюю синь
Краткая звонкая песня: «Пинь-шшь!» (зяблик)
Чубчик тонкий вздернут вверх драчливо,
И, кружась, над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?».
Словно сторон жизни луговой. (чибис)
Изящная корзиночка — гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу».
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем налитой! (иволга)
Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековушки.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам души
Ночной зловещий хохот: «У-ху-ху!» (филин)
Молодцы! Получаете следующую деталь от скворечника, прикрепляйте её к доске.
3 задание:
« Птичьи песни »
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,-
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай наших гнезд! »
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
( З. Александрова )
-Почему птиц называют друзьями человека?
-Какие правил вы должны помнить?
Молодцы! Получаете следующую деталь от скворечника, прикрепляйте её к доске.
Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют.
Ну вот, наш скворечник готов. А смогут ли скворцы жить в таком скворечнике? Конечно, нет. Сейчас вы научились строить скворечник из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом построите настоящие, принесёте в школу и мы с вами, когда поедем в лес, передадим их Лесовику, чтобы он прикрепил, и в этих домиках поселятся наши пернатые друзья.
Ведущий: С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес, мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Каким скучным был бы мир без Птиц!
В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.
Один из них заповедник «Брянский лес».
-А чем мы можем помочь птицам?
-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без долга.
( К. Кулнев )
Не допустить их исчезновения могут лишь люди, которые любят и понимают природу, уважают законы. Беречь природу – значит охранять свою жизнь, любить животных – значит любить своих близких. Наблюдайте за птицами, читайте о них книги, смотрите телепередачи, фильмы, и вы не станете равнодушными к братьям нашим меньшим.
Ведущая: Как сегодня много вы узнали о птицах. Спасибо весна, что пригласила нас к себе на полянку. Наши дети всегда будут беречь птиц, заботиться о них, помнить, что птицы - наши друзья.
Дети: Да, конечно. Спасибо тебе весна. До свидания!
Весна: Жду вас еще в гости.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ