Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье»

Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье»


Цели:

 - познакомить учащихся с основами воспитания детей у разных народов, в разные исторические периоды;

- развивать умения высказывать свои мысли,  анализировать и делать выводы;

- воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.

Методическая цель: Создать условия для понимания «что такое детство», определить отношение взрослых к детям в разные исторические периоды.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, тестовая оболочка, раздаточный материал (карточки-задания)

Основные понятия: детство.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята, садитесь,проверьте всё ли готово к уроку, все ли вы готовы.

.

2. Изучение нового материала

 

СЛ 1. Ребята прослушайте пословицы и поговорки и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Детки- благодать Божья

Детки- радость, детки- горе.

Умел дитя родить, умей и научить.

Растут детки, как грибки

-Правильно ребята, тема сегодняшнего урока  «Ребенок в семье».



- Сегодня мы с вами переходим к изучению новой главы «Ребенок в обществе».

-Вы познакомились с общей картиной современного общества, его экономикой,

социальным устройством, политикой и правом, культурой.

-А теперь мы обратимся к проблемам, связанным с положением ребенка в обществе, и прежде всего в семье и в школе.




-Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова: СЛ 2.

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.


(Открыли тетради, записали число и тему урока)



-Ребята, давайте запишем домашнее задание . Откройте дневники и запишите:

СЛ 3.

План урока

-Сегодня на уроке вы должны узнать следующее: СЛ 4.


1.Что такое детство?

2.Дети и взрослые.

3.Отношение к детям в разные исторические эпохи.

4.Воспитание детей у разных народов, в разные исторические периоды.


  1. Что такое детство?

-Чтобы вспомнить, что такое детство, давайте обратимся за помощью к детям, которые сейчас находятся в этом прекрасном периоде в жизни каждого человека.. СЛ 5. ВИДЕО



-Вспомнили? А сейчас, давайте сыграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают при слове «детство?»



-Итак, теперь я хочу спросить, чьё мнение было самым точным? Вообще, могу ли я так ставить вопрос? Почему?


- Действительно, сколько людей, столько мнений. Все вы по своему правы.

Но давайте обратимся к автору нашего с вами учебника, и узнаем как же он определяет понятие «детство. СТР. 159

СЛ 6.

Детство– период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер.

-Запишите определение в тетрадь


Мир детства– это особый мир, имеющий собственные законы, отношения и пространство.

Отличительная особенность этой среды (семья, двор, группа, класс, летний лагерь) заключается в том, что ребенок чувствует здесь себя своим.


2. Дети и взрослые.


- Какой же путь проходит ребёнок в этом мире? Учёные пришли к выводу, что мир детства включает три стадии.

ЗАДАНИЕ: СЛ 7

Работая с материалом учебника на стр.160. заполните таблицу в рабочей тетр. На стр.81.


СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ, КАК ЗАПОЛНИЛИ : СЛ 8.

Детство включает три стадии:

-1 стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается 3 года; это период, когда ребенок учится говорить и самостоятельно питаться, передвигаться.

-2 стадия охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

-3 стадия продолжается с 6 до 11 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в жизнь общества.


- Безусловно, все вы понимаете, что дети и взрослые отличаются друг от друга.

Давайте спросим у малышей, кто они, взрослые? СЛ 9 .видео

-А сейчас я задам вопрос, а вы должны предложить как можно большее количество версий. Затем мы выбираем самые главные. Итак, чем по вашему дети отличаются от взрослых.. (Не забываем, что только поднятая рука)



СЛ 10.

  • Физическим строением (у детей большая голова, короткие конечности, у взрослого удлиняются конечности, голова по сравнению с телом меньше).

  • Знаниями (взрослый знает и умеет гораздо больше, чем ребенок).

  • Поведением (взрослый не будет делать того, что делает ребенок, - играть, баловаться, плакать, капризничать).

  • Степенью свободы (взрослый сам может распоряжаться своими деньгами, сам решает, где ему жить, где работать).

  • Степенью ответственности (взрослый имеет больше ограничений, он должен отвечать за себя и за других, кормить свою семью).

  • Степенью самостоятельности (решения за ребенка принимают взрослые).

  • Степенью любознательности (не зря детей называют

«почемучками»).


-Ребенок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать собственные права, бороться за свои интересы. Как правило, важные решения, касающиеся жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших.


3.Отношение к детям в разные исторические эпохи.


Отношение к детям в разные исторические времена менялись. Не менялась лишь важность сущности отношений, связывающих мир взрослых с миром детей. Попробуем убедиться в этом. СЛ 11.


  • Работая с текстом параграфа 24 и дополнительным материалом, разбившись на группы, охарактеризуйте отношение взрослых к детям в разные исторические периоды.(на столах карточки с заданием и раздаточный материал)


(После 5 -7минут работы зачитываются результаты работы групп(по слайдам)


СЛАЙДЫ 12-15


-Сегодня жизнь детей значительно улучшилась. Современным детям уделяют очень много внимания.

СЛ 16

Задание: попробуйте составить список вещей, занятий, развлечений, предназначенных для детей.( работать можно опираясь на картинки в рабочей тетради стр.84.


  • Как вы думаете, почему так изменилось отношение взрослых к детям?


  • Какие сложности и проблемы существуют у детей в современном мире?



  • Отличаются ли они от проблем детей средневековья и нового времени?


4. Воспитание детей у разных народов, в разные исторические периоды


  • Что вы понимаете под словом «воспитание»?(ОТВЕТЫ) СЛ 17.


  • Сейчас вы прослушаете историческую справку о том, как воспитывали детей в разные исторические эпохи, а после- как происходит процесс воспитания у некоторых народов.

  • Слушая сообщения вы делаете краткие записи в тетради, выделяя особенности воспитания.

СЛ 18.


Ученик

Воспитание детей у разных народов.

В различные исторические эпохи в разных странах детей воспитывали неодинаково.

В современной Японии чаще обращаются к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать по-японски означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия родители избегают прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Первые ограничения начинаются в школьные годы. Но вводятся они постепенно. Ребенка учат подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

   С европейской точки зрения детей в Японии балуют.

В Англии к детям относятся сдержанно. Даже прохладно. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей – это не только правило, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. С детства дети приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат об образовании, дети уезжают и живут независимо от родителей.

В Англии до полутора лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме. Затем их воспитанием занимались родители, а с 10 лет многие из них отправлялись учиться в другие семьи. Европейские дворяне отдавали своих отпрысков в более знатные дома, где они служили  в качестве пажей и оруженосцев. Крестьяне и ремесленники отправляли детей в услужении.


  • Что вы считаете положительным?

  • От чего вы бы отказались? Позицию аргументируйте.


Спасибо за ответы и за сообщение!


-Главными воспитателями у большинства народов считаются родители. Но так происходило не всегда. . Следующее выступление по теме: Воспитание в разные исторические периоды.

СЛ 19

Ученик

   В Средневековой Европе многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах.

Европейские дворяне отдавали своих отпрысков в более знатные дома, где они служили  в качестве пажей и оруженосцев.

Крестьяне и ремесленники отправляли детей в услужении.

В 17 веке придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки применяли не только в семье, но и в школе, в университете. Учитель не мыслился без розог. На картинах его обязательно изображали с плетью в руках.

В конце 17 – начале 18 века телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка. Правила хорошего тона запрещали держать локти на столе, чавкать, сморкаться, воспитывали у детей волю и хорошие манеры.

В домах европейской аристократии и крупной буржуазии воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охоться, заниматься спортом или обучаться военному делу.

  • Как воспитывали в Средние века?

  • Какая организация выполняла ведущую роль в воспитании подрастающего поколения в Средневековье?

  • Почему в ХVII веке были столь распространены жестокие наказания детей?

  • На что обращают внимание воспитатели в этот период?


- Спасибо !





Ребята, что вы узнали нового сегодня на уроке? (ответы детей)

СЛ 20


А давайте вспомним тему нашего урока. «Ребёнок в семье»


Только в семье ребёнок может нормально развиваться

Семья – это то, что всегда с тобой.


Семья – это счастье и любовь в доме.


Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять.

Семья – это самое значимое в жизни человека.

Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического благополучия


СЛ 21 ВИДЕО

4. Закрепление. СЛ 22-24

Тест.

1. Детство – это…

1. период с 6 до 11 лет

2. период от рождения до 11 лет

3. период с момента рождения ребенка до 3 лет

2. Детство включает:

1. три стадии

2. две стадии

3. одну стадию

3. В какой стране чаще обращаются к поощрениям, нежели к наказаниям:

1. Англия

2. Япония

3. Китае

4. Наказывать детей – это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. О какой стране идет речь?

1. Бразилии

2. Японии

3. Англии

5. Все необходимое для жизни ребенку дает, прежде всего…

1. школа

2. семья

3. сверстники

6. В различные исторические эпохи отношение взрослых к детям в семье…

1. не менялось

2. менялось

3. 1+2

7. В каком веке в воспитании детей придерживались принципа подчинения воли?

1. в 17 веке

2. в 15 веке

3. в 16 веке

8. Сегодня жизнь детей…

1. не изменилась

2. улучшилась

3. ухудшилась

9. Третья стадия детства продолжается…

1. с 3 до 6 лет

2. с рождения до 3 лет

3. с 6 до 11

10. Правила хорошего тона запрещали держать локти на столе, чавкать, воспитывали у детей волю и хорошие манеры.

1. Конец 17 - начало 18 века

2. 15 век

3. 16 век

 

5. Оценки

6.. Итог урока.



СЛ 25.

- Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- вашу семью. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.


   «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле».


Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.


 


http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»  Тэги к этому документу: 

 

 

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ