Конспект урока для 4 класса "Великая Отечественная война 1941-45 гг. Начало войны – знаменитые битвы"

Класс

4-а

Предмет

окружающий мир

Час:

1 (из 3-х)

Тип урока

решение частных задач

Тема:

Великая Отечественная война 1941-45 гг. Начало войны – знаменитые битвы.

Цель:

сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и героизме советского народа; расширить мировозрение школьников на основе изучаемого материала


Задачи

  1. познакомить с основными битвами войны (1941-43 гг.),

  2. формировать умения работать с историческими картами;

  3. продолжать учить получать историческую информацию из разных источников;

  4. обогащать словарный запас на историческую тематику.

  5. развивать мышление, умение сравнивать и делать выводы, речь учащихся

Воспитательная задача

содействовать воспитанию патриотизма на примере героизма советского народа в годы второй мировой войны

Планируемые результаты

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.

метапредметные:

познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал ;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;

коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;

Методы

частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные, словесные, наглядные

Формы деятельности

фронтальная, групповая

Технологии

РО Занкова, ИКТ, педагогика сотрудничества

Оборудование

видеоролик, презентация, проектор, раздаточный материал (исторические карты, листы действий, тексты с информацией), Интернет




Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Организационный момент.

- приветствие учащихся


приветствуют учителя.


2. Целеполагание и мотивация

-Сегодняшний урок я считаю очень важным и нужным для нас всех.

-Предлагаю вам сейчас посмотреть на слайд. Видите, в центре вопрос – это и есть тема нашего урока. Внимательно посмотрите. Скажите, что и кого вы видите?

- Согласны ли вы со мной, что тема нашего урока важна для нас?

- Российский историк Ключевской сказал такие слова: «Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего». Как вы понимаете эти слова?

- обобщение мнений учащихся

рассматривают кроссенс, определяют тему урока : будем говорить о великой Отечественной войне 1941- 45 года.



высказывают мнение: не узнает историю своей семьи, не сможет гордиться, будет повторять одни и те же ошибки

1 слайд








2 слайд

3. Постановка целей урока

- Чтобы вам хотелось узнать по теме нашего урока? Что нам для этого нужно сделать? Давайте составим план нашего урока

(запись на доске ответов учащихся )

- Каждой группе выдаётся маршрутный лист урока. В конце урока мы с вами попытаемся ответь на вопрос: что узнали и что ещё хотим узнать?

дети высказывают мнения




запись номера группы

4 группы



3 слайд

4. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, а что такое война?

- Какие бывают войны?

- А что вы знаете о Вов 1941- 45 годов?


- Войну 1941-45 года к какой можно отнести? Почему?


дети отвечают

знакомятся с понятиями: мировая, гражданская, отечественная

запись кластера на доске

4 слайд

4.Решение конкретно- практических задач. Осознание и осмысление учебного материала.


- Каждый год празднует наша страна День Победы. И сегодня, так же как и в далёком 45-м, этот день остаётся праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую мы заплатили.

- А вот война начиналась.


- Гитлер разработал план захвата нашей страны за 5 месяцев. Посмотрите на историческую карту начала войны 1941 года. Что вы видите? Обсудите в группе и расскажите.


- Вся страна от мала до велика поднялась на защиту нашей Родины. Сначала наша страна терпела поражения. Как вы думаете, почему? А что об этом пишут историки, вы узнаете, прочитав статью у вас в группе.

- Но у нашего народа была сильная вера в победу и желание побить врага, освободить нашу землю. А началось всё с Брестской крепости, которую фашисты планировали захватить за 3 дня, а она оборонялась почти месяц. А дальше были другие битвы. Наша армия побеждала врага.

- Предлагаю вам назвать битвы, которые вы знаете? Давайте узнаем о них побольше. На слайде вы видите название крупных битв ВОВ с 1941- 1943 гг. Каждая группа выбирает битву и готовить небольшой рассказ о ней по плану, который у вас дан на листе. Материал ищем в Интернете.



- Мы побеждали и о каждой победе сообщали на всю страну.



Не оставалось в стороне и мирное население. Как вы думаете, чем занимались люди в местах, где не было войны? А чем занимались такие же, как вы, дети? Они, как и взрослые, боролись с фашистами и на фронте и в тылу.

- Вернёмся к исторической карте. Сравните её с первой картой, понаблюдайте и сделайте вывод: что произошло за 2 года войны? В начале войны наша страна терпела поражение. А почему фашисты стали терпеть поражение?








прослушивают аудиозапись


работают с исторической картой, делают вывод: к 1941 году Германия захватила страны….. , возможно покажут на слайде



дети высказывают мнения



каждая группа называет причины


слушают учителя











работают с материалом и поиском информации в Интернете, выступают с защитой





слушают аудиозапись





мнения детей выслушать






рассматривают карту и делают выводы: красная армия стала теснить фашистов, освобождая нашу страну








аудиозапись с голосом Левитана об объявлении войны


5 слайд с картой






раздаточный материал на группу


6 слайд – изображение Брестской крепости во время войны и сейчас


во время рассказа отмечать героизм и гордость




битва за Москву, Ленинградская блокада, Курская битва, Сталинградская битва

(на каждое выступление – слайд 7-10)



запись от советского Информбюро об освобождении Сталинграда




ролик «Подвиги детей во время ВОВ»



слайд 11 с картой

во время рассказа отмечать героизм и гордость

обобщить ответы на слайде



5. Рефлексивно- оценочный этап

- До конца войны нашей стране, нашему народу ещё 2 тяжёлых года. И нам с вами предстоит много узнать и ещё больше гордиться на наш народ, за нашу страну.

- А теперь подведём итоги нашего урока. В начале мы поставили цель: узнать о ВОВ.

- В группах обсудите и выскажите мнение, что вы узнали.

- Что бы вы хотели узнать ещё?

- Оцените работу членов своей группы








подводят итоги, что узнали



оценивают на листах самооценки


6. Домашнее задание

Дома вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу по плану, который записан у каждого из вас на карточке.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ