Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть" 9 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Омская область, г.Исилькуль








Конспект урока по обществознанию

в 9 классе

«Долг и совесть»















Пономаренко Татьяна Анатольевна

учитель истории и обществознания

2013



Цели: - охарактеризовать понятия долг и совесть, уметь сравнивать долг общественный и долг моральный;

- развивать умения анализировать жизненные ситуации морального выбора, делать выводы на основе представленных фактов;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Конституция РФ, высказывания, статьи газет и журналов, индивидуальные карточки

Ход урока

  1. Организационный момент.

приветствие учащихся

  1. Актуализация знаний.

а) фронтально:

В: Каковы различные значения понятия «добро»?

Существует два значения понятия «добро». Например: моральное – наши поступки, дела, и материальное – вещи.

В: Что означает понятие «зло»? Докажите, что зло многолико, коварно?

Понятие «зло» противоположное понятие, но оно неразделимо с понятием «добро». Действительно зло многолико и коварно…

б) проблемный вопрос

В: Как вы думаете, что мешает человеку быть всегда добрым?

обстоятельства, воспитание, поступки человека …..

в) работа с учебником

задания №1,2,3 стр.332

г) индивидуальные карточки

карточки №1

1. Этика излагает свое содержание с помощью следующих понятий

(назовите лишнее)

а) зло

б) совесть

в) потребности

г) добро

д) долг

(потребности)

2. Какой смысл вы вкладываете в понятие «зло»?


карточка №2

  1. Этика утверждает, что оценивать моральное поведение людей можно по:

а) их собственным декларациям;

б) тому, что они сами говорят о себе;

в) конкретным делам.

Назовите правильный ответ

(конкретным делам)

  1. Чем вы будете руководствоваться, пытаясь отличить добро от зла?



  1. Формирование новых знаний.

1) рассказ учителя


Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2) работа с определениями (запись в тетрадь)

Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.


3) анализ высказываний о долге и совести.

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим»

Конфуций, древнекитайский философ

«Сознавать долг и не исполнять его – это трусость»

А.Смит, английский мыслитель

«Угрызения совести – самое страшное из чувств, посещающих сердце человека»

Л.Н.Толстой, русский писатель

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль, английский публицист, философ

Как вы понимаете эти высказывания?


4) работа с Конституцией РФ

Назовите обязанности гражданина РФ. Как вы считаете, являются ли они долгом гражданина РФ?


5) сообщения учащихся.

статьи газет и журналов «Герои Отечества», «Долг перед Родиной»…

поговорки

6) работа по группам


I группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.


II группа. Вы уже знаете понятие долг. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Какие черты могут охарактеризовать таких людей?


III группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А какого ваше мнение?


  1. Закрепление.

а) фронтально

совесть – это….

долг – это…

долг общественный – это…

моральный долг – это…


V. Домашнее задание.

 1) параграф 51, cтр. 334-341

2) ответить на вопрос

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»















Список литературы.

  1. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание 8-9 класс. - Москва: Просвещение, 2008 г.


  1. Боголюбов Л.Н. Рабочая тетрадь по обществознанию 9 класс. – Москва: Просвещение, 2008 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ