Конспект урока на тему "Многообразие животных"

Тема: Многообразие животных.

Задачи: создать условия для формирования представлений о земноводных, их разнообразии; способствовать развитию познавательных способностей; развивать умение пользоваться справочной литературой; содействовать воспитанию любви к окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные учебные действия: формируют представления о земноводных, их разнообразии, о значении этих животных для природы и человека;

формируют у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, справочники; развивают умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию; расширяют кругозор учащихся, развивают речь, наблюдательность; развивают критическое мышление, самостоятельность обучающихся;

Личностные учебные действия: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении учебных заданий; пробуждают познавательную активность; воспитывают интерес к животному миру, бережному и экологически грамотному отношение к природе;

Метапредметные:

Регулятивныепринимают и сохраняют учебную задачу, планируют условия её реализации; контролируют выполнение учебных действий; адекватно воспринимают оценку учителя; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, работают с дополнительной литературой, читают сообщения, рассматривают и описывают иллюстрации; логические – осмысленно читают тексты, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируютприобретенные новые сведения, обобщая их.

Коммуникативные: формируют умение работать в паре, в группе; участвуют в учебном диалоге с учителем, одноклассниками, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач


1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой учащихся.

Учитель:- Давайте дружно прочитаем:


Окружающий нас мир        
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Учитель:- Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы. Ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны.

- Сегодня на уроке я предлагаю поработать в группах. Давайте вспомним:

Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга, уважать мнение каждого.)

- Дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

  1. Повторение ранее изученного. Игра «Четвёртое лишнее»

- Выйдите по-одному представителю от группы и выберите конверт. В нём задание. Рассмотрите картинки с изображением животных. Найдите лишнее животное.

1 группа – Окунь, щука, карась, лягушка.

2 группа – Муха, стрекоза, муравей, тритон.

3 группа – Лебедь, попугай, орёл, жаба.

4 группа – Тигр, лиса, волк, саламандра.

- Назовите отличительные признаки каждой получившейся группы. Для этого заполните карточку, которая лежит в вашем конверте.

3. Работа над новым.

- У оказались лишние животные, которые ни в одну группу не вошли. (на доске картинки лягешка, жаба, тритон, саламандра)

- Что про них вы можете рассказать?

-А хотели бы узнать о них больше?

- Можно ли объединить их в одну группу?

- Где мы можем найти необходимую информацию, чтобы узнать про животных больше?

- Я вам предлагаю начать научную работу по сбору информации об этих животных.

Работа в группах с дополнительной литературой.

(в ходе работы дети заполняют карточки про животных)

Выступление групп перед детьми.

1 группа – лягушка (рассказ детей)

- Я предлагаю посмотреть фильм, как лягушка размножается.

Учитель дополняет:

- Четыре раза в год лягушки переодеваются – меняют кожу и всякий раз съедают поношенное платье. Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве. В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет. У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.


2 группа – жаба


Обыгрывание сценки «Лягушка и жаба»

- Как-то вечером встретились лягушка и жаба. Вам интересно узнать, о чём они говорили? Слушайте внимательно!

Жаба. Здравствуй, Лягушка!

Лягушка. Здравствуй, Жаба!

Жаба. Почему ты так быстро и далеко прыгаешь?

Лягушка. А потому, что задние лапки у меня длиннее, чем у тебя, и мне удобно им отталкиваться и прыгать.

Жаба. А мне тяжело прыгать, мне с моими короткими лапками удобнее ходить.

Лягушка. Посмотри, какая у меня гладкая и скользкая кожа. В год я четыре раза переодеваюсь – меняю свою кожу, и всякий раз съедаю поношенное платье.

Жаба. А у меня кожа покрыта бугорками. Они такие красивые!

Лягушка. Скажи, Жаба, а почему ты держишь голову очень близко к земле? Я вот всегда голову вверх приподнимаю!

Жаба. А потому, что я питаюсь насекомыми, которые ползают по земле. А ты охотишься за летающими насекомыми.

Лягушка. Почему-то я совсем не вижу тебя днём?

Жаба. А я вообще не люблю солнечный свет, мои зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато я прекрасно вижу в темноте, поэтому на охоту отправляюсь только после захода солнца.

Лягушка. Ну, тогда удачной охоты!

Учитель дополняет:

Самой полезной из земноводных является жаба. Она уничтожает слизняков и тем самым приносит пользу растениям.

Физминутка

Лягушка и жаба приглашают на танец-разминку

3 группа – тритон

Учитель дополняет

Селится тритон в лиственных и смешанных лесах, в кустарниках лесостепи; предпочитает затененные места. Весну — начало лета тритон проводит в водоемах — мелких озерах, прудах, ручьях. В воде тритоны активны большую часть суток. Рацион питания в этот период составляют личинки комаров, долгоножек, толкунцов, стрекоз, а также ракообразные, водные моллюски, икра рыб и лягушек. На суше до ухода на зимовку они поедают многоножек, дождевых червей, гусениц, панцирных клещей, насекомых.


4 группа – саламандра

Учитель дополняет

Саламандра ведет преимущественно сухопутный образ жизни, она медленно передвигается по поверхности, день проводя в толще влажного мха, под камнями и валежником, в пустотах пней, почвы и норах. Поселившись раз под одним деревом, не меняют своего "дома" в течение ряда лет, уходя каждую ночь на охоту на 10 - 30 м от него и возвращаясь всегда до рассвета. Саламандры плавают плохо и могут даже утонуть.

Питается различными насекомыми, гусеницами бабочек и двукрылых, пауками, слизнями, дождевыми червями, также может употреблять в пищу мелких тритонов и молодых лягушек. Свою добычу саламандра ловит резко бросившись вперёд всем телом, а затем пытается проглотить целиком.

Ловя быстро передвигающихся бабочек и жуков, саламандры выбрасывают язык, ориентируясь с помощью зрения. Неподвижную добычу они находят по запаху. Выделяет ядовитую жидкость. Этот яд очень опасен для млекопитающих,


  1. Обобщение.

- Итак, что же общего между лягушкой, жабой, тритоном, саламандрой?

- Т.е. место обитания: могут жить рядом с водой и землей

- Поэтому эту группу животных можем назвать земноводные. (слайд)

- Что же мы узнали о земноводных?

Земноводные - древнейшая группа животных, распространённая по всему земному шару.

Тело покрыто голой кожей. Поэтому живут земноводные рядом с водой, во влажных местах.

Дышат земноводные лёгкими и кожей.

Все земноводные – хищники. Питаются слизнями, насекомыми, гусеницами, дождевыми червями, уничтожают насекомых-вредителей и слизняков, которые поедают стебли и листья растений.

Земноводные умеют прыгать, плавать, летать.

Размножаются земноводные, как и рыбы, откладывая икру. Их личинки – головастики – развиваются в воде, и без воды жить не могут. Когда головастики повзрослеют, у них развиваются лёгкие и отрастают две пары ног для прыгания по земле.

На зиму земноводные прячутся в земляных норах, под прелой листвой, в гнилых пнях, на дне водоёмов.

Земноводных по-другому называют - амфибии («ведущие двойной образ жизни»)

Экологическая направленность: Польза или вред?

- Как вы думаете, полезны ли земноводные?


Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.


Каждый должен помнить, что человек связан с природой невидимыми нитями. Порвёшь эти нити – нарушишь природное равновесие. Всё это отзовётся бедой для всех живущих на Земле.


XII. Релаксация. (слайд)

- Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем я буду говорить.
(На фоне музыки учитель читает стихотворение):

Все, все, все на свете, нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.


- Поднимите голову, откройте глаза и хором прочитайте выделенные строки стихотворения.

Ребята, найдите у себя на парте «солнышко» и «тучку».
Поднимите картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на  уроке , узнали еще один секрет природы . И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы


















Дети заполняют карточку: (в паре)

Земноводные - ________________ животные. Они живут __________.

Тело покрыто ______________________.

Дышат ___________ и ______________.

Питаются ___________________________

Передвигаются _______________________.

Размножаются, откладывая ______________.

«Детей» земноводных называют ____________.

Зимуют земноводные в ___________, в _________, на _____________ .

По-другому земноводных называют _____.


Дети заполняют карточку: (в паре)

Группа ________________.

Они обитают __________.

Тело покрыто ______________________.

Количество лап______________________

Питаются ___________________________

Передвигаются _______________________.

Размножаются ______________.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ