Конспект урока для 4 класса "Лесная сказка"
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект экскурсии по окружающему миру по теме «Лесная сказка»
Выполнили студентки 3 «А» группы:
Емельянова Элина, , Косых Ксения
Камышлов,2014
Конспект экскурсии в лес
4 класс
Цель: развить у детей интерес к окружающему миру
Задачи:
личностные:
развивать эстетические чувства;
развивать интерес к предмету «Окружающий мир», интерес к познанию природы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные:
познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы;
сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;
вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;
научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.
Метопредметные:
развивать личностные и психологические особенности школьников;
развивать память, разные формы мышления.
Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.
Место проведения: лес
Время проведения: конец марта
Подготовка учащихся к экскурсии:
приготовление необходимого оборудования;
выучить наизусть отрывки стихотворений:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (И.А. Бунин)
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)
Ход экскурсии.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Проводит с детьми беседу о правилах поведения на природе с помощью вопросов:
Как нужно вести себя на природе?
Где вы можете ходить?
Что можете делать?
Чего нельзя делать на природе?
Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.
Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру.
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем
Мотивация
Ребята, где мы с вами находимся?
Вам здесь нравится?
Сейчас ребята прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (называет четырех заранее подготовленных учеников)
Понравились вам отрывки из стихотворений?
Что общего у всех этих четверостиший?
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли?
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите.
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес сегодня?
в лесу
да
Дети читают наизусть четверостишия
да
Они все о лесе
В них описан лес в разные времена года.
Доказывают
Весна
Март
Теплая, безветренная
Зеленый, красивый
Личностные: действие смыслообразования (мотивация).
Коммуникативные: инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Открытие новых знаний
Физминутка
А что такое лес?
Какие бывают леса?
Чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.
А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?
Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.
Какие еще в нашем лесу растут деревья?
У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.
К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм.
Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром поласкают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.
Не мешают ли расти друг другу растения леса?
Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.
Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему?
Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как?
К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца?
Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня?
Кто живет в этом домике?
Расскажите, что вы знаете о муравьях.
Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.
А каких насекомых мы можем встретить в лесу?
Отгадайте мои загадки.
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза-
Кто же это?
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Ребята, а какую пользу приносят насекомые?
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков
Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.
Проводит с детьми физминутку
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела-
На четыре – улетела.
Только ли растения и насекомые живут в лесу?
Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.
Отгадайте, какие птицы нас встречают?
Загадки:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица…
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать - дворец.
Прилетай скорей…
Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.
Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?
Что вы о них знаете?
Какую пользу они приносят?
Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу.
Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу?
А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?
Лес - это место с деревьями
Хвойные, лиственные и смешанные
Листьями
Рассматривают
Сосна
Дуб
Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.
Борьба за свет и тепло
Самые глубокие корни у деревьев
Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост
Муравейник
Муравьи
Рассказывают о муравьях
Пауки, жуки, божьи коровки, бабочки, клопы.
Пчела
Стрекоза
Бабочка
опыляют цветы, их кушают птицы и животные
Слушают
Нет
Дятел
Грач
Скворец
Куропатку, ворону
Говорят что они знают
Рассказывают о птицах, и их гнездах
заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось
Белку, зайца, лося, волка
Куница, кабана
Создаются парки, некоторые животные занесены в красную книгу
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия, использование фантазии и воображения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Рефлексия
Давайте подведем итоги с помощью ответов на вопросы
Понравилась ли вам экскурсия?
Какие открытия вы сделали сегодня?
Как размещаются растения и животные в лесу?
Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Зачем нужен лес?
Отвечают на вопросы
Личностные: формирование интереса к окружающему миру.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ