Рабочая программа по ОБЖ для учащихся 9 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа села Рогаткино
Красноармейского района Саратовской области»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
учителей естественного цикла
____________
Л. А. Лагутина
Протокол № ______
от «___»____________ 20___г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________
Л. А. Лагутина
«Утверждено»
Директор
МКОУ СОШ с. Рогаткино
____________
И. Б. Шишлова
Приказ № ______
от «___»____________ 20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 9 класса
Составитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
II квалификационной категории
ШИШЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ______ от «___»____________ 20___г
2012/2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.
В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ). Для реализации данной программы используется учебник А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса – М.: Просвещение, 2010 год. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Рабочая программа рассчитана на 34 (35) учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение проверочных работ (словарные диктанты, тесты, зачеты) – 12 часов, на проведение контрольных работ – 3 часа.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий:
- основы комплексной безопасности;
- защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций;
- основы здорового образа жизни.
Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.
В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
Формы организации образовательного процесса — комбинированные уроки, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации.
Технология обучения – традиционная.
Виды и формы контроля — словарные диктанты, тесты, зачеты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
форма урока
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки
Форма контроля
Домашнее
задание
Дата проведения
знания
умения
план
факт
Раздел 1.
Основы комплексной безопасности (24)
Национальная безопасность России в современном мире (4ч)
1
Россия в мировом сообществе.
ИНМ, лекция
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.
Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
П. 1.1, задание стр. 11
2
Национальные интересы России в современном мире.
ИНМ, лекция
Национальные интересы России в современном мире их содержание.
Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Умение анализировать и делать выводы
Устный опрос
П. 1.2, вопросы стр. 14
3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
ИНМ. лекция
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
П. 1.3, задание стр. 19
4
Формирование общей культуры населения в области БЖД.
комбинированный
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
Умение анализировать и делать выводы
Словарный диктант
П. 1.4, задание стр. 26
ЧС природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3ч)
5
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
ИНМ,
лекция
Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека
Классификация чс, основные причины увеличения их числа.
Умение анализировать и делать выводы
Тест
П. 2.1, задание стр. 35
6
ЧС природного характера, их причины и последствия.
ИНМ, беседа
чс природного характера, их причины и последствия.
чс природного характера, их причины и последствия.
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
П. 2.2
7
ЧС техногенного характера их причины и последствия
ИНМ, лекция
чс техногенного характера их причина и последствия
чс техногенного характера их причина и последствия
Умение работать с учебником, выделять главное
зачет
П. 2.3, вопросы и задание стр. 45
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3ч)
8
Военные угрозы национальной безопасности России.
ИНМ
лекция
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Военные угрозы
Умение анализировать и делать выводы
Устный опрос
П. 3.1
9
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
комбинированный
Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.
Основные правила поведения, если вас захватили в заложники
Умение работать с учебником, выделять главное
Контрольная работа
П. 3.2, задание стр. 56
10
Наркотизм и национальная безопасность России
ИНМ, лекция
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Наркобизнес
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
________
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч)
11
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
ИНМ, лекция
Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера
РСЧС
Умение анализировать и делать выводы
__________
П. 4.1, задание стр. 63
12
ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
ИНМ,
лекция
Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.
ГО
Умение анализировать и делать выводы
Тест
П. 4.2, задание стр.69
13
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС
ИНМ,
лекция
Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
МЧС
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
П. 4.3, задание стр. 76
Основные мероприятия, проводимые в РФ. По защите населения от ЧС мирного и военного времени (5ч)
14
Мониторинг и прогнозирование ЧС.
ИНМ,
лекция
Мониторинг и прогнозирование ЧС.
Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС
Мониторинг и прогнозирование
Умение анализировать и делать выводы
Устный опрос
П. 5.1, вопросы и задание стр. 80
15
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
ИНМ,
лекция
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
Инженерная защита
Умение анализировать и делать выводы
Тест
П. 5.2, вопросы и задание стр. 84
16
Оповещение населения о ЧС
ИНМ,
лекция
Оповещение населения о ЧС. Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Система оповещение, Сигнал «Внимание веем»
Действие населения при угрозе нападения, при оповещении о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении
Устный опрос
П. 5.3, вопросы и задание стр. 86-87
17
Эвакуация населения.
ИНМ,
лекция
Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Эвакуация, план эвакуации учреждения,
средства индивидуальной защиты
Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений
Словарный диктант
П. 5.4, вопросы и задание стр. 90
18
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
ИНМ,
лекция
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Аварийно-спасательные работы
Умение анализировать и делать выводы
зачет
П. 5.5, вопросы и задание стр.93
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч)
19
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
ИНМ
Лекция
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Конспект (тема №19)
20
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Беседа, сам.раб
Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.
Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов.
Устный опрос
Конспект (тема №20)
21
Система борьбы с терроризмом.
ИНМ
Лекция
Существующие в мировой практике формы борьбы терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции
Уголовная ответственность, предусмотреннаяза участие в террористической деятельности
Умение анализировать и делать выводы
Тест
22
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Беседа сам. работа
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара и в случае возникновения террористического акта
Устный опрос
Конспект (тема №22)
23
Государственная политика противодействия наркотизму.
ИНМ, лекция
Основные меры борьбы наркоманией.
Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией
Умение работать с учебником, выделять главное
Словарный диктант
Конспект (тема №23)
24
Профилактика наркомании.
ИНМ
Лекция
Профилактика наркомании.
Профилактика наркомании.
Контрольная работа
Конспект (тема №24)
Раздел 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11)
Основы здорового образа жизни (3ч)
25
Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность
ИНМ
Лекция
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья
Иметь представление об основных положениях здорового образа жизни
Устный опрос
Стр.85, конспект
26
Здоровый образ жизни и его составляющие.
ИНМ
Лекция
ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация
Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой
Устный опрос
П.4.2.,
вопрос 1-4
27
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
ИНМ
Лекция
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие
зачет
Конспект (тема №27)
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3ч)
28
Ранние половые связи и их последствия.
ИНМ
Лекция
Ранние половые связи и их последствия.
Ранние половые связи и их последствия.
Словарный диктант
Конспект (тема №28)
29
Инфекции, передаваемые половым путем.
Беседа, сам.раб
Инфекции, передаваемые половым путем.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Умение работать с учебником, выделять главное
Конспект (тема №29)
30
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
ИНМ
Лекция
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
Тест
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)
31
Брак и семья
Роль семьи в формировании ЗОЖ
Основные положении семейного кодекса
Устный опрос
Конспект (тема №31)
32
Семья и здоровый образ жизни человека
ИНМ
Лекция
Роль семьи в формировании ЗОЖ
Основные положении семейного кодекса
Фронтальный опрос
Конспект (тема №32)
33
Основы семейного права в Российской Федерации.
ИНМ
Лекция
Роль семьи в формировании ЗОЖ
Основные положении семейного кодекса
Знание основных понятий
Устный опрос
Конспект (тема №33)
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2ч)
34
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
ИНМ
Лекция
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
Умение работать с учебником, выделять главное
Конспект (тема №34)
35
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
Сам.
раб
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
Знание основных понятий
Контрольная работа
Конспект (тема №35)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
7. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
11. Безопасность дорожного движения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе выпускник должен:
знать
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;
- современные проблемы безопасности от военных угроз России, международного терроризма, религиозного и национального экстремизма;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени в России;
- способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях;
- основные направления государственной политики в области обеспечения дорожно-транспортной безопасности, методики оказания доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
уметь
- доступно объяснять основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс, учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.
4. Рыбин А. Л. Дорожная азбука на дороге / А. Л. Смирнова. - М.: «Просвещение», 2006.
Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. - М.: «Просвещение», 2005.
2. Дуров В. А. Русские награды / В. А. Дуров. - М.: «Просвещение», 2003.
3. Лях В. И. Основы здорового образа жизни / Л. В. Лях. - М.: «Просвещение», 2005.
Учебные и справочные пособия:
1 Перечень рекомендуемых средств обучения:
- средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно–марлевые повязки, аптечка. Дидактический материал:
- тесты по всем разделам и темам.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ