Конспект урока на тему «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Тема урока: « КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Цели: познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением; расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
Тип урока изучение нового материала
Задачи урока:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; учить описывать рыб по плану; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать любовь к природе; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Оборудование: слайды с изображением рыб, учебник «Окружающий мир» 1 класс автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, монетки, фигурки рыбок.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки рыб, приводить примеры рыб, узнавать рыб.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формирование УУД
Организационный момент.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
Самоорганизация на начало учебной деятельности.
Коммуникативные, регулятивные:
эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Повторение изученного
- Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»:
- На прошлом уроке мы изучали… насекомых.
- К ним относятся… пчелы, бабочки, кузнечики...
- Отличительными признаками насекомых являются…… 6 ножек.
- Отметьте, кто является насекомым. (слайд- диск)
Личностные, коммуникативные, регулятивные.
Постановка учебной проблемы.
Определение темы урока.
Работа по теме урока.
- Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоёму. (слайд 2)
Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» - подумал Муравьишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку. (слайд 3)
- Отгадайте её и вы.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (слайд 4)
- Где могут жить рыбы? Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.
- Прочитайте тему урока на с.34 учебника. (слайд 5)
- Назовите, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
1.- Вспомните, каких рыб вы знаете.
Игра «Кто больше?»
(соревнования по рядам, учитель следит, что не было повторов )
- Молодцы! Сколько вы знаете рыб!
2. - А как можно отличить рыб от других животных? (слайд 6)
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.
- А кто знает, как рыбы дышат?(слайд 6)
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород.
- Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (слайд 6)
Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Отгадаем загадки, отгадки на них подскажут, по каким ещё признакам можно отличить рыб от других животных.
- Отгадываем первую загадку. (учебник с. 34)
- Что нам подсказывает отгадка? - Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
–Вот так выглядит чешуя рыб при увеличении.
(слайд 7)
- Посмотрите на правый рисунок в учебнике. Догадайтесь, что нарисовано.
Мы с вами сейчас попробуем построить модель «одежды» рыб.
- А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
(слайд 8)
- Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает, как она называется?
- Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? ( У рыбки плавники красного цвета и они похожи на пёрышки)
- Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом.
Высказывание предположений, актуализация опыта.
Учитель подводит учащихся к тому, что они сами называют тему урока.
Высказывание предположений, актуализация опыта.
Ответы детей.
Учащиеся с помощью вырезанных из фольги кружочков моделируют «одежду» для рыб.
Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.
Личностные, коммуникативные, регулятивные.
Актуализация опорных знаний. Познавательные действия. Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные:
умение высказываться в соответствии с поставленными задачами.
Личностные.
Познавательные: формирование умения применять ранее полученную информацию для решения учебой задачи.
Познавательные: формирование умения выделять особенности объектов в процессе их наблюдения.
Личностные.
Регулятивные.
Коммуникативные:формирование умений работать в группах.
Физкультминутка
- Рыбки плавали, ныряли
В тёплой, голубой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.
Регулятивные.
Коммуникативные.
Продолжение работы по теме урока.
Подведение итогов урока.
- Вы все умные ребятки! Отгадаете загадки? (слайды)
- А знаете ли вы? Загадки о рыбах.
1. Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост — липучки!
Ты меня не проведёшь! —
Я тебя поймаю,...! (Ерш)
2. Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь)
- Почему пескаря так назвали?
3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука)
4. На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
Но ловился лишь ... (Карась)
- Какое слово у нас получилось? Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука, карась, где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.
- Рассмотрите в учебнике на с. 35 на левом рисунке речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)
- А что вы знаете о соме?
- На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.
- Сом- неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
Дети называют по порядку рыб. (Карась, ёрш, щука, окунь, сом)
- А тепрь мы проверим как знаете других обитателей.
(Отгадывают кроссворд о морских рыбах) (слайды)
Загадки о рыбах.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала).
2. Словно сказочный герой,
Под водой живёт тот конь,
Гривы нет, копыт, хвоста,
И не ржёт он никогда! (морской конёк)
3. Красная рыба из семейства лососевых (горбуша)
4. Блещет в море чистом,
Спинкой серебристой. (Сельдь )
- Какое слово у нас получилось? ( Море) Значит рыбы: конёк, горбуша, камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.
- Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали?
- Среди этих рыб есть хищница – акула.
- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
- Авторы учебника предлагают вам рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (работа в парах)
Рассказы детей об одной из рыб.
Щука – речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стекловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, с тёмными полосами.
Камбала – морская рыба. Встречаются большие и маленькие рыбки. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
- Откройте тетради на с. 24, найдите № 1. Проведём игру «Узнай рыб по силуэтам». (слайд)
- А сейчас проведём игру на внимание. «Найди отличия в этих картинках». (слайд)
- Молодцы! Справились с заданием.
- О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)
- Кто такие рыбы? (слайд)
- Приведите примеры речных рыб.
- Приведите примеры морских рыб.
Систематизация знаний. Осознание качества и уровня усвоения полученных знаний.
Познавательные: формирование умения выделять особенности объектов в процессе их наблюдения.
Познавательные:
умения классифицировать, находить сходства и различия.
Познавательные:
умение презентовать подготовленную информацию.
Коммуникативные: формирование умений работать в парах, слушать и понимать других.
Познавательные:
умение самостоятельно выделять и формулировать необходимую информацию.
Регулятивные:
умение осуществлять итоговый контроль деятельности.
Рефлексия.
- Что узнали на уроке сегодня?
-Как бы оценили своё настроение после урока?
-Давайте отметим ваше настроение. Перед нами морское дно. Давайте заселим туда рыбок. У вас на столах лежат рыбки разного цвета. Прикрепите ваших рыбок на доску.
Если урок понравился, и все было понятно – синяя рыбка
Все понятно, но остались вопросы – желтая рыбка
Ничего не понятно – красная рыбка
- Посмотрите, какое красивое морское дно у нас получилось. А это значит, сколько новых знаний вы получили.
Рефлексия собственной деятельности на уроке.
Регулятивные:
умение осуществлять итоговый контроль деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ