Конспект урока на тему "Загадки осени"

Конспект урока окружающего мира по теме «Загадки осени»



Цель урока:

  • расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;

  • обобщить знания детей о характерных признаках осени в неживой природе;

  • создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса;

  • формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях;

  • воспитывать бережное отношение к природе.



Оборудование:

  • картины с изображением осенней природы,

  • фотографии животных,

  • карандаши, листы

  • ноутбук,

  • видеопроектор,

  • электронная презентация,

  • звукозапись с пением птиц.

Домашняя работа

  • Рисунок "Осень в лесу".

Ход урока

1. Организационный момент.

Для работы на уроке класс делится на три группы.

2. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Ребята, когда люди улыбаются?

Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе. Отгадайте загадку.

По небу ходит
Маляр без кистей. 
Краской коричневой
Красит людей. 
(солнце)

*** 
Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали, 
А пошли искать их днем, 
Ищем, ищем — не найдем. 
(роса) 

***
Летит огненная стрела. 
Никто ее не поймает: 
Ни царь, ни царица, 
Ни красная девица. 
(молния) 

***
Он зеленый, попрыгучий, 
Совершенно неколючий, 
На лугу весь день стрекочет, 
Удивить нас песней хочет. 
(кузнечик) 

***
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел, 
А он вспорхнул и улетел
(бабочка) 

***
Он качели и кровать, 
Хорошо на нем лежать, 
Он в саду или в лесу 
Покачает на весу. 
(гамак) 
***

А каком времени года говорят нам слова-отгадки? (о лете)

Когда начинается учебный год, ребята? Как называется месяц, когда мы приходим в школу? Вы любите это время года?

Значит, какое время года на следующей ступеньке?

Несу я урожаи,

        Поля вновь засеваю,

        Птиц к югу отправляю,

        Деревья раздеваю,

        Но не касаюсь сосен

        И елочек – я …. (осень).



- Отправимся в путь?



3. Работа по теме урока.

Осенние изменения в неживой природе. (Повторить с детьми характерные признаки осени в неживой природе.)

На доске картины с изображением осенней природы.

Учитель.

Лес, точно терем расписной.                              Заунывный ветер гонит

Лиловый, золотой, багряный.                             Стаи туч на край небес.

Веселой пестрою стеной                                      Ель надломленная стонет,

Стоит над светлою поляной.                                Глухо шепчет темный лес.

             И.Бунин.             



Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Дети дают подробные ответы, делают вывод: похолодание, первые заморозки, последняя гроза, затяжные дожди, первый снег, ледостав- всё это осенние явления в неживой природе.

Как меняется осенью жизнь растений. (Повторить изменения, которые происходят в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе)

Учитель. Но больше всего осенью изменился лес.

- Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.

Учитель. Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

- Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

- Какие деревья не сбрасывают листву?

Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

Учитель. Ребята, вы сказали, что листву сбрасывают только лиственные деревья, такие как берёза, липа, тополь, осина, лиственница.

Дети. Лиственница - это хвойное дерево.

Дети рассказывают о деревьях (лиственница, ель, берёза).

Рассказ сопровождается слайдом с изображением дерева.

Учитель. Когда Ира рассказывала нам о ели, мы не случайно вспомнили обычай украшать ёлку в Новый год. Дело в том, что деревья дают нам кислород, без которого мы не смогли бы жить. Кроме того, из дерева делают бумагу, мебель строительные материалы. Значение дерева в нашей жизни трудно переоценить.

- Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса.

- А сейчас мы вместе с нашими деревьями окажемся в сказке.

Грибы и ягоды в осеннем лесу.

Заранее подготовленные дети показывают фрагмент из театрализованного представления "На лесной полянке". (В сказке дети вместе с Алёнушкой выручают Иванушку из царства Бледной Поганки, в которое он попал, не зная грибы. Чтобы освободить Иванушку, дети должны показать, как хорошо они знают грибы, отгадать загадки и даже спеть о грибах частушки.)

Учитель. Ребята, важно не только хорошо знать грибы, но и уметь правильно их собирать. Собирая грибы, срезайте их у основания, чтобы не повредить подземные части - грибницу.

- Какие грибы могут собрать дети в осеннем лесу?

- Но Алёнушка с Иванушкой пошли в лес собирать не только грибы, но и ягоду.

- Какие ягоды можно собрать в осеннем лесу?

Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные.

На экране появляются слайды с изображением кустарников.

- А ещё, у какого кустарника осенью листья краснеют?

- А дальше в лес:

Голубая полянка? Разве такое бывает? Но приглядитесь - вся она покрыта кустарничками. А на них висят голубые плоды.

Небольшой вечнозелёный кустарник с ветвистыми прямостоящими стеблями. Кисловатые ягоды очень вкусны и полезны. (Брусника)

- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква. Она содержит лимонную кислоту.)

Учитель. Ребята, вы все знаете сказку "Двенадцать месяцев". В ней злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за цветами. Давайте представим себя на месте падчерицы и подумаем, смогли бы мы в зимнем лесу собрать, скажем, ягоду?

- Да, смогли. Для этого нужно осенью запомнить место, где растёт брусника или клюква. Брусника и клюква - вечнозелёные кустарники. Даже под снегом они остаются зелёными, а ягоды такими же вкусными и красными, как и осенью.

Жизнь птиц осенью. (Заострить внимание на помощь птицам в зимний период.)

Учитель. Дети, закройте на минуту глаза. (Звукозапись с пением птиц.)

- Что вы себе представили? Какие картины природы встают перед вами?

- К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

- Как называются такие птицы?

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

Видели ли вы летом насекомых? Каких?

- Много ли их было летом?

- Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы - мышами.)

Дети отвечают на вопросы и делают вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.

Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Дети рассказывают, что они видят синиц, воробьёв, ворон. Эти птицы ближе перебираются к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений.

Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, устраивают птичьи столовые. Запомните! Птицам зимой не так страшен холод, как голод!

Осенние изменения в жизни животных. (Обобщить знания о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме, воспитывать бережное отношение к животным, учить детей работать в группах.)

Учитель.

Если знаешь лес, зверей, 
Назови их поскорей!

    1. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Тот, кто угадал загадку, выходит к доске, приклеивает на рисунок "Осень в лесу" фотографию животного и рассказывает о жизни этого зверя осенью и о том, как он готовится к зиме.

    1. Хозяин лесной
      Просыпается весной.
      А зимой под вьюжный вой 
      Спит в избушке снеговой. (медведь)

3)

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги, 
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось 
Встретить, знайте это : (лось)

4) А мы к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою главную добычу - мышей-полёвок - находим мы без всяких уловок. (лиса)

Учитель рассказывает о приплоде зайчих осенью. (листопаднички)

Учитель. Ребята, вы подробно рассказали о жизни животных осенью, молодцы!

- Охота на зверей в лесу разрешена в определённое время. Вы слышали - охотничий сезон открыт, охотничий сезон закрыт. Но есть вид охоты, который разрешён круглый год. Что это за охота?

Дети рассматривают различные варианты и приходят к выводу, что это фотоохота.

Учитель. Самый безобидный вид охоты, а часто бывает, что люди, особенно дети, просто так, ради баловства обижают и мучают животных.

Учитель. В 1966 году создана Международная Красная книга, которая хранится в Швейцарии. В неё занесены исчезающие виды животных и растений, которые вымирают по вине человека и срочно нуждаются в помощи и защите, иначе они могут навсегда исчезнуть с "лица земли".

- Ребята, люди научились строить дома, создавать сложную технику. А смогут ли люди создать: цветок? Нет. Это очень сложное создание природы. А что говорить о животных?

Учитель вместе с детьми делает вывод: необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их.

Дети работают в группах, придумывают и оформляют на листах "Правила друзей природы".

Каждая группа представляет свою работу у доски.

Учитель подводит итог работы детей в группах.

3. Итог урока.

Учитель. О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

- Давайте ещё раз повторим "Правила друзей природы".

- Ребята, вам понравилось путешествовать по осенней стране?

- И мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Молодцы!

Учитель выставляет детям отметки за урок.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ