Конспект урока на тему "Прощать - это значит любить"

Тема: Прощать -это значит любить.

Цель: подготовить подростков к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого.

Задачи:

1.Развивать умение осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию.

2. Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.

3.Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.

4. Помогать детям осознавать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Методы: «разогрев» участников, направленная беседа, групповая дискуссия, терапевтическая метафора, элементы арттерапии (сказкотерапия,музыкотерапия), «заякоренный знак».

Материалы:стихотворение Э. Асадова « Трусиха» в аудиозаписи,репродукция картины Рембранда « Возвращение блудного сына», видеофильм.

Ход занятия:

Воспитатель. Добрый вечер! Предлагаю всем участникам встать в круг, вам необходимо представиться, выразительно произнеся своё имя, подчеркнув особенность своей личности жестом, позой, мимикой. Затем дети берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения. Занимают места за столами.

Хочу начать нашу встречу со слов Н. Рериха (читаю на экране). Любить – это значит прощать,

Прощать – это значит понять,

Понять – это значит знать,

Знать – это приблизиться к порогу мудрости. У меня в руках сердечко, символ любви, у вас на столе стикеры, напишите как вы думаете,что для вас значит понятие любить. Ответ должен содержать одно слово, и прикрепите свои записочки к сердечку. Спасибо.

Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас.С ней вы будете постоянно сталкиваться на протяжении всей жизни. Я предлагаю вам послушать стихотворение Э. Асадова « Трусиха». Аудиозапись.

-Как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? - Почему? ( Парень струсил, скорее всего девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.Парню стыдно за своё поведение, и они могут встретиться,но через некоторое время. Они могут встречаться но отношения будут не те).

- Как вы думаете, что чувствует девушка после произошедшего инциндента? (обиду,разочарование, пренебрежение,жалость к парню …).

- А что чувствует юноша? ( Вину, стыд за себя, гордость за девушку…)

- А вот я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о безопасности девушки. Она – девушка с обострённым чувством справедливости, «защитница» всех и вся… Он же реально оценил силу противника и принял, возможно,самое верное решение.

Я считаю,что девушка таким поведением подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно,преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства?

( Во время дискуссии нужно подвести подростков к мысли о том, что следует учиться ставить себя на место другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями.)

Воспитатель. Есть среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки пожалуйста… Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовём чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. ( Гнев, раздражение,обида,боль,ярость,желание мстить.)

- Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.

- Возникают сомнения в существовании справедливости.

- Жизнь кажется хуже…

Воспитатель. А есть среди вас тот, кто сам никогда никого не обижал?... Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Какие чувства испытывает человек, обидевший другого? (гнев, агрессию, боль, чувство вины, жажду примирения, он переоценивает восстановленную справедливость или себя самого.)

Воспитатель. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама? (предстоит налаживать отношения).

Воспитатель. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев « мамихпапинатапа» ( слово появляется на экране). Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: « Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».

Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: « Чего же хотят оба?» ( примирения, извиниться за вольно или невольно нанесённые обиды, простить…)

Воспитатель. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

- Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызением совести, считает себя виновным, ему можно «отпустить вину», дать возможность почувствовать, что он прощён.

- Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то всё-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить…

Воспитатель. Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всём протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви-одна из таких тем. Её-то и воплотил в своей картине « Возвращение блудного сына» голландский художник Рембранд.

Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё полотно. В его основе лежит библейский сюжет- « Притча о блудном сыне». Давайте вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепоглощающей любви. Просмотр видеоматериала.

Воспитатель. Как вы думаете,какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? ( Встреча отца и сына ).

Воспитатель. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. Демонстрируется репродукция. Внимательно рассмотрим картину.

Картина создана в 1669 году, незадолго до смерти художника.

- Чьи фигуры изображены в центре картины?

-Видно ли лицо сына?

Воспитатель. Я предлагаю вам послушать мой рассказ по картине под музыку, постараться представить себя одним из действующих лиц.

На экране слайд – репродукция картины Рембрандта, на фоне « Токкаты и фуги ре минор» И. С. Баха звучит рассказ.

В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину « Возвращение блудного сына». Сюжет её взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.

Отец прижимает к себе сына , вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из лёгких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь ещё сильнее выделяют, словно светящиеся тёплым сиянием , отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.

Воспитатель. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына? ( Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти,обиды,мести.)

Воспитатель.Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «… был как бы мёртв и ожил?» ( Ожил, то есть в нём возродилась способность к любви )

Воспитатель. Скажите, чему же учат эта притча и картина Рембрандта? ( Милосердию, прощению).

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье? ( нет любовь обязывает ко многому: к порядочности,благородству мыслей и поступков.)

Воспитатель.Прощение – сложный процесс,требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несём через всю жизнь.

Оттенки жизни –чёрное и белое?

Оттенки страсти- чёрное и красное?

Да, чувства рисовать -попытка смелая,

Но в двух цветах-занятие опасное.

Какою краской расцветить прощение?

В пастель тонов как положить негаданность?

Какого цвета боль приносит мщение?

И почему так золотится радостность?

Воспитатель.Какого цвета вы представляете ПРОЩЕНИЕ и РАДОСТЬ? Ответы детей. Я предлагаю вам посмотреть цветограмму и узнать что обозначает тот или иной цвет. ( Просмотр)

Всё прочитанное нужно воспринимать с определённой долей условности. И не забывать, что мы живём в мире оттенков,полутонов и причудливо смешанных красок.

Звучит фоном музыка релакс « Звуки природы»

Воспитатель. Моё пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной зависит от вас!

Прошу вас всех встать взяться за руки, простить все обиды друг другу, почувствовать тепло исходящее от каждого и любовь ваших сердец.

Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Пусть это будет не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: « Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них».

Воспитатель. Давайте поиграем с вами в игру. Каждый играющий начинает предложение со слов «Мне сегодня…»

Спасибо вам, ребята, за участие в нашей дискуссии.

Воспитатель. В начале занятия вы написали что в вашем понятии любить и любовь… Это сложный вопрос и человечество ищет на него ответ не первое тысячелетие. Совместно с Данилом мы подготовили видеоролик – это вам подарок о сегодняшней нашей встречи.

Спасибо за внимание! Берегите свою любовь!

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Терапевтическая метафора–позволяет в сжатой форме раскрыть суть сообщения, помогает по – новому осмыслить привычные предметы и явления.

Элементы арттерапии – средство свободного самовыражения, через игру, сказку, музыку.

Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки, притчи, рассказы для решения тех или иных психологических проблем человека.

Рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат – это человек с развитой способностью к эмпатии. Это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживанием.

« Заякоренный знак» - древнейший способ обучения и познания мира. Процесс по средствам которого, любой элемент переживания, может воссоздать и пробуждать всю совокупность переживаний.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Эмоциональное и эстетическое переживание, которое способствует отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.



Добрый вечер уважаемые коллеги! Я, хочу поделиться разработкой занятия, посвящённого трудному пути прощения. Думаю подростки моей группы готовы к дискуссии на эту важную тему. Предложеная тема привлекает внимание к забытым традициям народной культуры, развивает духовную сферу подростающего поколения. Считаю, что беседы и дискуссии по данной теме будут способствовать нравственному совершенствованию детей, воспитанию у них толерантности, сдерживающей проявление нетерпимости и агрессивности. Занятию, посвящённому проблеме прощения, могут предшествовать беседы и дискуссии, тренинги коммуникативной компетентности и эффективного общения, разрешения и упреждения конфликтных ситуаций. Цель помочь подростку повысить самооценку, полюбить себя, другого и мир вокруг.









7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ